Найти в Дзене
Москва памятная

Донское кладбище. Место последнего покоя Фаины Раневской – великой русской актрисы 20 века

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. 19 июля – день памяти
Фаины Георгиевны Раневской (1896 – 1984)

великой советской актрисы, которую любят и помнят даже люди, родившиеся уже после её ухода.

Будущая Народная артистка СССР, всенародно любимая звезда театра и кино
родилась в Таганроге в весьма богатой и уважаемой еврейской семье. Имя при рождении Фанни Фельдман.
Её отец Гирш Хаимович Фельдман был владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай». Кроме Фанни в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла.

Актриса театра

Фаина получила хорошее образование, но в 14 лет «заболела театром» и в 1915 году фактически сбежала из дома в Москву, где не сумела поступить ни в одно не смогла поступить ни в одно учебное театральное заведение «в связи с полным отсутствием способностей».
Однако осенью того же 1915 года она подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской, с чего начались её многолетние скитания по провинциальным сценам. Сценический псевдоним Раневская она «позаимствовала» у главной героини чеховского «Вишневого сада».

В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, а Фаина осталась в России и переехала в Ростов-на-Дону, где познакомилась со знаменитой актрисой Павлой Вульф, которая на долгие годы стала для Фаины учителем и верным другом .

Павла Вульф
Павла Вульф

До начала 30-х годов Раневская играла во множестве театров в самых разных городах: Керчь, Феодосия, Кисловодск, Баку, Сталинград, Архангельск, Смоленск, пока в 1931 году знаменитый режиссер Александр Таиров не пригласил её на роль проститутки Зинки в свой спектакль «Патетическая соната».

-3

Успех был просто ошеломляющим. Известно, что над кассой Камерного театра Таирова висел плакат, отпечатанный типографским способом:

«Все билеты проданы, до конца пятилетки!!!».

К сожалению длительного сотрудничества, у Раневской и Таирова не получилось. Как известно в любом театре может быть только одна прима, а в театре Таирова это место давно и заслуженно занимала Алиса Коонен – многолетняя жена и муза режиссера.
В 1935 году Раневская переходит в Театр Красной армии. Тем ни менее Фаина Георгиевна, до конца жизни была благодарна и Таирову и Коонен, за то, что они дали ей шанс, по-настоящему проявить себя ярчайшей театральной актрисой.

Раневская в роли Вассы Железновой . Спектакль Центрального Театра Красной армии 1936 год.
Раневская в роли Вассы Железновой . Спектакль Центрального Театра Красной армии 1936 год.

В военные годы Раневская была эвакуирована в Ташкент. Вернувшись из эвакуации, работала в Московском театре драмы.
В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр им. Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было собственное видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», она полностью переписала её и сыграла на свой лад.

Вся театральная Москва валом валила в театр имени Моссовета, что бы увидеть Раневскую в маленькой роли, из которой она сделала настоящий шедевр.

«Шторм». Раневская – Манька спекулянтка.
«Шторм». Раневская – Манька спекулянтка.

В итоге если в начале спектакля в зале был аншлаг, после сцены с Раневской зрители потихоньку начинали расходиться, а после антракта доигрывать приходилось в полупустом зале. Вполне естественно, что Завадскому и другим актерам это не нравилось и сцену из спектакля просто убрали.

Однако, как бы там ни было, именно на сцене Театра имени Моссовета Раневская сыграла свои лучшие театральные роли в спектаклях

«Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика. Постановка Л. Варпаховского — миссис Этель Сэвидж
«Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика. Постановка Л. Варпаховского — миссис Этель Сэвидж
«Дальше — тишина» В. Дельмар, постановка А. Эфроса. Раневская — Люси Купер, Ростислав Плятт- Барклей Купер
«Дальше — тишина» В. Дельмар, постановка А. Эфроса. Раневская — Люси Купер, Ростислав Плятт- Барклей Купер

Последней ролью Фаины Георгиевны Раневской на театральной сцене стала Филицата в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по пьесе Островского в постановке Сергея Юрского.

-8

Актриса кино

В кино дебютировала в 1934 году в фильме М. Ромма «Пышка».

Фаина Раневская в роли госпожи Луазо
Фаина Раневская в роли госпожи Луазо

Наиболее запомнившиеся зрителям фильмы и роли:

«Подкидыш», 1939 год. Фаина Раневская в роли Ляли: «Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?»
«Подкидыш», 1939 год. Фаина Раневская в роли Ляли: «Скажи, маленькая, что ты хочешь: чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?»
Фаина Раневская в роли тапёрши в картине «Александр Пархоменко». 1942 год.
Фаина Раневская в роли тапёрши в картине «Александр Пархоменко». 1942 год.
«Свадьба» 1944. Грек –Осип Абдулов, мать невесты - Фаина Раневская, отец невесты - Алексей Грибов
«Свадьба» 1944. Грек –Осип Абдулов, мать невесты - Фаина Раневская, отец невесты - Алексей Грибов
«Золушка» 1947 - мачеха.
«Золушка» 1947 - мачеха.
«Весна» 1947 - Маргарита Львовна
«Весна» 1947 - Маргарита Львовна

Московские адреса

Много лет Раневская не имела собственного жилья и жила под одной крышей со своей подругой и наставницей Павлой Вульф во флигеле главного дома Гончаровых где, когда то жила Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина, что стоял в районе домов 48-50. Большой Никитской.

-15

В их старом деревянном домике с «удобствами во дворе» бывали М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Маяковский и другие знаменитые представители литературных и театральных кругов.
По воспоминаниям людей знавших её в это время была просто без ума от В. Качалова. Причем восхищалась не только его актерской игрой, но и была влюблена, как в мужчину. Были ли эти чувства платоническими или переросли в роман неизвестно.

В 1948 году дом снесли и подруги разъехались. Вульф перебралась на Хорошевку, а Раневской дали комнату в коммуналке в Старопименовском переулке, где она прожила с четыре года.

В 1952 году знаменитая на весь Советский Союз актриса, наконец, становится обладательницей отдельной двухкомнатной квартиры в «Котельническом замке», как она сама его называла.

-16

Несмотря на то, что квартира была по настоящему роскошной и одна кладовка была площадью не меньше чем её комната в коммуналке, новое жилье не пришлось актрисе по душе. Квартира была на втором этаже и располагалась прямо над кинотеатром "Знамя" (теперь «Иллюзион») и булочной, что служило нескончаемым источником шума, с пяти часов утра, когда приезжали первые машины с хлебом, до позднего вечера, когда заканчивался последний сеанс. Сказанная ею фраза: «Я живу над хлебом и зрелищами» стала крылатой, как и многие другие её выражения и афоризмы. Тем ни менее в этом доме Раневская прожила более 20 лет, став одной из самых легендарных его обитательниц.

В конце 50-х годов Фаине Георгиевне удалось добиться разрешения воссоединиться с сестрой, которая, как и все остальные её родственники эмигрировали из революционной России в 1917 году на пароходе, принадлежавшем её отцу. Впервые после тридцатилетней разлуки встретиться с родственниками Раневской удалось в 1947 году в Праге, где она снималась в фильме «Весна». Бездетная овдовевшая Изабелла Ален прожила в квартире сестры четыре года и скончалась в 1963 году.

Фаина Георгиевна похоронила сестру на Донском кладбище.
После этого она прожила «над хлебом и зрелищами» еще 10 лет, а в 1973 году переехала в новый дом по адресу Большой Палашевский переулок 3.

-17

Здесь она провела последние годы своей жизни. Сюда навестить пожилую актрису часто приходили молодые коллеги. Известно, что частым гостем Фаины Георгиевны бывал Владимир Высоцкий, которого она однажды здорово, выручила во времена его службы в Театре имени Пушкина. Особенно часто забегала сюда Марина Неёлова

-18

В самом конце жизни у Фаины Георгиевны появился еще один близкий друг дворовый пес Мальчик, которого она подобрала во дворе в ужасном состоянии и буквально спасла ему жизнь. Пес оценил заботу и был рядом со своей хозяйкой до последнего дня. Позаботиться о Мальчике Фаина Георгиевна попросила свою близкую подругу Светлану Майорову.

-19

Народная артистка СССР, лауреат трех Сталинских премий, кавалер ордена Ленина и многих других наград, которые она называла «похоронными принадлежностями», Фаина Георгиевна Раневская скончалась 19 июля 1984 года.
По её завещанию была похоронена рядом с сестрой на 4-м участке Нового Донского кладбища.

-20

На надгробии актрисы и её сестры установлена маленькая бронзовая фигурка собачки, своеобразный кенотаф её любимому псу пережившему хозяйку на 4 года.

-21

Спасибо Вам глубокоуважаемая Фаина Георгиевна за ту радость которую Вы дарили нам своими ролями! Мы Вас помним!

Смотрите на нашем канале

Незабываемые кинороли Фаины Раневской