Найти в Дзене
РИА "Курск"

«ЕГЭ критикуют те, кто пользуется устаревшей информацией»

О ЕГЭ сегодня спорят все, депутаты от ЛДПР регулярно выдвигают законопроекты с предложением отменить ЕГЭ и вернуться к классическому экзамену. И главное обвинение состоит в том, что ЕГЭ как тестовая система не определяет реального знания человека, не даёт представления о способности мыслить, ведь тест – это только выбор из предложенных ответов. Кроме того, есть и нарекания на технические сбои, и даже на подтасовку результатов.

Для разъяснений всех этих спорных вопросов мы обратились к директору Информационно-аналитического центра Курской области Светлане Апениной, человеку, который знает о ЕГЭ всё. И первый наш вопрос касался непосредственно пошагового порядка проведения ЕГЭ.

-2

– Технология единого государственного экзамена постоянно совершенствуется, – рассказывает Светлана Анатольевна. – В настоящее время в Курской области используется технология, которую применяет большинство регионов. Мы с этой технологией проведения ЕГЭ работаем третий год. Она состоит в получении экзаменационных материалов по сети интернет, сканировании и печати экзаменационных материалов в пункте проведения экзамена.

Если раньше мы единый государственный экзамен проводили по бумажной технологии, получали конверты с экзаменационными материалами, и члены экзаменационной комиссии доставляли их в пункт проведения экзаменов в день проведения экзамена, и обратно тем же путём, то сейчас эта технология кардинально изменена. Каждый пункт проведения экзамена накануне экзамена проводит так называемый контроль технической готовности, где подготавливают станции для каждой аудитории.

В каждой аудитории стоит станция для организатора, с помощью которой организаторы печатают контрольно-измерительные материалы для участников экзамена. Производится это в 10 часов в день проведения экзаменов непосредственно в присутствии участников экзамена по фактическому их количеству. То есть пришли три участника – три комплекта распечатали, пришли 15 – значит, распечатали 15.

После завершения экзамена работы участников сразу пересчитываются на камеры видеонаблюдения и сканируются на станции сканирования, которая находится там же в аудитории. Таким образом, экзаменационные материалы никуда из аудитории не выходят. И работы участников сразу вводятся в информационную систему и отправляются в региональный центр обработки информации. Как видим, никакой утечки здесь быть не может.

-3

– Возможна ли она на более ранней стадии?

– Экзаменационные материалы получают накануне экзаменов в зашифрованном виде в каждый пункт проведения экзамена через личные кабинеты с федерального уровня. Как только информационные материалы получены, они расшифровываются только в день проведения экзамена с помощью специального ключа, так называемого токина. Этим токином владеет член государственной экзаменационной комиссии. Это специалисты, которые отвечают за проведение экзамена и контролируют порядок в пункте проведения экзамена.

В 9:30 в день проведения экзамена члены ГЭК получают с федерального портала ключ доступа, и этим токином расшифровывают непосредственно экзаменационные материалы в каждой аудитории каждого пункта проведения экзамена.

– Через людей, у которых есть ключи доступа, никак нельзя повлиять на результат?

– Судите сами. Ключ доступа скачивается в 9:30 в день проведения экзамена в штабе пункта проведения экзамена с федерального портала. И дальше с помощью этого ключа информация разносится непосредственно в каждую аудиторию, а печать экзаменационных материалов начинается в 10 часов утра, когда все участники находятся на месте.

Заранее узнать экзаменационные материалы сейчас не представляется возможным. И если мы говорим о том, что когда-то, возможно, где-то были какие-то утечки информации, то сейчас этот вариант исключён. Использование нынешних технологий полностью исключает утечку материалов как до экзаменов, так и после.

-4

– Что происходит дальше?

– Полученные материалы отправляются в обработку уже в сканированном виде. И дальше идёт автоматическая обработка – верификация работы – качество распознавания проверяют специалисты, которые работают в региональном центре обработки информации.

А затем работы идут непосредственно на проверку. Бланки ответов №1, где участники пишут задание с кратким ответом, проверяются автоматизировано – накладывается шаблон. А вот задания с развёрнутым ответом, где ребята решают задачи, пишут сочинения, высказывают свои мнения по каким-то вопросам, эти задания проверяются экспертами предметных комиссий. Причём распределение идёт также автоматизировано, двумя экспертами проверяются обезличенные работы, и в случае расхождения баллов работа проверяется третьим экспертом. Получается независимая оценка знаний участников. Ведь эксперты не знают, чьи работы они проверяют.

– Пожалуйста, поподробнее про развёрнутые задания. Это ведь уже никак не тестовая система?

– Каждый участник получает комплект бланков. Бланк регистрации, где он даёт информацию о себе: паспортные данные, фамилия-имя-отчество и так далее. Бланк ответов №1 и бланк ответов №2 – на этих бланках уже нет никакой информации об участниках. Бланк ответов №1 предполагает поля, которые заполняет участник – это краткие ответы. Он решает задачу и записывает только ответ без решения.

– В тестовой форме – выбирает из предложенных вариантов?

– В том-то и дело, что нет. Вариант угадайки сейчас в ЕГЭ убран. Если раньше к заданию предлагалось 4 варианта ответа, то сейчас эти задания полностью во всех материалах ЕГЭ исключены. Есть задание, его нужно решить, нужно найти какую-то последовательность, записать какие-то действия, фразу, слово, поставить правильно ударение. Нужно что-то сделать и прописать ответ непосредственно в этом бланке, в этом поле. Вот это поле проверяется автоматизировано с помощью накладывания шаблона.

А вот вторая часть – это бланки для развёрнутых ответов, где участники экзамена уже показывают свои способности и возможности решать конкретную задачу – геометрическую, физическую, пишут химические формулы, проводят мини-исследования, пишут эссе и сочинения. Вот это развёрнутый ответ, который проверяют уже непосредственно эксперты предметных комиссий. Они проходят специальное обучение и работают по соответствующим критериям. Критерии оценивания работы приходят в день проведения экзамена после 15 часов. Когда экзамены уже завершены, эксперты предметных комиссий – председатели и заместители – в региональном центре обработки информации получают критерии оценивания, прорабатывают их.

И когда на следующий день начинается проверка работ, то председатели предметных комиссий в течение часа обсуждают эти критерии с экспертной группой, выстраивают схему проверки, определяют какие-то сложные моменты, после чего начинают проверку. Каждый эксперт получает обезличенные работы, он заполняет протокол оценивания по критериям, по каждой работе эксперт выставляет соответствующие баллы. Дальше протокол вводится в систему, автоматически объединяется, и свободные бланки опять направляются на проверку экспертам.

Если эксперты разошлись во мнениях по какому-то критерию, то эта работа выдаётся на проверку третьему эксперту, оценка которого становится итоговой.

– Стало быть, в ЕГЭ ушли от тестовой системы, и, по сути, совместили современные технологии с содержанием классического экзамена?

– Однозначно. Просто выбрать какой-то ответ – сейчас такого нет. Нужно обязательно что-то знать, что-то решать, что-то писать – и, безусловно, надо уметь мыслить.

– Получается, что критика ЕГЭ исходит от людей, которые пользуются устаревшей информацией?

– Да! Совершенно верно. Хочу также обратить внимание на то, что совершенствуются технологии не только проведения экзамена, но и контрольно-измерительные материалы. Уже третий год мы работаем с использованием технологии компьютерного ЕГЭ в специальностях «Информатика, информационно-коммуникационные технологии», где ребята выполняют задания только в компьютерной форме. У каждого участника есть станция, на которой есть его индивидуальная работа. И вся работа представляется и выполняется участником только в компьютерном виде. И наверно для информатики это очень даже замечательно.

По иностранному языку у нас экзамен состоит из двух частей. Письменную часть ребята выполняют в обычном формате ЕГЭ. Устная часть – это так называемое говорение, где каждый участник работает за своей станцией ответов. Ему предоставляется 15 минут для работы, задания идут в автоматизированном режиме, и участник наговаривает ответ с помощью соответствующей фурнитуры, и дальше эксперты предметных комиссий оценивают ответ участника, случайным образом выбирая на проверку. Итоговая оценка по иностранному языку формируется как ответ за письменную часть и за устную часть. За письменную максимально можно набрать 80 баллов, за устную – 20, 100 баллов можно набрать, если хорошо сдал обе части.

И в перспективе нам видится перевод всех экзаменов в компьютерную форму. Когда участник автоматизировано получает задание, работает только с компьютером и результат сразу уходит на обработку.

– При работе на компьютере доступ в интернет исключён?

– Да, станции отключены. У них есть определенный набор программных продуктов, которые регламентированы приказом, в данном случае, министерства. Каждый участник знакомится с этим перечнем программных продуктов, после чего они устанавливаются на станцию.

– А смартфоны в качестве шпаргалок реально использовать?

– Использование смартфонов – это нарушение порядка проведения экзамена. За это участник удаляется без права пересдачи экзамена. За порядком проведения следят организаторы. Плюс в каждой аудитории есть видеонаблюдение. Кроме того, на экзаменах присутствуют федеральные наблюдатели, поэтому смартфоны мы исключаем. Есть рабочая станция – это ноутбук или стационарный компьютер – и больше никаких гаджетов.

– И так должны быть оборудованы все аудитории для сдачи ЕГЭ, даже в сёлах?

– Да, все пункты проведения экзамены так оснащены. Технология проведения ЕГЭ во всех пунктах абсолютно одинакова. Независимо от места их расположения.

П.С. И что же мы выносим из нашей беседы, из столь исчерпывающих ответов Светланы Анатольевны? Да то, что наши знания устарели, и все обвинения в адрес ЕГЭ на поверку оказываются совершенно беспочвенными. От тестовой формы, оказывается, уже давно отказались, и нынешняя технология позволяет и знания применить, и мышление проявить. Ну а что касается возможности подтасовки, тут, как видим, муха не пролетит, комар носа не подточит.

Беседовал Олег Качмарский

Фото Руслана Журкина