«Вопросы к культуре», или «Письмо культуре», – знаковое послание Ланы Дель Рей, которое она опубликовала в Инстаграме (запрещённая в России социальная сеть) в мае 2020 года. Кто-то писал в комментариях: «лучшая», «всё по факту». Кто-то обвинял её в расизме и антифеминизме. Что же такого написала Лана?
«Сейчас, когда Доджа Кэт, Ариана, Камила, Карди Би, Келани, Ники Минаж, Бейонсе занимают первые позиции в чартах с песнями о том, как быть сексуальной, не носить одежду, заниматься сексом, изменять «...» могу ли я петь «...» о том, что хочу, избежав распятия и обвинений в гламуризации насилия???» (Посокращала вам немножко). Тут чувствуется досада мисс Грант (Её настоящее имя – Элизабет Грант). Я понимаю, что она хочет сказать: я хочу быть свободной в поэзии, как свободны эти прекрасные женщины. Но её раздражённый тон, сопоставление себя и не-белых испольнительниц, которые поют на обычно табуированные темы, привело к тому, что её письмо посчитали агрессивным и расистским. Повыступаю адвокатом Ланочки (хотя ей действительно стоило начать по-другому). Здесь есть противопоставление, но противопоставление не по цвету кожи, а по творческой свободе: они свободны, а она ограничена обществом, диктующим ей, о чём писать. Она никогда не выступала против этих великолепных женщин, она любит их музыку. И! Лана сама любит петь о сексуальности.
«Я не нефеминистка, но в феминизме должно быть место для таких женщин, как я. Для женщин, которые говорят нет, а мужчина слышит да «...» Женщин, чьи истории и голоса отобраны более сильными женщинами и мужчинами-женоненавистниками». Феминизм – не сводка правил, как надо и как не надо делать. Феминизм про выбор, свободу и безопасность для женщин. Любых женщин, без деления их на виды. Поэтому здесь я не соглашусь с Ланой. Но этот абзац говорит о том, что она чувствует себя изолированной, непонятной, и это нельзя пропустить мимо ушей.
Художники неидеальны. Их творчество может быть лишено морали. Искусство свободно и многогранно. Лана – простой человек, пытающийся справится с травмой. Её романтизация не транслирует идею, что абьюзивные отношения – это норма. При этом мы вправе говорить о том, что, например, строчка «He hit me and it felt like a kiss» (он ударил меня, но этот удар был как поцелуй -- из песни «Ultraviolence») не окей. Потому что это не правдивый опыт, а его романтизация.
Тем не менее нет ничего плохого в том, чтобы слушать Лану и любить её песни. Не забывайте, она прошла долгий путь, чтобы чувствовать себя в порядке. И в целом не осуждайте женщин, которые пишут свою поэзию и порой совершают ошибки. Высказывайтесь конструктивно и поддерживайте их!
Хотите больше интересных статей? Подписывайтесь на наш телеграм-канал!