Велик был Вечный город, велик и славен безмерно. Могущество его было таково, что и после своего падения оставался он идеалом для народов, что пришли в земли Европы, чтобы построить здесь свое новое будущее. Все эти германские племена - франки, готы, лангобарды, увидев воочию блеск и силу Рима, даже после падения Империи пытались сохранить хотя бы часть её наследия. Потому что отлично понимали ту пропасть что разделят их мир, простой и безыскусный и мир Римской Ойкумены.
Именно поэтому "варварские королевства" тяготели к ушедшему Риму пытаясь взять от него все самое лучшее. Законы, дороги, сельское хозяйство, военную традицию и, конечно же, оружие. Ведь совершенно очевидно, что именно на силе оружия держится государство. У кого лучшее оружие, тот и прав. Ну не на экономике же, логистике и упорядоченных законах, на самом то деле. Только на силе оружия.
Поэтому, ни у тех кто был федератом Великого Рима, ни у тех кто воевал с ним, не возникало и тени сомнения что римское оружие прекрасно. Не зря ведь Рим завоевал половину мира. А значит, нужно взять и сделать себе такое же. Только еще лучше. Крепче, прочнее, надежнее. И, конечно же, украсить его так, чтобы владыка соседних земель, только увидев такого красивого тебя, немедленно пошел и утопился от черной зависти на ближайшем дереве.
Вообще, во времена "варварских королевств" попытки копировать имперское и позднеимперское снаряжение были обычным делом. Ангоны - метательные копья, что, попав в руки германцев, стали копьями универсальными, спаты - мечи, полукровки, получившиеся из-за смешения римской и варварской военной школы, чешуйчатые доспехи, и конечно же, шлема римской традиции. Особенно шлема. И вот об одном из них - шлеме, известном сейчас под названием Вендель 14, мы сегодня и поговорим.
Говоря о шлемах, нужно сказать, что германские племена, пришедшие в Европу с востока, шлемами были не сильно богаты. Нет, они, конечно, были, вот только в совершенно недостаточных количествах. Впрочем, трудно ожидать чего-то другого от племен, что были сорваны с родных земель похолоданием, неурожаями и набегами соседей, у которых за спиной тоже маячили голод и небывало суровая зима.
Проблемы с технологиями, потери обученных мастеровых во время многолетнего похода на запад и, конечно же, постоянная нехватка металла не очень располагали к массовому производству высокотехнологичного оружия. И даже осев в Европе, германские племена продолжали испытывать ровно те же проблемы. Которые еще больше усугубились во времена падения империи и стремительной варваризации региона.
Но шлема воинам новых королевств все-таки были нужны. И, конечно же, их делали. Сколько могли и как могли. Конечно же стараясь, чтобы новые шлема были такими же замечательными, как те, что еще совсем недавно украшали головы легионеров Вечного Города. Ну, или хотя бы похожими.
Главной проблемой мастеров оружейников в то время, как уже неоднократно говорилось, было качество металла. Потеряв торговые связи со всем миром, европейские кузнецы Раннего Средневековья почти полностью перешли на болотную руду, что на выходе давала металл довольно паршивого качества. А это значит, и у металлических изделий, что из нее производили было немало проблем.
Именно поэтому, из за крайне посредственного качества металла шлем, о котором сегодня идет речь, хотя и был на первый взгляд похож на шлем Римской империи, однако схожесть была только внешней. Внутри же, это была совершенно иная конструкция.
Потеря кузнечной традиции не позволяла больше сделать пластину из однородно прокованного металла достаточно большой величины, чтобы получить из нее цельнотянутый купол, как у шлема имперского периода.
Да что там! И меньшую пластину хорошего качества, пригодную для того, чтобы собрать шлем из двух половин, как делали во времена упадка Рима, сделать было тоже нереально. Поэтому нашего сегодняшнего героя, как, впрочем, и большинство его собратьев, собирали по каркасной схеме.
На круглый обруч основания крепились полосы каркаса шлема, обеспечивающие жесткость конструкции и препятствующие его разрубанию. Но такой традиционный для германцев шлем совершенно точно не походил на римские шлема. и для того, чтобы придать ему надлежащий вид, на первый защитный купол было решено одеть второй, декоративный.
Да, дорогой друг, это, конечно, странно, но шлем получился двухслойным. И первый его слой был прочный, а второй - красивый. Только так удалось совместить удовлетворительную прочность и придать изделию нужный вид.
Ровно та же самая история произошла и с защитой шеи. В оригинальном римском шлеме, защите шеи уделялось чрезвычайно много внимания. Большая металлическая пластина сложной формы служила защитой от ударов, что приходились поверх щита. Прикрывая шею владельца от колющих ударов как меча, так и копья, пехотного или кавалерийского.
Но к моменту появления шлема от непобедимых легионов Рима остались только фрески, барельефы и небольшое количество более или менее удачные копии этих самых шлемов. И поэтому современникам, давно уже не воюющим так, как делали это римляне, было решительно непонятно, что это за дурацкий, почти вертикальный воротник сзади на шлеме и зачем он вообще нужен.
Мастер мало того, что не мог из-за отсутствия должных навыков и материала сделать такую сложную деталь, но и просто не понимал, почему она должна быть сделана именно так и никак иначе. Поэтому, не особо мудрствуя, защиту шеи сделали в виде традиционного в то время пластинчатого навеса, лишь немного изменив его. Придав весьма отдаленно похожую на оригинал форму.
На эту сложную конструкцию монтировались нащечники, в общем, схожие с теми, что укрепились на шлема позднего имперского периода. Впрочем, конструкционно, конечно, более простые и намного менее функциональные.
И вот в таком виде шлем действительно походил римский шлем. Если смотреть на него издалека.
Конечно же, большинство технических решений, что делали римский шлем исключительно технологичным и полезным в бою, были упущены.
Поперечные металлические пластины, создающие дополнительные ребра жесткости и рикошетирующие удары сверху, накладки закрывающие уши и оставляющие возможность слышать, анатомическая форма всех подвижных деталей. Множество тех мелочей, которые невозможно повторить, не понимая, для чего они и как должны работать, были упущены, или приняты за обычные украшения.
Зато он был красив. Ведь помните, шлем должен был быть таким же, как римский, только лучше? А это значит, украсить его нужно было выше всяких разумных пределов. Серебрение, золочение, чеканка по серебряным пластинам, что вставлялись во внешний декоративный купол. Тонкая резьба на массивных "надбровьях" решетке внешнего каркаса и наноснике. В том, что касалось "наведения красоты" мастера не сдерживали себя вообще никак.
Получившийся шлем вызывал неоднозначные чувства. С одной стороны, он был несомненно красив той чрезвычайно избыточной варварской красотой, которую мы все с вами так любим. Да и похож на старые имперские шлема, ну, покрасней мере на их изображения, которые все еще сохранялись на фресках и барельефах, до сих пор встречающихся на просторах варварской Европы.
В конце концов, он просто был. Что было немаловажно в эти непростые времена где шлем на поле боя был хорошо если у каждого пятого. А значит, это был отличный шлем.
С другой стороны шлем был технически сложен. Как бы это не казалось странным, но утеря производства и технологии очень сильно усложнила конструкцию шлема. Собранный из множества металлических полос, полосок, мелких гнутых деталей, что отливали из мягкого серебра и латуни. Скрепленный десятками, если не сотнями клепок, этот примитивный архаичный шлем был в разы сложнее, чем римский образец, с которого его делали.
И естественно, что эта сложность конструкции не самым лучшим образом сказывалось на его прочности. Судя по тому, что на шлеме есть боевые повреждения, несколько изменившие его геометрию, а также признаки замены креплений, это было довольно серьезной проблемой. Нет, конечно, он неплохо держал удар. В конце концов, внутренний защитный купол был ничуть не хуже, чем любой другой каркасник того времени. Но вот ремонт.
Множество клепок и мелких деталей внешнего купола делали даже незначительный ремонт этого шлема, мягко говоря, непростым. Впрочем, судя по тому, что принадлежал этот шлем крайне богатому и удачливому вождю, проблемы ремонта, как и его стоимость, были последним, что его волновало. В конце концов, это всего лишь вопрос денег, которые у него совершенно точно были.
В общем, как ни крути, шлем получился замечательный. Как римский. Только лучше. А что качество материала подкачало, тяжел, как жернов, сложен, как Гордеев узел, и стоит как половина триремы, так это неважно. Все равно у остальных еще хуже. А значит, всем совершенно точно ясно, кто тут самый сильный и удачливый ярл. К востоку от Рейна.