Все новости в телеграм канале ESPN NEWS
Бутсы Давида Сильвы сделаны из кожи. Он окончательно повесил их на гвоздь на прошлой неделе. Это случилось позже, чем большинство предполагало, и раньше, чем кто-либо хотел. Его бутсы были самых разных цветов - синие, черные, оранжевые, желтые и белые, - но одно всегда оставалось неизменным.
Присмотритесь, и они кажутся чем-то из другого времени, из тех времен, когда все начиналось. Производители могли делать с дизайном все, что им заблагорассудится - его это особо не волновало - просто экономия на материалах. Никакого пластика, никакой синтетики, никаких уловок, никакой чепухи.
Все, что имело значение, — это ощущения от мяча. Прикосновение. И, боже, как хорош был удар Сильвы. Всегда был.
Каждый пас был безупречен, без прикрас. В том, как он играл, было какое-то нежное очарование, в нем чувствовалась легкость. И все же он был серьезным соперником, а также мастером на протяжении 19 лет. Большинство из них он провел в Премьер-лиге – у стадиона «Этихад» установлена его статуя. Когда он вернулся в Испанию в возрасте 34 лет, это было похоже на новое открытие, подарок: возможность наслаждаться им здесь, приветствовать его дома и наконец-то обняться. Нужно наверстать упущенное время, которого, возможно, осталось совсем немного.
Наблюдать за игрой Сильвы было особенным чувством. Не только для болельщиков «Реал Сосьедад», а для всех. В особенности для тех, кто играл с ним. Поговорите с ними, и каждый разговор закончится одинаково: И он тоже был отличный парень.
Ближе к концу прошлого сезона Сильва подошел к камере, чтобы дать послематчевое интервью. Оно началось не с вопроса, а с просьбы: «Пожалуйста, не уходите на пенсию». Сильва ответил, что однажды ему придется это сделать, но ему нравилось играть и он собирается продолжать. Несколько дней спустя было объявлено, что в 37 лет он продлил контракт еще на один сезон. Это решение, которое он заслужил, обрадовало многих. Предположительно, контракт подходил к концу, когда он подписал его. Он собирался провести четвертый сезон и вернуться в Лигу чемпионов.
Однако теперь травма правого колена — то, с чем он боролся какое-то время — вынудила Сильву уйти на пенсию. Его возраст позволяет это сделать. Как раз тогда, когда он (последний человек, оставшийся в живых из величайшего поколения футболистов Испании) был, возможно, впервые принят всеми и всем понравился. «Мы бы хотели, чтобы все произошло по-другому. Мы держимся за тот футбол, который ты нам подарил», - говорится в заявлении клуба.
«То, как все произошло, вызывает настоящую жалость и очень жестоко», - говорит Пабло Сабалета, который играл с ним в «Ман Сити». «Он хорошо играл в «Реал Сосьедаде», это печально».
История заканчивается в той же провинции, с которой начиналась, самой маленькой в Испании: Гипускоа. Подростком Сильва перешел в «Эйбар» из второго дивизиона на правах аренды, это был его первый профессиональный футбол; его карьера завершается в «Реал Сосьедад» в Сан-Себастьяне в 37 лет, спустя почти 900 матчей за пять команд и свою страну.
Родившийся на Канарских островах, в том же крошечном городке, что и бывший игрок сборной Испании Хуан Карлос Валерон, он присоединился к «Валенсии» в 14 лет, но был далеко от дома. Эйбар находится в 1265 милях отсюда, за тридевять земель. Средняя температура на Гран-Канарии никогда не опускается ниже 20 градусов тепла, здесь 2998 солнечных часов в году; на Эйбаре температура никогда не поднимается выше 20 градусов. Это было идеально.
– «Талант, как у Сильвы? Не многие им обладают»
«Нам не хватало игроков, и я помню, как разговаривал с Тони [Руисом], тренером по фитнесу, и Менди [Хосе Луисом Мендилибаром, тренером], и они сказали: «Есть один парень с Канарских островов, которого нам предлагает «Валенсия», - говорит Антонио Кармона, товарищ по команде из «Эйбара». «И я, признаться, сказал Менди: «19-летний канарец, на Эйбар?!» И вдобавок ко всему, он маленький и хрупкий. И он сказал: «Да, да, нам говорят, что он очень хорош. Тони его знает. И он собирается подписать.» Я подумал: «Ладно, что ж, давайте посмотрим».
«Мы были крепкой командой, очень подготовленной. И появляется этот ребенок: тихий, почти не произносящий ни слова, застенчивый. А потом ты видишь его на первой тренировке и понимаешь, что он другого уровня, совершенно другой. Он не был большим любителем поговорить, но ладил со всеми, он никогда не прятался, он всегда хотел получить мяч. Я думаю, что «Эйбар» был полезен для него: занятия очень интенсивные, много физического контакта. Он думал гораздо быстрее остальных, поэтому за ним было трудно угнаться, но в то же время он никогда не расслаблялся. И при поддержке команды он рос», - говорит Кармона.
«Эйбар» впервые в истории пропустил продвижение в высшей лиге на одно место; Сильва снова отправился в аренду в «Сельту» на сезон 2005/06.
«Мы мало что знали о нем», - говорит Эстебан Суарес, вратарь «Балайдоса». «Он был очень застенчивым, очень тихим. До тех пор, пока не получал мяч». Тренер «Сельты» Фернандо Васкес описал задачу во время тренировок простыми словами: возьмите стул, сядьте и наблюдайте за игрой Сильвы.
«У нас была действительно хорошая команда, много иностранцев, игроков с гораздо большим именем, чем у него, но наша игра вращалась вокруг него», - говорит Эстебан. «Ты видишь его в раздевалке и не замечаешь его, но затем он выходит на поле, и все становится по-другому. Тренером у него был Фернандо Васкес, который был квалифицированным преподавателем и чей метод работы был очень нравоучительным - и это было хорошо для него. Такому игроку выгодно иметь такого тренера, который может давать советы, формировать тебя, направлять, учить. Посмотрите, кем он стал».
Чемпион мира. Один из лучших игроков в истории Премьер-лиги. И ключевой игрок «Сельты».
«Команда была хорошая, поэтому никто не стеснялся, когда ребенок подходил и брал мяч», — говорит Эстебан. «В любом случае, ты должен поощрять хороших игроков - и отдавать им мяч. Он был внимательным, живым, вокруг него были такие молодые игроки, как Хорхе Ларена, Хесус Перейра и Джонатан Аспас, и он был хорошим парнем, похожим на Валерона. Не шутник, но тот человек, к которому ты относишься с теплом: в нем есть что-то доброе.
«Он был умен: у него не было большого тела, но он очень хорошо им пользовался. Люди говорят: «Нет, футбол - это физическая игра». Конечно, но на это можно «купиться». Ты идешь в спортзал и развиваешь физическую сторону игры. Талант? Ха! Это другое дело. Такой талант, как у Сильвы? Не у многих он есть. В «Сельте» он нам очень нравился. В тот год, когда он играл за нас, мы добрались до Европы; через год после его ухода мы пошли ко дну».
«Он был игроком молодежной команды «Валенсии» и хорошо играл, когда был там на правах аренды», - говорит товарищ по команде «Валенсии» Санти Канисарес. «Он возвращается, и вы увидите в предсезоне, что он будет играть для нас центральную роль». Если клуб и не был полностью в этом уверен — они предлагали перевести его в «Сельту», то команда была. «Удивительно видеть, как он так тренируется. Ты думаешь: он выдающийся, он будет играть за нас каждый день. Он никак не сможет снова уйти в аренду. Кике [Санчес Флорес, тренер] видел это. Но ты этого увидеть не мог».
«С того первого дня его дебюта в «Каррансе» все было очевидно, — говорит защитник Курро Торрес. «И когда он ушел на пенсию, он все еще играл точно так же. Его отец, Фернандо, тоже работал в клубе — он был еще одним замечательным человеком — и Давид был отличным профессионалом, достойным товарищем по команде, с которым приятно было работать каждый день. То, чего он добился, говорит само за себя, но прежде всего я бы рассматривал его как личность».
Вскоре пара отца и сына перешла в «Этихад», изменив его навсегда.
Сильва – великий среди великих
«Он изменил историю клуба», — говорит Забалета. «Давид пришел и «Сити» стала великой командой. Было много людей, которые сомневались в нем. Люди думали, что не сможет физически справиться с темпом и интенсивностью Премьер-лиги, и количество физических контактов не пойдет ему на пользу. Но все оказалось далеко не так. Как только покатился мяч, все увидели. Ты не мог отнять у него мяч; он никогда его не терял. Именно с его приходом «Сити начал претендовать на важные титулы.
«Когда ты видишь его в составе сборной Испании, «Валенсии», это потрясающе. Ты наблюдаешь за его голами, за его игрой, и это действительно великолепно. Я бы без сомнения сказал, что он входит в тройку лучших игроков, с которыми я работал. Может быть, Месси — это отдельный случай, но я бы поставил Давида прямо на первое место. Я наслаждался каждой тренировкой с ним, играми и техническими деталями. Роберто Манчини [главный тренер] ставил его справа, и я всегда следил за его переходом в атаку. Я знал, что он так хорошо справляется с передачами. Он был игроком, который помогал совершенствоваться другим, от этого выигрывали все».
В течение долгого времени было трудно избежать подозрений, что многое было настроено против него. Никто не поднимал из-за него достаточно шума, пока он боролся за свое место. Он не кричал, не привлекал к себе внимания. В Испании были и другие, кто мог побороться за любовь - Андрес Иньеста, Хави, Фернандо Торрес, Давид Вилья, Икер Касильяс, Серхио Рамос. Он ушел из «Сити» в 23 года, подарив клубу свои лучшие дни. Тем не менее, он все равно выиграл чемпионат мира, два Евро в 2008 и 2012 годах, и в Испании его тоже полюбили бы. Возможно, немного запоздало, но они бы это сделали. Спустя четыре чемпионских титула он вернулся в возрасте 34 лет. Оказалось, что он не был пенсионером, отдыхающим от дел.
«Какое влияние он оказал...» - говорит вратарь Мигель Анхель Мойя, где пауза почти столь же красноречива, как и слова. «Я играл во многих командах, с разными игроками, и когда люди спрашивают, кто лучший игрок, с которым я когда-либо играл, я всегда отвечаю: Андрес Иньеста и Давид Сильва.
«Так много команд, так много игроков, а я всегда говорил о нем. Его способность упрощать сложные вещи, вероятно, самая трудная из всех. Когда ты на площадке, на трибуне или смотришь по телевизору, ты видишь его игру, пасы, логичные ходы. Дома это выглядит легко, но на поле это не так. И все же, есть несколько особенных игроков, которые обладают таким даром. Они разыгрывают пас, и ты думаешь: «Да, это был тот самый».
Он стал победителем Кубка мира, дважды чемпионом Европы, одним из величайших игроков всех времен в Англии, но вы бы этого не узнали. Талант, передающийся из поколения в поколение, Сильва мог бы сдаться или зазнаться, но этого тоже не произошло. «В раздевалке, несмотря на все, чего он достиг, он не задирал носа», - говорит Мойя. «И это была одна из причин, по которой его так уважали. Он никогда не делал ничего экстравагантного, никогда не хотел быть в центре внимания».
То, как он играл, означало, что в конце концов это было неизбежно. «Я горжусь тем, что он играет за нас: для меня большая честь иметь такого игрока», - говорит тренер «Реал Сосьедада» Иманол Альгуасил. На вопрос, что он говорит Сильве, Алгуасил просто добавил: «Спасибо».
Это чувство разделяли и болельщики: было своего рода недоверие к тому, что у них была возможность посмотреть, как он играет за их команду. Для всей страны это был неожиданный второй шанс, и они крепко за него ухватились. Возможно, в первый раз они не совсем понимали, насколько он хорош, но на этот раз поняли. Мало кто ожидал, что он уйдет на пенсию так поздно, будет играть так хорошо. Но в итоге все равно его уход стал преждевременным. И это причиняет боль всем.
Канисарес говорит: «В Испании было поколение невероятных футболистов, так что, возможно, Сильва был просто еще одним из них, но даже быть частью этого поколения сложно. Из-за того, что он играл за границей, возможно, у людей не было возможности так сильно насладиться его футболом. Но в «Валенсии» мы знали, насколько он хорош. Игра бок о бок с легендами позволила ему многое выиграть для национальной команды. Проблема в том, что он выделялся бы больше, если бы его не окружало так много великих людей».
Он был самим собой, он не изменился. Он играл так же, был таким же. Носил те же бутсы. Позвольте другим поднимать шум, выделяться. Он хотел играть. Тот парень в Эйбаре был точно тем же в Сан-Себастьяне.
«Ему потребовалось время, но сейчас он один из величайших игроков испанского футбола», - говорит Кармона. «Работая скаутом, я много путешествовал, и везде, где я побывал за последний сезон, ему аплодировали. С запозданием, но его ценность наконец-то была полностью признана в Испании. Мне было 37, ему было 19, когда он приехал в Эйбар. Для всех в команде, для Менди, который принял решение привезти этого молодого канарца в «Эйбар», было гордостью, что мы работали с игроком такого уровня. Жаль, что футбол в конце концов был несправедлив к нему».
Эстебан улыбается. «Я играл с Давидом Сильвой. Это довольно круто. Есть люди, за которых особенно радуешься, когда они добиваются успеха, и он один из них. Я видел его не так давно. Мы пошли посмотреть, как он играет, и немного поболтали с ним перед игрой: тот же самый нормальный парень после всего, что он выиграл, те же ценности. На нем были эти старые щитки».
И кожаные бутсы.
Все новости в телеграм канале ESPN NEWS