Как же можно обойти стороной работы Ивана Яковлевича Билибина?
Тем более, что именно Виктором Васнецовым он восхищался и вдохновился. А я с вами недавно делилась своими зарисовками по поводу работ Виктора Михайловича на этой выставке.
Ивану Билибину было чуть больше 20 лет, когда он увидел на выставке только что завершённую картину Васнецова "Богатыри". Своё впечатление он выразил предельно ясно: "Сам не свой, ошеломлённый, ходил я после той выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чему тосковала моя душа". (цитата из источника https://mel.fm/zhizn/istorii/5670291-ivan_bilibin?ysclid=lkbmbks3sc449372698)
Учась в Рисовальной школе княгини Тенишевой под руководством Ильи Репина, Иван Билибин не стал перенимать манеру большинства других учеников. Те писали на больших холстах широким размахом без упора на детали.
Билибин создал свой собственный стиль, который так и вошёл в историю искусства как "билибинский стиль". Немного напоминает труд гравёра. На кальке мастер создавал чётко проработанный до мелочей эскиз. Только после этого эскиз переводился на ватман. Затем тонкой обрезанной кистью проводил тушью контур каждой мельчайшей детали. И только после этого заливал эти детали акварелью. Я бы сказала. что этот стиль ещё напоминает технику перегородчатой эмали.
Ниже четыре иллюстрации Билибина к былинам, представленные на нынешней выставке "Художник и сказка" в Нижнем Новгороде Русским музеем, где они и хранятся. (Фотографии сделаны автором статьи) Все эти работы выполнены Мастером незадолго до его смерти. Он умер в блокадном Ленинграде от истощения. Всего через несколько лет после возвращения из долгой эмиграции. Вернулся не потому, что был там не успешен. Напротив, в отличие от многих, он был очень востребован. Но невероятная тоска по Родине, по своему родному городу вернула его назад. От эвакуации он отказался добровольно.
На выставке представлена и более ранняя работа Ивана Яковлевича Билибина.
Обратили внимание? Эта работа маслом на холсте, а стиль выполнения тот же! Тончайшая проработка деталей с четкой обрисовкой контуров. И нет теней от предметов, а картина выпукла - с явным передним паном и удалением от зрителя всех последующих планов вплоть до заднего!
Мне хочется дополнить рассказ теми работами, которые вы можете увидеть скорее всего в Ивангородском художественном музее. О нём в следующей публикации.
А здесь и сейчас полюбуйтесь, как Мастер оформлял издание "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина в 1908г.
Вершина мастерства иллюстратора! Единство стиля! И к каждой книге Иван Билибин разрабатывал индивидуальный шрифт.
На следующей неделе будет ещё одна публикация, посвящённая Ивану Яковлевичу Билибину и его наследию. И творчеству его третьей жены Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой.
В самой первой моей статье о выставке "Художник и сказка" я публиковала фотографию одной из её работ в этой экспозиции. Это был "Лель".