Сегодня хочется рассказать вам про одно место, которое удалось посетить в рамках небольшого путешествия вдоль Волги.
А поговорим мы сегодня про завод, которы выпускал одни из самых известных и популярных советских велосипедов - Школьник.
У кого, кстати, в детстве был такой? Расскажите про свои ощущения, потому что автор этой статьи, увы, их не застал.
В начале немного история.
В 1940 году на окраине города Горький (старое название Нижнего Новгорода) начинают строить новую площадку Горьковского Автомобильного Завода, на котором должны были выпускать всякую мелочевку и ширпотреб. В том числе здесь выпускали знаменитые педальные детские машинки - ГАЗ "Победа".
Но с началом Великой Отечественной Войны завод перешел на военные рельсы и стал выпускать мины. Очень похоже на то, что именно с тех пор на заводе и остался весьма серьезный периметр, который удалось преодолеть не без труда.
Производство велосипедов стало основным профилем завода в 1956 году. Занятным фактом можно считать то, что на протяжении почти 40 лет велосипеды "Школьник" стали основным профилем заводом. Ну то есть больше ничего. Только одни велосипеды "Школьник".
Почти 20 лет они даже не меняли своего внешнего облика, лишь к началу 1980-х была проведена первая модернизация.
Напоминание о велосипедном прошло можно встретить то здесь, то там.
Вот в корпусе валяется целая гора старых покрышек, вот вдалеке видна целая свалка велосипедных крыльев. В административных корпусах можно найти остатки велосипедных рам, рваные чертежи и даже различные результаты испытаний велосипеда "Школьника". Удалось найти в том числе документ подтверждающий испытания о проезде велосипедом расстояния в 1000 км.
Сейчас большинство цехов представляют собой сплошные руины, хотя стоит признать для меня они весьма фотогеничные. Здесь чувствуется бывший размах производства.
Где-то в административных корпусах удалось найти несколько интересных брошюр. Одна из них была на английском языке, что дает мне право сделать предположение, что планировалось выпускать продукцию на экспорт.
В одном из буклетов удалось найти немного информации про то, что уже тогда планировалось сделать автоматическую коробку передач с переключением нескольких скоростей. Это сейчас это кажется чем-то устаревшим, но в те времена было безусловно большим прорывом.
Несмотря на широкую известность завод как будто не пользуется в наше время особой популярностью любителей гулять по разным разрушенным корпусам. На стенах почти нет граффити и упоминаний модных блоггеров. Да и вообще в интернете не так, чтобы слишком много разных отчетов отсюда, от этого было тем более приятно и неожиданно заходить в разные кабинеты и находить иногда интересные артефакты из прошлого.
Выпуск продукции завершен в 2004 году. Сейчас завод признан банкротом и выставлен на торги.