У каждой страны есть исторические предшественники, в которых формировалась та или иная нация. Сначала это были некие примитивные племена, которые объединялись в княжества и часто принимали новую религию для своего политического объединения. Затем они часто были завоеваны и смешивались с пришлым населением, передавая ему свою культуру. В конце концов, получалось нечто новое, но имеющее явную преемственность с тем, что было до него.
В истории Узбекистана так случалось не раз, ведь эта страна возникла в одном из исторических центров мира. Давайте расскажем, как она появилась.
Начало цивилизации здесь было положено в 3-м тысячелетии до нашей эры, когда тут сформировалась Бактрийско-Маргианская культура. В связи с глухой древностью, она известна, в основном, по археологическим источникам. Ученые считают, что местное население было родственно протодравидам, которые в то время жили на территории от Индии до Ирана. На западе их представителями были жители Древнего Элама, а на востоке – земледельцы Хараппы и Мохенджо-Даро.
Люди БМАК вполне процветали несколько тысячелетий, но 4200 лет назад на всей планете случилось изменение климата. Это вызвало крупную миграцию племен, а в интересующем нас регионе – серию индоевропейских вторжений. Кочевники из Южной Сибири и нынешних казахских степей двинулись на юг, а здешние земледельцы и рады были уйти в более увлажненные места. Но многие остались, смешавшись с чужаками.
На основе этого объединения возникло сразу три великих древних государства: Хорезм, Бактрия и Согд. Их население сложилось на индоарийской и протодравидской основе, однако, возобладали индоевропейские культы и язык. Ближе к античной эпохе это были три отдельные восточные иранские нации, которым персы на западе являлись лишь двоюродными братьями. Греческие историки в свое время писали, что за несколько сотен лет до нашей эры жители Средней Азии являлись полукочевниками, но с сильным развитием земледелия.
В дальнейшем регион был завоеван или вассализирован Ахеменидами, а после их падения – стал основой для возникновения Греко-Бактрии – достаточно могущественного, но непрочного царства. В темные века тут побывали самые разные племена, но постепенно росло влияние скифов.
Впрочем, в 6-м веке последних сменили древние тюрки, которые надолго стали гегемонами кочевого мира. И государства на границе оседлых земель и степи упали к ним под ноги, как спелое яблоко. Еще до захвата Персидской империи арабами-мусульманами тюрки начали создавать собственные небольшие княжества в городах и оазисах на Амударье и Сырдарье.
В 7-9-х веках за власть над регионом боролся Арабский халифат и величественная китайская империя Тан, одна из наиболее могущественных династий в истории Поднебесной. После саморазрушения Тюркского каганата кочевники пока не представляли самостоятельной силы. Но все равно, активно участвовали в местных политических раскладах, вставая на ту или другую сторону.
Когда китайцы из-за внутренних смут были вынуждены отказаться от экспансии на западе, а первое исламское государство стало падать под тяжестью своего собственного веса, в конце 9-го века возникло таджикское государство Саманидов – к тому времени хорезмийцы, согдийцы и бактрийцы слились в единый исламский народ. Держава еще номинально признавала власть багдадских халифов, однако, фактически проводила свою собственную политику.
Поскольку его население было хорошо в торговле, а не на войне, султаны активно использовали тюркских гулямов. Как это было по всему мусульманскому миру, сначала они являлись лишь безмолвными исполнителями приказов, но затем сами захватили власть. Владения Саманидов были раздроблены на ряд небольших княжеств, и в результате их среднеазиатская часть к 10-му веку была захвачена державой Караханидов.
Ее опорой и надеждой были карлукские племена, которые присутствовали в регионе еще при власти арабов. Они оказались настоящими новаторами среди кочевников, и первыми в тюркском мире приняли ислам, а также одними из первых стали оседать на землю. Со временем это привело к слиянию иранцев и тюрок и появлению новых народностей. Хотя, этот процесс был крайне длителен по времени и можно сказать, что он идет до сих пор.
В эпоху высокого средневековья здесь правили Газневиды, сельджуки, каракитаи, хорезмшахи – тюркские и монгольские династии разного происхождения и племенной принадлежности. Во время власти каждой из них доля оседлого тюркского населения неуклонно увеличивалась. Условно можно сказать, что узбеки сформировались уже в 11-12-х веках, хотя такое имя они тогда не носили. И, что было обычно для феодализма, отнюдь не чувствовали себя едиными.
Монгольские завоевания привели к увеличению тюркского компонента, в том числе, из-за быстрой ассимиляции тюрками сравнительно малочисленных монголов. Благодаря этому появился объединяющий фактор, который привел к появлению общей письменной культуры – чагатайский язык. В целом, он имел карлукскую основу, но испытал сильное огузское и, в меньшей степени, кипчакское влияние. На нем в Средней Азии писали практически до 19-го века, и он же стал предком современных уйгурского и узбекского языков.
Эпоха Тамерлана была периодом узбекского великодержавия, хотя, опять же, это слово еще не возникло. Тогда появились эффектные местные архитектурные стили, возникла развитая литература. Но долго это не продолжалось, и для падения державе Тимуридов потребовалось около сотни лет.
В начале 16-го столетия из кочевой части Средней Азии началось вторжение кочевых узбеков – кипчакского народа из восточной части Золотой Орды. Они до определенного момента являлись единым целым с казахами, и разделение было чисто политическим. Те или иные массы кочевников приняли своих потомков Чингисхана в качестве лидеров.
Проигравшие узбеки двинулись на юг, завоевали последние тимуридские княжества и вытеснили Бабура, их верховного владыку, в Афганистан, а затем в Индию. Так в Средней Азии появилось три новых государства: Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства. В каждом из них преобладало карлукоязычное тюркское население, значительное меньшинство составляли таджики, но власть принадлежала узбекам – народу кипчакского корня.
Ханы и элита быстро перешли на доминирующий чагатайский язык, который с этого времени все чаще именуют староузбекским. Однако, те из завоевателей, которые с меньшей охотой оседали на землю, сохранили свои диалекты до сего дня. Одними из их потомков являются лакайцы – группа скотоводов, преимущественно в Таджикистане, которые имеют куда более монголоидный тип внешности, нежели оседлые узбеки других областей.
Впрочем, все население трех указанных ханств узбеками никогда не именовалось. Это было название исключительно правящих династий, которые господствовали над регионом. Карлукоязычные жители Средней Азии предпочитали величать себя по оазисам и городам: ташкентцами, бухарцами, самаркандцами, ферганцами и так далее. Нетрудно заметить, что под этим именем могли скрываться и таджики, и природные тюрки.
Впрочем, и те, и другие, как правило, были двуязычными, а количество смешанных браков – огромным. Также, оседлое, особенно, городское население часто по-казахски называли сартами. Сложно сказать, что именно означает это слово, но скорее всего – ничего хорошего. Термин использовался для противопоставления земледельцев кочевникам. Русские в дальнейшем подумали, что сарты – это имя народа, хотя и не смогли объяснить: чем сарты-тюрки отличаются от сартов-таджиков?
Российской завоевание по первому времени ничего не изменило, поскольку империя оставила на месте все порядки, лишь отменив институт рабства. Узбеки, не знавшие еще этого имени, были значительно разобщены. Однако, советская власть решила создать в Средней Азии нации современного типа, для чего запустила процессы размежевания. Одной их стороной было переселение людей близкой культуры и языка на общую территорию, другой – попытка слепить из бухарцев, ферганцев и прочих единый народ.
В качестве общего языка был взят современный диалект чагатайского, и жители междуречья Амударьи и Сырдарьи впервые получили общее имя. Правда, к ним «прицепили» хорезмийских узбеков, которые, если сильно упрощать, представляют из себя осевших на землю туркмен. Однако, туркменами они уж точно не являлись, и по культуре и образу жизни были ближе узбекам-карлукам. Но в качестве отдельной административно-территориальной единицы они не могли быть самостоятельными и, вуаля – теперь их считают этнической группой узбеков.
Так, более-менее, появился современный Узбекистан. Советы создали Узбекскую ССР, преемником которой он является.