Найти в Дзене
Фан-клуб «МаксМоро»

Разбираем пошагово пунктуацию в сложном диктанте. (По роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова)

Оглавление
Пунктуация в сложном диктанте (по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова)
Пунктуация в сложном диктанте (по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова)
Всем доброго дня и хорошего настроения!
Друзья, как ваши дела с диктантом? Справились? Если что-то не получилось или было не очень понятно, обязательно разберем. Главное – сделать первый шаг, и успех не заставит себя ждать)… Не нужно бояться ошибок, необходимо просто повторить правила. Поэтому смело проверяйте свой текст и ни о чем не волнуйтесь.

Ну что? Начнем?)))

Ниже вы видите текст диктанта с правильной орфографией и пунктуацией.

Ключ:

Вернув Маргарите подарок Воланда, Азазелло распрощался с нею, спросил, удобно ли ей сидеть. Гелла сочно расцеловалась с Маргаритой, кот прило­жился к ее руке, и провожатые тотчас растаяли в воз­духе, не считая нужным утруждать себя подъемом по лестнице. Грач, включив фары, выкатил в ворота мимо мертво спящего человека в подворотне, и огни боль­шой черной машины пропали среди других огней на бессонной и шумной Садовой.

Через час в одном из арбатских переулков, в подвале маленького домика, в первой комнате, где все было так же, как было до страшной осенней ночи прошлого года, за столом, накрытым бархатной скатертью, под лампой с абажуром, возле которой стояла вазочка с ландышами, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. Перед ней лежала исковерканная огнем тетрадь и возвышалась стопка нетронутых тетрадей. Домик молчал. В соседней маленькой комнате спал мастер, и его ровное дыхание было беззвучно.

Наплакавшись, Маргарита взялась за не тронутую огнем тетрадь и поняла: именно ее она перечитывала перед свиданием с Азазелло под Кремлевской стеной. Не пытаясь уснуть, Маргарита рассматривала рукопись, гладила ее, как гладят любимую кошку, и, поворачивая тетрадь в руках, оглядывала со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец. На нее накатила вдруг ужасная мысль, что все это колдовство, что тетради исчезнут из глаз и что, если она, проснувшись, сейчас окажется в своей спальне в особняке, ей придется идти топиться.

Но эта страшная мысль как отзвук долгих страданий, переживаемых ею, была последней. Ничто не исчезало: всесильный Воланд был действительно всесилен. Маргарита могла сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, шелестеть листами тетрадей, разглядывать их и целовать и перечитывать слова: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город... Да, тьма..." (По М. Булгакову).

Пунктуация в сложном диктанте (по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова)
Пунктуация в сложном диктанте (по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова)

Разберем текст по абзацам.

Мой комментарий:

1 абзац

1) Вернув Маргарите подарок Воланда, Азазелло распрощался с нею, спросил, удобно ли ей сидеть.

В этом предложении необходимо поставить 3 запятые.

Разберемся со структурой предложения.

Здесь две грамматические основы: Азазелло распрощался, спросил – первая (действие выполняет Азазелло); сидеть – вторая (действие выполняет Маргарита). Значит, перед нами сложное предложение, которые мы разделяем запятой (после «спросил»).

Второе предложение – придаточное (подчиненное), присоединяется подчинительным союзом «ли». Это косвенная речь (не прямая), оформляется в виде сложноподчиненного предложения.

Первое предложение осложнено однородными сказуемыми: распрощался, спросил – мы их отделяем друг от друга запятой; а также осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: распрощался (основное действие) что сделав? вернув Маргарите подарок Воланда (добавочное, сопутствующее действие). Деепричастный оборот стоит перед сказуемым, отделяем его запятой.

2) Гелла сочно расцеловалась с Маргаритой, кот прило­жился к ее руке, и провожатые тотчас растаяли в воз­духе, не считая нужным утруждать себя подъемом по лестнице.

В этом предложении также необходимо поставить 3 запятые.

Работая над пунктуацией, всегда начинайте со структуры предложения. Отделите части (отдельные предложения) друг от друга, а тогда уже смотрите знаки препинания внутри каждой части. Тогда вы не запутаетесь и ничего не пропустите. Итак, смотрим.

Это предложение тоже сложное.

Здесь три грамматические основы: Гелла расцеловалась – первая (действие выполняет Гелла); кот прило­жился – вторая (действие выполняет кот); провожатые растаяли – третья (действие выполняют провожатые). Следовательно, перед нами сложное предложение, которое состоит из трех простых предложений, мы отделяем их друг от друга запятыми (после «с Маргаритой» и «в воз­духе»).

Третье предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: растаяли (основное действие) что делая? не считая нужным утруждать себя подъемом по лестнице (добавочное, сопутствующее действие). Деепричастный оборот после сказуемого, отделяем оборот запятой.

Обратите внимание, что деепричастный оборот всегда выделяется с двух сторон запятыми (это и есть обособление), не зависимо от того, стоит ли он перед сказуемым или после него (по аналогии с однородными сказуемыми, только оборот выделяется единым знаком – запятыми с двух сторон).

3) Грач, включив фары, выкатил в ворота мимо мертво спящего человека в подворотне, и огни боль­шой черной машины пропали среди других огней на бессонной и шумной Садовой.

Это предложение полегче.

Здесь две грамматические основы: Грач выкатил – первая (действие выполняет Грач); огни пропали – вторая (действие выполняют огни. Перед нами сложное предложение, части которого соединены союзом «и», перед которым ставим запятую.

Первое предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: выкатил (основное действие) что сделав? включив фары (добавочное, сопутствующее действие). Деепричастный оборот стоит перед сказуемым (в середине предложения), выделяем его с двух сторон запятыми.

Обратите внимание, что в этом предложении два союза «и». Первый союз связывает части сложного предложения, поэтому мы перед ним поставили запятую. А вот второй союз «и» связывает однородные определения во втором предложении. Это одиночный союз (не повторяющийся), запятая перед ним не нужна.

Примечание: повторяющимся союз будет лишь тогда, когда выполняет одну функцию: связывает однородные слова (стоит между ними); может связывать части сложного предложения (стоит между простыми предложениями в составе сложного) и т.д.

Перед одиночным союзом «и» ставится запятая только в сложном предложении между частями. При однородных словах запятую не ставим.

Пунктуация в сложном диктанте (по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова)
Пунктуация в сложном диктанте (по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова)

2 абзац

1) Через час в одном из арбатских переулков, в подвале маленького домика, в первой комнате, где все было так же, как было до страшной осенней ночи прошлого года, за столом, накрытым бархатной скатертью, под лампой с абажуром, возле которой стояла вазочка с ландышами, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья.

Это сложное предложение с несколькими подчинительными предложениями, состоит их 4 частей.

Главная часть:

Через час в одном из арбатских переулков, в подвале маленького домика, в первой комнате, за столом, накрытым бархатной скатертью, под лампой с абажуром сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья.

Грамматическая основа: Маргарита сидела и плакала. Однородные сказуемые связаны одиночным союзом «и», запятую не ставим.

Предложение осложнено уточняющими членами предложения: (где?) …в одном из арбатских переулков (где именно?), в подвале маленького домика (где именно?), в первой комнате. Уточняющие обороты выделяются с двух сторон запятыми (т.е. обособляются).

Главное предложение также осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом: за столом каким? накрытым бархатной скатертью. Причастный оборот стоит после определяемого существительного, выделяем его с двух сторон запятыми.

В предложении есть три придаточных части:

первая – в комнате (какой), где все было так же (грамматическая основа – все было так же), это придаточная определительная;

вторая – так же (как? каким образом?) как было до страшной осенней ночи прошлого года, это обстоятельственная придаточная образа действия;

третья – под лампой (какой?), возле которой стояла вазочка с ландышами, придаточная определительная.

Все придаточные предложения выделяются с двух сторон запятыми.

2) Перед ней лежала исковерканная огнем тетрадь и возвышалась стопка нетронутых тетрадей.

Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными одиночным союзом «и». Запятая не нужна.

3) Домик молчал.

Это простое двусоставное нераспространенное предложений. Знаки препинания не нужны.

4) В соседней маленькой комнате спал мастер, и его ровное дыхание было беззвучно.

Сложное предложение.

Здесь две грамматические основы: спал мастер и дыхание было беззвучно. Части сложного предложения связаны союзом «и», перед которым нужна запятая.

Пунктуация в сложном диктанте (по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова)
Пунктуация в сложном диктанте (по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова)

3 абзац

1) Наплакавшись, Маргарита взялась за не тронутую огнем тетрадь и поняла: именно ее она перечитывала перед свиданием с Азазелло под Кремлевской стеной.

Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух частей, части связаны только по смыслу, без союза. Здесь две грамматические основы: Маргарита взялась и поняла – первая, она перечитывала – вторая.

Между частями изъяснительная смысловая связь. Маргарита поняла (а именно? Что именно?). Между частями ставим двоеточие.

Первая часть осложнена обособленным нераспространенным обстоятельством, выраженным деепричастием: Маргарита взялась что сделав? наплакавшись. Деепричастие стоит перед глаголом, выделяется запятыми (у нас одна – слово стоит в начале предложения).

2) Не пытаясь уснуть, Маргарита рассматривала рукопись, гладила ее, как гладят любимую кошку, и, поворачивая тетрадь в руках, оглядывала со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец.

Это сложное предложение, главная часть которого осложнена обособленными членами.

Начинаем с главных членов предложения.

Грамматическая основа: Маргарита рассматривала, гладила и оглядывала.

В предложении три однородных сказуемых, при перечислении разделяем слова запятой, перед одиночным союзом «и» запятую не ставим.

Предложение осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, которые выделяем с двух сторон запятыми:

1. Рассматривала (что делая?) не пытаясь уснуть (отделяем запятой).

2. Гладила ее и оглядывала (как?) поворачивая тетрадь в руках (выделяем с двух сторон запятыми). Первая запятая стоит после союза «и», потому что он относится не к обороту, а к сказуемому: гладила и оглядывала.

3. Оглядывала (как?), то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец. Здесь два однородных деепричастных оборота, связанных повторяющимся союзом «то-то». При однородных конструкциях запятая ставится перед второй частью повторяющегося союза, а перед первым союзом не ставится. Но у нас союз связывает конструкции, которые должны быть в предложении обособлены (т.е. выделены запятыми с двух сторон), поэтому в данном случае запятая ставится и перед первым «то».

В предложении есть еще и придаточная часть:

гладила (как?), как гладят любимую кошку (грамматическая основа: гладят, это обстоятельственная сравнительная придаточная, в середине предложения выделяется с двух сторон.

3) На нее накатила вдруг ужасная мысль, что все это колдовство, что тетради исчезнут из глаз и что, если она, проснувшись, сейчас окажется в своей спальне в особняке, ей придется идти топиться.

Это сложное предложение, состоящее из 5 частей:

1. Главная: На нее накатила вдруг ужасная мысль

2. Однородные придаточные 2-4:

Мысль (какая?),

  • Что все это колдовство,
  • что тетради исчезнут из глаз
  • и что ей придется идти топиться.

Первая придаточная от главной отделяется запятой (перед первым союзом «что»), а также ставим запятую между первой и второй придаточной частью (перед вторым союзом «что»).

Вторая и третья придаточные части связаны одиночным союзом «и», запятой не разделяются»: что… и что… (перед союзом «и» при однородных конструкциях запятую не ставим).

3. Третья придаточная часть разорвана четвертой придаточной, которая по смыслу относится к третье придаточной части.

…и что,( если она, проснувшись, сейчас окажется в своей спальне в особняке), ей придется идти топиться.

Установим смысловую связь:

и что ей придется идти топиться (при каком условии?) - если она, проснувшись, сейчас окажется в своей спальне в особняке. (Обстоятельственная условия). Эту придаточную выделяем с двух сторон запятыми (перед союзом «если» и после слова « в особняке»).

Также эта придаточная часть (обстоятельственная условия) осложнена обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием: окажется (что сделав?) проснувшись. Это деепричастие легко превратить во второе сказуемое: проснется и окажется, следовательно, наречных признаков здесь нет, т.е. это точно деепричастие (их легко перепутать с отглагольными наречиями). Значит, с двух сторон ставим запятые (обособляем деепричастие «проснувшись»).

Пунктуация в сложном диктанте (по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова)
Пунктуация в сложном диктанте (по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова)

4 абзац

1) Но эта страшная мысль как отзвук долгих страданий, переживаемых ею, была последней.

Это простое предложение.

Грамматическая основа: мысль была последней.

Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим после определяемого существительного: страданий (каких?), переживаемых ею, … Оборот выделяем с двух сторон запятыми.

В предложении есть ошибкоопасное место перед союзом «как». Запятая не нужна. Разберемся почему.

…мысль как отзвук долгих страданий…

Запятая необходима при сравнительном обороте. Но сравнение происходит только в том случае, когда сравниваются два разных, но в чем-то похожие предмета. Например,«мысль» - это одно понятие, а «отзвук» - это второе понятие.

В нашем предложении эти оба понятие обозначают одно и то же явление (абстрактное понятие). «Мысль» не сравнивается с «отзвуком» при помощи союза «как», а сама и является этим «отзвуком». Т.е. это одно и то же, названное разными словами. (С толку сбивает союз «как» и все путает. Поэтому нужно внимательно разбираться, что присоединяется союзом «как»).

Итак, перед нами распространенное определение, только выраженное не прилагательным, а существительным. Такое определение называется приложением. Мысль (какая?) как отзвук долгих страданий. Приложение (в отличие от сравнительного оборота) запятыми не выделяется. Это одно из самых трудных правил в пунктуации, связанных с оборотами с союзом «как».

2) Ничто не исчезало: всесильный Воланд был действительно всесилен.

Это бессоюзное сложное предложение, здесь две грамматические основы: ничто не исчезало, Воланд был всесилен.

Между простыми предложениями можно вставить «а именно», значение пояснения, между предложениями ставим двоеточие:

Ничто не исчезало (а именно): всесильный Воланд был действительно всесилен.

3) Маргарита могла сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, шелестеть листами тетрадей, разглядывать их и целовать и перечитывать слова: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город... Да, тьма..." (По М. Булгакову).

Это предложение с прямой речью.

Сначала идут слова автора (Маргарита могла сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, шелестеть листами тетрадей, разглядывать их и целовать и перечитывать слова), после которых ставится двоеточие; и далее идет прямая речь, которую мы пишем с большой буквы и заключаем в кавычки.

В предложении есть однородные сказуемые:

Маргарита могла шелестеть, разглядывать их и целовать и перечитывать слова.

Сказуемые «шелестеть», «разглядывать» поясняются дополнением «их» (т.е. листы), между сказуемыми нет союзов, разделяем их запятой. Далее идут еще два сказуемых «целовать» и «перечитывать», поясняемых дополнением «слова». Эти два сказуемых связаны между собой союзом «и», перед которым запятую также не ставим.

Обратите внимание, что в одном однородном ряду оказались две группы сказуемых, объединенных разными дополнениями (их, т.е. листы; + слова). Поэтому второй союз «и» (между «целовать» и «перечитывать») является не повторяющимся, а одиночным, именно поэтому запятая перед ним не ставится.

Но при однородных сказуемых на самом деле стоит два союза «и». Что же соединяет тогда первый «и»? А он тоже является одиночным и связывает эти две смысловые группы сказуемых: первая группа при дополнении «их» +и + вторая группа при дополнении «слова». Понятно?

Каждый из двух союзов «и» выполняют свою функцию: первый «и» связывает группы (листы + слова), второй «и» связывает два сказуемых внутри второй группы.

В предложении есть обособленные члены предложения.

  • Уточнение:

… сколько угодно (сколько именно?), хотя бы до самого рассвета, …

Уточнение «хотя бы до самого рассвета» выделяем с двух сторон запятыми.

  • Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после существительного. Выделяем с двух сторон запятыми:

Тьма (какая?), пришедшая со Средиземного моря, …

В конце прямой речи есть предложение:

Да, тьма...

Это сложное предложение, состоящее из двух отдельных предложений:

1. Да – утверждение.

2. Тьма – односоставное нераспространенное назывное предложение.

Два предложения разделяем запятой

ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!

Ну вот... С первым сложным диктантом мы с вами разобрались. Я рассмотрела только пунктуацию, поскольку объём материала достаточно большой. Если у вас остались вопросы по орфографии, задавайте их в комментариях, я с удовольствием вам отвечу.

Работать с текстом диктанта можно и по абзацам. Ведь не у каждого человека хватает времени на такую работу. Но двигаться вперед все равно обязательно необходимо! А наш фан-клуб вам в этом поможет и продолжит публиковать такие тексты. Удачи вам, наши дорогие читатели, в освоении русского языка!
Так что, друзья, повышайте свою грамотность.

И помните: ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!

Купалинка

Пунктуация в сложном диктанте (по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова)
Пунктуация в сложном диктанте (по роману «Мастер и Маргарита» М. Булгакова)

Дорогие наши подписчики, фанаты Макса Моро, СПАСИБО вам за позитивные отзывы и за то, что всегда с нами! А те читатели, кто еще не подписан в фан-клубе, большая просьба ПОДПИСАТЬСЯ, чтобы всегда быть на связи и не пропустить НОВОСТИ о творчестве МАКСА, а также иметь возможность их ОБСУДИТЬ.
Просим поставить ЛАЙК и написать КОММЕНТАРИЙ ! Если не трудно, поделиться ССЫЛКОЙ на статью в соц сетях! Забирайте в закладки! Пожалуйста! ))) Это очень ВАЖНО для развития нашего канала! Давайте вместе ПРОДВИНЕМ творчество МАКСА МОРО, чтобы как можно больше людей УЗНАЛИ и ПОЛЮБИЛИ произведения талантливого ПИСАТЕЛЯ, ПОЭТА и МУЗЫКАНТА ! )))

С Уважением, Алёна и Фан-клуб«МаксМоро»

Друзья! Размещение статьи и фрагментов статьи на других сайтах запрещается! Пожалуйста, давайте соблюдать и уважать авторское право! И всем спасибо за понимание!
© Все права на текстовый, музыкальный и видео контент принадлежат писателю, поэту, музыканту и композитору Максу МОРО.
Копирование и использование без личного разрешения автора запрещено.

ДЛЯ ИСТИННЫХ И САМЫХ ПРЕДАННЫХ ФАНАТОВ МАКСА МОРО!!!

БАНК НЕПРУШКО работает круглосуточно! )))

НЕПРУШКО В КУРСЕ!!!

Если вы желаете поддержать творческие проекты Макса Моро, оказать помощь можно здесь:
КАРТА 💥РОСБАНК 💥 👉 - 2200 3911 1084 4161
👉СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ

Контакты Алёны Купалинки:

https://vk.com/a.kupalinka

Контакты Макса Моро:

Макс Моро

Читайте также -

Тест. Знаете ли вы поэзию Макса Моро?

Урок 3. Тропы и фигуры как изобразительно-выразительные средства языка

Урок 4. Психологический анализ лирического героя (по ст. Макса Моро «Повод жить»)

Макс Моро – Магия Голоса, Музыки И Таланта!

Попрёт или не попрёт? Макс Моро- "Похождения Непрушко"

Макс Моро «Застыли дни на паузе шальной». 5+1 слов из текста, значение которых вы не знали

Квест «Воздушная экспедиция» по иронической прозе Макса Моро «Похождения Непрушко»

Ударение в словах. Учимся правильно произносить слова

Где поставить ударение?

Проверьте себя: правильно ли вы произносите слова?