Найти в Дзене
Книжный имаджинариум

Позабытый соперник Фицджеральда и Хемингуэя за звание лучшего прозаика США: таинственная жизнь Гленуэя Вескотта

Оглавление

По таланту и богатству художественного слова его сравнивали с великими современниками, принадлежащими к «Потерянному поколению»: Скоттом Фицджеральдом, Эрнестом Хемингуэем, Эрихом Ремарком.

Он занял верхний пьедестал среди американских литераторов, написав за свою долгую жизнь не так много произведений и стихотворных сборников. Его причудливая и таинственная жизнь породила много кривотолков и красочных легенд. Его ненавидели и боготворили за эпатажное поведение сознательного декадента, безупречный писательский стиль, за роль борца с существующей в стране неослабной цензурой и за отстаивание прав писательского цеха. Лишь совсем недавно на русский язык был переведен один из самых известных романов американского писателя и поэта Гленуэя Вескотта.

Гленуэй Вескотт до отъезда в Европу

Гленуэй Вескотт появился на свет в 1901 году в фермерской семье городка Кеваскум, (штат Висконсин). Всего в семье воспитывалось шесть детей, а Гленуэй Вескотт был первенцем.

Гленуэй Вескотт в молодости
Гленуэй Вескотт в молодости
  • Гленуэй Вескотт рано почувствовал склонность к обучению и неожиданно для семьи ушел учиться в соседний город. Затем он поступил в Чикагский университет и стал участником литературного кружка, в который входили будущие известные американские поэты Элизабет Маддокс Робертс и Айвор Винтерс. С последним, не окончив университета, он перебрался в Санта-Фе (штат Нью-Мехико), чтобы излечиться от заражения испанским гриппом, в то время как Айвор Винтерс восстанавливался от туберкулеза. В Санта-Фе Вескотт написал дебютный поэтический сборник The Bitterns («Горькие строки»).
  • После выздоровления Гленуэй Вескотт решить перебраться в Европу, присоединившись к многочисленной американской диаспоре за границей.

Гленуэй Вескотт в Париже

В Париже Гленуэй Вескотт прожил с 1925 по 1933 годы. Он сразу привлек к себе внимание местной богемы, хотя к тому моменту написал только несколько рассказов и стихотворений.

Через поэта Жана Кокто (устраивавшего опиумные вечера, где стал бывать и Вескотт) он познакомился с танцовщицей и супругой Сергея Есенина Айсидорой Дункан, немецкой пианисткой Элли Ней, писательницей человеческих страстей Анаис Нин, актером Жаном Маре. Эрнест Хемингуэй вывел Гленуэя Вескотта в романе «Фиеста (И восходит солнце)» под именем Роберта Прентисса, перспективного, но неуживчивого с другими талантливого писателя.

Писатель Эрнест Хемингуэй в 20-е годы
Писатель Эрнест Хемингуэй в 20-е годы
  • Известная американская писательница и меценат Гертруда Стайн написала о Вескотте, что он ее не смог заинтересовать при своем визите:
«У него есть свой сок, но он не брызжет».

Тем любопытней, что она отметила безукоризненное английское произношение молодого писателя. Присутствующий на встрече Эрнест Хемингуэй скаламбурил, что нужное произношение выбираешь при поступлении в Чикагский университет, и получаешь его после обучения вместе с дипломом.

Американская писательница и меценат Гертруда Стайн (1874-1946)
Американская писательница и меценат Гертруда Стайн (1874-1946)
  • Гленуэй Вескотт был знаком с Сомерсетом Моэмом и Торнтоном Уайлдером. В 1962 году Вескотт издал книгу «Образы истины: воспоминания и критика», в которой описал свои отношения с Коллет – скандальной ниспровергательницей французской литературы, «святой бездны» (по словам писателя Мишеля Лейриса) и любовницей русского иммигранта - коммуниста Бориса Суварина, писателя Бориса Пильняка и философа Жоржа Батая.
  • В 1933 году Вескотт решил вернуться в США.

Гленуэй Вескотт в США

В США Гленуэй Вескотт поселился в Манхеттене на квартире фотографа Джорджа Платта Лайнса. С Лайнсом он познакомился в Париже, куда сына пастора из городка Ист-Ориндж (штат Нью-Джерси) направили родители для подготовки к вступительным экзаменам в колледж. Богемная обстановка не располагала к учебе, а вскоре молодой человек увлекся фотографией и открыл в Нью-Йорке собственную студию. Помимо снимков дефилирующих модниц, он пробовал экспериментировать на стыке авангарда и сюрреализма. В последующие годы он дошел до съемок мужских черно-белых обнаженных моделей, что принесло Лайнсу только порицание и гневные филиппики от жителей пуританской Америки.

  • Как тень, за Вескоттом постоянно следовал знакомый по Чикагскому университету Монро Уилер, художник и директор отдела публикаций Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Постоянно одетый в пиджак и галстук, обладавший аристократичным тактом, внутренним благородством и внешним аскетизмом, Уилер сразу понравился такой творческой натуре, как Гленуэй Вескотт.

Гленуэй Уэсткотт, Джордж Платт Лайнс и Монро Уилер на прогулке
Гленуэй Уэсткотт, Джордж Платт Лайнс и Монро Уилер на прогулке
  • В 1936 году Ллойд Вескотт, младший брат писателя, приобрел ферму в Нью-Джерси. Вскоре к нему переехали Гленуэй Вескотт вместе с Уилером и Лайнсом, поселившись в домике, названном ими «Цветущие Камни» (Stone-Blossom).

Именно здесь Вескотт написал свой самый известный роман «Странствующий Сокол», многократно включавшийся в сборник лучших новелл столетия. В 1945 году вышел в свет роман «Квартира в Афинах» («Apartment in Athens»), описывающий невыносимую жизнь супружеской пары в оккупированных немцами Афинах.

  • После Второй Мировой войны Гленуэй Вескотт занимался общественной деятельностью, борясь с цензурными ограничениями, одновременно защищая авторские права своих коллег по писательскому цеху.
  • В 1947 году, по итогам проведенных выборов, он стал президентом Национального института Искусств и литературы США.
  • Умер Вескотт в 1987 году на ферме, принадлежащей младшему брату Ллойду, в городке Розмонте (штат Нью-Джерси). Верный оруженосец Монро Уилер скончался на следующий год и был похоронен рядом с Вескоттом.

Странствующий Сокол

Роман «Странствующий Сокол» был написан писателем в 1940 году. Оригинальное название произведения «Pilgrim Hawk» можно перевести на русский язык, как сапсан.

  • В образе рассказчика Алвина Тауэра нетрудно разглядеть черты самого Вескотта. Богатая знакомая Алвина Тауэра Александра Генри списана писателем с супруги младшего брата Ллойда Гленуэя - Барбары Харрисон.
  • Действие романа происходит в конце 20-х годов XX века. Приехав погостить у Александры Грин в городок Шанселе, расположенный во французской глуши, Алвин Тауэр сталкивается со странной супружеской парой Ларри и Мадлен Каллен, представляющим неравный союз ирландца и англичанки.

Их сопровождала соколица Люси, которую Мадлен изысканно кормила с руки, облаченной в кожаную перчатку, мясом нежных голубок.

  • Бунтарский характер миссис Каллен, выступающей за независимость Ирландии, передался ее супругу, целиком подчинившийся влиянию Мадлен. В результате огромных взносов на поддержку повстанческого движения Каллены растратили большую часть своего состояния. После неудачного увлечения политикой Мадлен и решила купить Люси. Пара влюбленных сдала свой особняк в Лондоне и стала скитаться по Европе в поисках новых впечатлений.
  • Гленуэй Вескотт по праву считается основоположником «нового» романа, для которого характерно значительное преуменьшение роли разума в поведении человека и пристальное влияние к внутреннему миру человека, его чувствам и подсознанию, составляющим истинную реальность и переживания, не сводимые к заранее отмеренным и измеренным процессам, протекающим внутри человека.
  • Главным чувством, определяющим интригу романа, можно назвать ревность. Мадлен вместе с соколицей доставляла немало беспокойных минут Ларри, который ревновал ее из-за страстной любви супруги к Люси. Также Ларри ревновал Мадлен к собственному водителю Риккетсу и ирландскому бунтарю Маквою, а слуга Александры Жан – свою жену Еву к Рикеттсу.
  • Кульминацией истории стала попытка Ларри разделаться с соколом, развязав узлы поводка, на который была привязана птица, чтобы выпустить Люси на свободу.

Птица, полетав по территории поместья, возвратилась назад, к ужасу Ларри. Он вынужден был признать свое поражение и подобрать по команде торжествующей супруги новый поводок для сокола. Как Люси не смогла улететь от Мадлен, так и несчастный Ларри не смог обрести освобождение, сбежав от роковой супруги. Алвин Тауэр, в лице писателя Гленуэя Вескотта, заметил:

«Возможно, я не верю в свободу или считаю ее лишь эпизодом в жизни, своего рода необходимым злом, тем обстоятельством, которое нужно уметь переносить и извлекать из него пользу…».
  • Последнюю попытку покончить с ненавистной птицей, а возможно, своим мучителем – Мадлен, Ларри предпринял, находясь в автомобиле, отъезжающим от дома гостеприимной хозяйки. Случившаяся неудача и последующее демонстративное выбрасывание револьвера в кусты нерасторопной супругой окончательно усмирило волю мистера Каллена. Незавершенность начатого, присущая всем действиям Ларри, ставит его на одну доску с потерявшей врожденный вкус к свободе соколице Люси.
-5

Если Жан внутри одного любовного треугольника смог помириться с Евой, то Мадлен полностью не простила вероломство Ларри, еще больше направив свою заботу и внимание на соколицы Люси.

  • Образ Мадлен, воплощая в себе популярный в мировой литературе тип роковых и эксцентричных красавиц, особенно удался Вескотту. В ней ему удалось сочетать несколько архетипов (по терминологии психолога Карла Юнга):

– жрицы, олицетворяющей истинную красоту и чувствительность светлой женской сущности, обладающей прирожденной интуицией и тягой к природе;

– амазонки, темной природы женщины, стремящейся к полному подчинению мужчины в ущерб взаимному духовному обогащению своего спутника.

Картина Джорджоне "Две дамы и мужчина (Трио)" (ок. 1510), Детройтский институт искусств
Картина Джорджоне "Две дамы и мужчина (Трио)" (ок. 1510), Детройтский институт искусств
  • В момент скармливания голубей ненасытной Люси
«миссис Каллен сидела, широко расставив свои красивые ноги, уже не как светская женщина, а скорее как цыганка или жрица, или будто готовясь к хирургической операции или к родам».

Образ Богини материнства, архетип Великой Матери эпохи матриархата, развивал в своем учении знаменитый ученик Юнга Эрих Нойман.

Возможно, удивительное знание женской психологии было почерпнуто Вескоттом во французский период, самый плодотворный в его творческой биографии.

  • В романе Гленуэя Вескотта можно выделить такую структурную категорию, как хронотоп, разработанную позже знаменитым советским литературоведом и филологом Михаилом Бахтиным.
 Русский философ и культуролог Михаил Бахтин (1895-1975)
Русский философ и культуролог Михаил Бахтин (1895-1975)
  • При хронотопе происходит «втягивание пространства через сюжетное развитие в процесс движения, вследствие чего пространство обволакивает собой ось времени, а само время сгущается и уплотняется». Сюжетно хронотоп «Странствующего сокола» определяется действием персонажей романа в доме Александры Грин и вокруг него. Временной пласт произошедших ранее вокруг действующих лиц событий рассказчик в лице Алвина Тауэра помещает в начале произведения, а также в момент «исповеди» подвыпившего Ларри Тауэру в помещении домашнего бара Александры Грин ближе к середине романа.

Подчиняясь целям автора, время сжимается до нескольких мгновений, отраженных в монологе Ларри, затем растягивается в описании сцены «освобождения» и возвращения сокола Люси и снова сжимается в момент описания происшествия в автомобиле Калленов.

  • Главные события романа уместились в один день, наполненный эпизодами из жизни сокола (представление Люси читателю, кормление голубями, спуск птицы с поводка, ее возвращение в семью, драма в автомобиле), и людей, вынужденных приспосабливаться к непредсказуемому поведению птицы. Заигрывание супругов Калленов с ирландским подпольем было возможно до появления в их жизни Люси.

Из-за сокола чета Калленов вынуждена скитаться по Европе, без постоянного места проживания. В спальне миссис Каллен соколица заняла почетное место, вытеснив Ларри на периферию домашнего пространства. Возможно, используя данный художественный образ, Вескотт намекает на свое одиночество и тоску по Родине в пору своего путешествия по старому континенту.

Перфекционизм Гленуэя Вескотта

Находясь в неформальном богемном кругу Гертруды Стайн, по ее мнению, Гленуэй Вескотт именно в данный период создал свои лучшие произведения. Удалившись из Парижа, он потерял вдохновение и не создал больше ничего значительного, кроме «Странствующего Сокола».

Лицей Генриха IV, площадь Пантеона (Париж в 30-е годы XX века)
Лицей Генриха IV, площадь Пантеона (Париж в 30-е годы XX века)
  • Известный российский культуровед и философ Елена Петровская утверждает, что точно также сложилась судьба другого протежируемого Гертруды Стайн – писателя Эрнеста Хемингуэя. Обретению собственного неповторимого стиля Хемингуэй обязан Стайн в процессе работы над романами «И восходит солнце» (1926) и «Прощай, оружие» (1929). После вынужденного расставания с последней Хемингуэй растратил свой талант на слепое копирование удачных приемов из кладовки своего европейского наследия и резко ухудшил качество написанного материала.

Попробуем высказать свою версию произошедших с Вескоттом изменений.

Гленуэй Вескотт любил цитировать любимую фразу американской поэтессы Кэтрин Энн Портер, взятую из наследия Блаженного Августина:

«Имеет значение, какой источник радости (блага) человека».

Для Вескотта, как и Блаженного Августина, особенно остро стояла проблема вины и изначальной греховной природы человека. Упрекая себя за безнравственную жизнь, Вескотт старался в лучших произведениях приблизиться как можно ближе к Божественному совершенству.

На упрек одной знакомой, что он не написал ничего примечательного после «Странствующего Сокола», Гленуэй Вескотт ответил, что, возможно, у него и не было необходимого таланта.

Он, конечно, слукавил, но доля правды была в данном ответе: подняв творческую планку на недосягаемую высоту, Вескотт предпочел замолчать, чем наблюдать за угасанием собственного стиля и нескрываемым злорадством гильдии критиков и коллег по перу.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!