Итак, вы сделали с помощью компьютера свою запись музыки. Пришли с ней в дискотечный зал и поставили на воспроизведение на тамошней аппаратуре. К огромному вашему удивлению, баса оказалось слишком много. Тогда вы дома подправили частотный баланс и, принеся запись в студию, были огорошены тем, что бас куда-то испарился. После очередной правки, как снег на голову, как пить дать, возникнет котовасия с высокими частотами. И т.д. и т.п. Через подобные тернии проходят все, кто сводит музыку на первой попавшейся (в частности, мультимедийной) акустике, или случайных Hi-Fi наушниках (прежде всего бюджетных). Чтобы избежать убийственных итераций, разумно прибегнуть к специализированным акустическим системам: студийным аудио мониторам.
Назначение так называемых студийных мониторов состоит в том, чтобы в первую очередь максимально честно, без приукрас передать частотный (тембральный) баланс производимой записи. Следует пояснить, что большинство Hi-Fi акустических систем либо скрадывают недостатки записи, либо склонны выпячивать на отдельных частотах все подряд огрехи (записи на определённом носителе, источника звука, усилителя, самих акустических систем). Мультимедийная акустика в этом плане не исключение. Производители бытовых акустических систем умышленно подправляют АЧХ таким образом, чтобы добиться заманчиво вкусного звучания, в том числе «фирменного», не отягощая себе заботами сохранения идентичности и адекватности. Вторая задача студийных мониторов состоит в предельной корректной «расстановке» в пространстве воссоздаваемых источников звука. Для стерео локализация выражается в глубине сцены и линейности вдоль размещения колонок. Например, голос солиста не должен ни с того ни с сего уехать на второй план, а виолончель «слипнуться» с тем же гобоем. В принципе, современные способы записи стерео эффектов позволяют существенно раздвинуть кажущиеся расстояния между инструментами в плоскости колонок, вынеся виртуальные источники звука гораздо шире, чем физическое расположение динамиков. Соблюсти пропорциональное воспроизведение в данном случае архи сложно. Наконец, третья задача, пожалуй, из самых трудных, поскольку требуется рекордно утонченная микродинамика наряду с реалистичной макродинамикой. Т.е. тихие звуки должны отчетливо слышны, а самые громкие восприниматься как действительно очень громкие, и всё это без выкручивания в усилении уровня громкости (уж простите за невольную тавтологию).
Имеющая немецкие корни компания-обладатель торговой марки ADAM (www.adam-audio.com) выпускает как студийные мониторы, так и Hi-End бытовые акустические системы собственной разработки. Имя данной фирмы на слуху не только у профессионалов. Её модели акустики регулярно собирают внушительный ряд различных наград. Компания является ярой сторонницей высокочастотных динамиков типа излучателей Хейла в собственной интерпретации, запатентованной под аббревиатурой «A.R.T.» (Accelerating Ribbon Technology). В отличие от всех прочих излучателей звука (динамических, пьезоэлектрических, электростатических и магнитостатических), воздействующих на воздух как поршень в отношении 1:1, каждая из пластинок сложенной мембраны A.R.T. придает воздуху скорость в отношении 1:4. Т.е. воздух движется в 4 раза быстрее, чем сама диафрагма, что обеспечивает непревзойденную «прозрачность» звучания, в том числе в переходных процессах. При этом площадь мембраны используется гораздо эффективнее, акустическое давление возрастает без компрессии, а излучение звука начинается с 300 Гц. Технология, увы, дорогостоящая, одних неодимовых магнитов аж 28 штук. Линейка активных мониторов и сабвуферов, начинающаяся с буквы ”A”, классифицируется как сугубо студийная, причем для озвучивания в ближнем поле, т.е. на расстоянии от 1 до ~2.5 метров.
Только факты: ADAM A7 (по сведениям производителя)
Диапазон частот, Гц 45..35000 (+/- 3 дБ)
Выходная мощность Вт 80 (RMS), 50 (Sin),
Динамики 165 мм - НЧ/СЧ и A.R.T. (ленточный излучатель Хейла) - ВЧ
Входы XLR – балансный RCA - небалансный
Масса, кГ 8.1
Габариты, мм 180 х 330 х 280
Высокочастотный излучатель воистину нетривиальный. Вместо привычного купола сквозь защитную решётку виднеются параллельные пластиночки (по складкам напоминающие меха гармони), очевидно, из хитрого металла. Диффузор СЧ/НЧ динамика представляет собой сэндвич из плетёного карбона и некой субстанции «rohacell». Подвес длинноходный, средней упругости. Особенности магнитной системы не разглашаются. Корпус не из самых жёстких, стенки можно было бы сделать и потолще (по крайней мере, в одном месте явно простукивается отсутствие распорки). Ничего не поделаешь: издержки себестоимости. Модель «А7» производитель классифицирует как «доступную».
На тыльной части каждого монитора ADAM A7 ранних моделей располагались регулировки двух «shelving» фильтров (+/- 6дБ), один из которых для низких частот (<150 Гц), другой для высоких (>6 кГц), а так же отдельная регулировка (+/- 4 дБ) уровня высокочастотного динамика. У последней модели (A7V) только крутилка громкости, остальные настройки по Ethernet.
Обратите внимание, о трехполосном эквалайзере речь не идет! Регулировка уровня твитера является фактически изменением коэффициента усиления в высокочастотном (примерно от 2 кГц) звене схемы Bi-Amping, т.е. без затрагивания фазы. Цель данных регулировок - корректировка частотного отклика в условиях конкретного помещения, своеобразного по акустическим свойствам. Разумеется, имеется балансный вход (XLR) и обычный с разъемом RCA. На том и другом входах фон полностью отсутствует.
Проведенные измерения показали неординарные способности ADAM A7. АЧХ, снятая в обычном помещении (50 «кубов» со средней реверберацией), вписывается в +/- 4 дБ. Правда, на самых низких частотах просматривается эдакий «диванчик»: в области с 30 до 60 Гц бас, скорее всего, будет звучать заметно тише, чем от 60 до 100 Гц. Регулировка НЧ существенно приподнимает седло вышеупомянутого «диванчика», заодно обостряя пичок на 75 Гц. Регулировка уровня ВЧ динамика распространяется на весь частотный диапазон, начиная примерно с 1 кГц (RMAA своеобразно совмещает графики, если средние значения различаются). Тогда как вмешательство фильтра, корректирующего высокие частоты, заметно сказывается лишь выше 10 кГц. Наблюдаемый в районе 600..700 Гц на АЧХ пичок, а так же близлежащие неустранимые зубчики (в частности, на 2 кГц) не является следствием измерений. Именно они могут определять специфику звучания модели «А7» на средних частотах. К тембральному дисбалансу выявленные зубчики вряд ли приведут, а вот к «обострению» микро звуковых деталей - вполне-вполне. Подобное свойственно многим студийным мониторам, заточенным на чуткое выявление огрехов записей. Следует подчеркнуть, что направленность у ADAM A7 совершенно не выражена, посему с расстановкой колонок можно не «париться», да и в кресле у «пульта» свободно поерзать. Больше всего изумило, что высокие частоты практически не затухают по мере удаления с 1 до 2.5 метров. Атака ударных звуков отрабатывается без размазывания во времени, не компрессированную запись чувствуешь моментально. Что касается суммарных THD искажений, то они похвально не прыгают с мощностью, хотя низкими назвать нельзя при скромном уровне громкости. Вторая и третья гармоники ведут себя невинно, поэтому результаты стандартных измерений не дают повода для критики.
Звучание очень звонкое! Очевидно, сказывается дальнобойность «ленточного» твитера. При этом средние частоты не выпячены. На обычной акустике записи, сделанные с контролем (мониторингом) на «А7», наверняка будут не пилить по мозгам назойливыми «верхушками». Бас могуч и фундаментален. Тем не менее, людям, привыкшим к нахрапистым сабвуферам, будет тяжеловато правильно сориентироваться. В небольшом помещении (до 25 кубов) регулировка НЧ способна ощутимо добавить баса вплоть до избыточного. В помещении побольше вышеуказанный низкочастотный «диванчик» порой озадачивает: интерпретировать ровность баса и оценивать его дозировку становится обременительно. Причем уровень баса становится недостаточен. Средние частоты преподносятся таким образом, что все недостатки записи-сведения неумолимо вскрываются, образно говоря, как под лупой. Большинство массовых «сидючков», слепленных, мягко выражаясь, «на коленке», на этой безжалостной акустике слушать попросту невозможно! Конечно, при желании никто не мешает «задавить» регулировкой на -4 дБ уровень неутомимого твитера, тем самым реализовав «хай-файное» преподнесение музыкального материала. Используя ADAM A7, при определенных навыках можно с успехом осуществлять реставрацию (т.е. ремастеринг) и в какой-то мере оригинальный мастеринг, в идеале добавив активный сабвуфер. Мониторы ADAM A7 грамотно оптимизированы для ближнего поля и отлично сфазированы. Впрочем, иного ожидать и не приходилось. Репутация фирмы обязывает.
Из практики. Прослушав относительно недавно вылеченные в цифре какими-то умельцами залётные сидючки Deep Purple трёх культовых концертов (из которых склеили исторический альбом «Made in Japan»), впал в унылое оцепенение. Поначалу показалось, что попалась «палёнка» типа Мр3 с низким битрейтом! На поверку выяснилось: просто переборщили с эквалайзером высоких частот и компрессором. Как следствие, худо-бедно слушать в кайф лишь на сверх басовитых массово-демократичных Hi-Fi колонках, да и то не более одного творения в день. Идеально сделанные записи, например, Jacques Loussier Trio “Eric Satie. Gymnopedies-Gnossiennes” (TELARC, 1998, CD-83431), на ADAM A7 звучали вдохновенно, технические шероховатости, неизбежно присутствующие даже в подобных эталонах, уже не досаждали.
На минутку отвлечёмся от магнетически притягательных ADAM, сделав попытку посмотреть «в корень». Студийный монитор, как бы хорош он ни был, никогда не заменит слух опытного специалиста, выполняющего сведение и мастеринг. Причём «звуковик» должен обладать аналитическим типом слуховой системы, т.е. чутко выявлять различия и, как правило, не обращать внимания на сходство. Тогда как человек с абсолютным музыкальным слухом обязан свободно обобщать сходства, на 100% распознавая и воспроизводя любые ноты. Например, для настроенной шестиструнной гитары по поводу звуков зажатой на 5-м ладу второй струны и свободной первой струны «звуковик» скажет, что они однозначно разнятся, тогда как музыкант заявит, что звучат схоже, в унисон. И оба будут правы! Т.е. налицо совершенно разное слуховое восприятие (данная тема уже затрагивалась на страницах нашего журнала, но актуальности не потеряла). Не мудрено, что между музыкантами и звукоинженерами зачастую возникают слишком горячие дискуссии, в результате которых каждый остается при своем мнении.
Профессионалы трактуют цену ADAM A7 как средне бюджетную. В России в 2009 году парочка стоила 35000 рублей. Сейчас за пару таких «мониторчиков» придется заплатить более 150 тыср (внимание! обычно указывается цена за 1 шт). Деньги для начинающих музыкантов и звукорежиссеров немалые. Но в хороших руках ADAM A7 свою цену отработает с лихвой. Короче, окупится многократно! В бюджетной нише басовитых мониторов раз-два и обчёлся. А про столь кристальные высокие частоты, причем не привязанные к удалению точки прослушивания, вообще говорить не приходится. Единственное, есть определенная специфика акцентирования нюансов в области 600..800 Гц, однако большинству звукорежиссеров оная по вкусу. Итак, протестированные студийные мониторы ADAM A7 настоятельно рекомендуются к личному прослушиванию при создании уютной мини-студии. В помещении до ~25 кв м подойдут ADAM A7 и для HiFi, надо лишь будет скорректировать с помощью предусмотренной регулировки уровень ВЧ динамика.
Мода на ту или иную бытовую акустику приходит и уходит, а студийные мониторы остаются. Капиталовложение?
=================================================
Частично по материалам публикаций автора в H&S