Найти тему
Думающая история

Легка дорожка, коли есть гармошка

Оглавление

На рубеже XVIII – XIX вв. в результате длительных поисков музыкальных мастеров и физиков-изобретателей разных европейских стран возникли новые портативные многоголосые инструменты: фисгармония, губная гармошка, ручная и ножная гармоники.

Со временем на базе гармоники появились национальные инструменты: в Англии – концертино, в Германии – бандонеон, в Австрии – аккордеон, в России – баян.

Сравните по фотографиям гармонь и баян. Даже неспециалист заметит, что у гармони меньше кнопок и все они одного цвета – белого. На ней исполняют преимущественно народную музыку, в которой нет полутонов.

Кто и как делал гармони в России?

В XIX веке изготавливали гармони ремесленники – кустари многих городов и сел большой страны. Они выглядели и звучали по-разному, да и названия им давали собственные: хромка, тальянка, черепанка.

 Гармонь-хромка (Источник изображения: https://archivogram.top)
Гармонь-хромка (Источник изображения: https://archivogram.top)

Над одним инструментов работало несколько человек (каждый в своем доме):

  • корпусник делал из дерева (чаще всего употреблялась ольха) рамки, верхние и нижние доски,
  • устройщик приделывал к доскам снаружи грифы (ручки), а с внутренней стороны – деревянные части, к которым потом прикреплялись металлические пластинки с голосами,
  • верховщик производил наружное украшение и наколачивал сверху все металлические части,
  • планочник делил лист латуни на отдельные планки и выколачивал в них щели для голосов,
  • голосовщик чистил латунные планки, насаживал проволочные голоса и придавал строй при помощи губ,
  • меховщик, обычно женщины, изготавливал меха,
  • сборщик составлял из отдельных частей целую гармонь.

Дневная заработная плата кустаря в среднем составляла 50 копеек.

На обучение к мастерам брали мальчиков с 6-8-лет. Сейчас сложно представить, как дети такого возраста могли работать по 17-18 часов в сутки.

В.Ф. Суслов вспоминал:

«Пилишь, бывало, медь с утра до позднего вечера, дышишь ядовитой пылью. Несмотря на то, что мы голодали, самым мучительным был не голод. То и дело ловили себя на страшной мысли, что вот – вот заснешь. А тогда подзатыльников огребешься… Первый год я работал бесплатно и на своих харчах, второй год – за рубль в месяц, а третий год – за полтора и за харчи. А харчи эти, одно название. И вот от недоедания, от недосыпа и от медной пыли заболел я фурункулезом: по всему телу чирьи пошли…».

Цена одного инструмента в зависимости от сложности и отделки варьировалась от 2,5 до 20 рублей (трехрядная тальянка).

Тальянка (1930-1950-е). Пошехонский народный историко-краеведческий музей (Источник изображения: https://archivogram.top)
Тальянка (1930-1950-е). Пошехонский народный историко-краеведческий музей (Источник изображения: https://archivogram.top)

Как гармонь стала предметом спора большевиков

Вопрос о том, какая именно музыка должна формировать нового человека, был поставлен уже в первые послереволюционные годы и продолжал активно обсуждаться на протяжении всей советской эпохи.

Так, один из лидеров Пролеткульта Платон Керженцев в 1923 году призывал:

«Пусть снова раздадутся звуки арф и скрипок бродячих музыкантов, пусть заиграют оркестры, переходящие с перекрестка на перекресток, и зазвучат перевозимые на ручных тележках фисгармонии и пианино».

С эпохи Серебряного века за народными инструментами закрепился шлейф «пошлости», «вульгарности», некоторые издания даже окрестили их «музыкальным самогоном» для рабочего класса. Это отношение было унаследовано и прессой послереволюционных лет.

Начиная с 1924 года, в центр этой полемики выдвигается гармоника. Этот инструмент противопоставлялся то позитивно, то негативно старорежимному «интеллигентскому» пианино, «буржуазному» роялю, а также «мещанской» гитаре.

Кардинально изменило отношение к гармони выступление наркома (министра) просвещения А.В. Луначарского на 1-й Московском конкурсе гармонистов 12 декабря 1926 года.

Участники Народного комиссариата просвещения РСФСР (Луначарский в центре), 1920-е. (Источник изображения: https://ms1.yavarda.ru)
Участники Народного комиссариата просвещения РСФСР (Луначарский в центре), 1920-е. (Источник изображения: https://ms1.yavarda.ru)
«В этом небольшом ящике, в гармонике, – говорил он, – таится богатство музыки. Здесь и широчайшая удаль, и размах жизненной энергии, танцевальной, плясовой, здесь возможности самого подлинного выражения своей тоски, выражения отваги, с которой человек идет, рискуя своей жизнью, для завоевания лучшего будущего...
Гармонисты в нашей стране помогут нам ввести десятки тысяч людей в то царство гармонии, двери в которую открывает гармонь, – в царство более сложных и богатых инструментов…»

Вслед за этим конкурсом по СССР произошло 2500 конкурсов, на них выступило 30 000 гармонистов, а их слушало 3 000 000 человек.

Грамота конкурса гармонистов 1926 год. Московская губерния, Московский уезд. (Источник изображения: https://forum.faleristika.info)
Грамота конкурса гармонистов 1926 год. Московская губерния, Московский уезд. (Источник изображения: https://forum.faleristika.info)

Началось внедрение гармошки в систему профессионального обучения.

Конференция гармонистов, организованная Луковниковским волкомом комсомола Ржевского уезда. 1926 г. Тверской центр документации новейшей истории (Источник изображения: http://tcdni.ru)
Конференция гармонистов, организованная Луковниковским волкомом комсомола Ржевского уезда. 1926 г. Тверской центр документации новейшей истории (Источник изображения: http://tcdni.ru)

Как обучали игре неграмотных

Объявления о наборе желающих учиться игре на баяне обычно давалось через городские газеты. Примером может служить объявление в Челябинске:

«Берусь обучить “Барыню”, “Краковяк”, “Цыганочку”. Срок – 2, 3, 4 недели. Плата – за колено» (за каждую вариацию)».

Месячная плата за обучение была достаточно высокой – равнялась месячному заработку рабочего средней квалификации железнодорожного депо.

Обучение проводили опираясь на слуховую память или «с рук»: учитель привязывал к своим пальцам пальцы обучаемого и несколько раз проигрывал произведение, вырабатывая «перебирательный условный рефлекс».

Триумф гармони

Резкое возрастание притока крестьян в города обеспечили успех политической кампании под девизом «Гармонь на службу комсомола».

Советский плакат к 1 мая (источник изображения: https://dosuga.net)
Советский плакат к 1 мая (источник изображения: https://dosuga.net)

Использованию именно этого инструмента в структуре досуга молодежи города придавался большой знаковый смысл. ЦК ВЛКСМ разработал даже специальные «Заповеди гармониста» — некое подобие изложения поведенческих норм.

К середине 1920-х гармошка входит в моду. Чуткий к новым веяниям Мейерхольд в 1924 году вводит соло гармониста в постановку пьеса «Лес» А. Н. Островского, затем в спектакль «Даешь Европу!».

Успех этого приема приводит его к провокативной идее поставить экспериментальную оперу Ж. Бизе «Кармен» в переложении для трио баянистов. Сохранились даже эскиз к костюму Кармен и фотопробы Зинаиды Райх в заглавной роли.

Неизвестный художник. Эскиз костюма. Кармен. Москва, Государственный театр имени Вс. Мейерхольда. Премьера 7 февраля 1931 г. (Источник изображения: https://theatre-museum.ru)
Неизвестный художник. Эскиз костюма. Кармен. Москва, Государственный театр имени Вс. Мейерхольда. Премьера 7 февраля 1931 г. (Источник изображения: https://theatre-museum.ru)

Увлечение гармоникой не оставляет режиссера несколько лет: в 1927 году он с азартом демонстрирует у себя в театре приехавшему в Россию Сергею Прокофьеву «гармонистов, замечательных виртуозов своего дела, которые играют у него в «Лесе».

Прокофьев отмечал, что слышать их было очень интересно, так как они придумали немало оркестровых эффектов, и подумал даже предложить им для исполнения Скерцо (op.12). Позже композитор включит в партитуру «Кантаты к 20-летию Октября» «оркестр аккордеонов».

Увлечение Мейерхольда гармонью передалось молодому Шостаковичу, с которым режиссер в 1929 году работал над постановкой «Клопа» Маяковского в ГОСТИМе: тот написал «Фокстрот для двух гармошек» и «Галоп и трясучку для двух гармоник».

В. Маяковский, Д. Шостакович, А. Родченко и В. Мейерхольд во время работы над спектаклем «Клоп». 1929 г. (Источник изображения: https://yarcenter.ru)
В. Маяковский, Д. Шостакович, А. Родченко и В. Мейерхольд во время работы над спектаклем «Клоп». 1929 г. (Источник изображения: https://yarcenter.ru)

Гармоника становится знаком нового времени, выступая то атрибутом «нэпманского» быта, то символом революционной улицы и советского города.

Комсомольцы-железнодорожники, участвовавшие в разгроме колчаковских войск на Южном Урале. Неизвестный автор. Челябинск. Государственный исторический музей Южного Урала (Источник изображения: https://m.russiainphoto.ru)
Комсомольцы-железнодорожники, участвовавшие в разгроме колчаковских войск на Южном Урале. Неизвестный автор. Челябинск. Государственный исторический музей Южного Урала (Источник изображения: https://m.russiainphoto.ru)

Под гармонику запели А.В. Нежданова и И.С. Козловский, первыми фабричными гармошками стали премировать ударников труда.

Если вам понравилась эта статья и вы узнали из нее что-то новое, подпишитесь на канал. Ваши реакции мотивируют нас работать ещё лучше :)

Для удобства поиска статей мы создали для вас "Навигацию по каналу "Думающая история"

Использованная литература