Найти в Дзене
Евгений Дмитриев

Могут ли христиане сегодня по-прежнему чудесным образом исцелять больных?

Photo by 洋 墨 on Unsplash

Священное Писание провозглашает определенную реальность жизни. Эта реальность сосредоточена на деятельности Бога в мире. Бог не удален из творения. В Ветхом Завете мы видим, как Бог избирает народ Израиля и путешествует с ним. Присутствие Господа приносит с собой проявление Божьей силы. Бог действует могущественными и чудесными способами. Эти события не преподносятся как метафорические сказки или мифологические преувеличения. Ветхий Завет провозглашает реальность жизни; реальность, в которой присутствует и действует Бог. Отрицать эту реальность — значит отрицать саму правдивость Ветхого Завета.

Эта реальность мира перенесена в Новый Завет. Евангелия сосредоточены на силе Божьей, действующей через воплощение Бога: Иисуса из Назарета. Поэтому неудивительно, что Иисуса часто видят совершающим чудо за чудом. Он исцеляет болезни, управляет природой и даже воскрешает мертвых. Удивительно, но Иисус распространяет свою божественную силу на своих собственных последователей. Когда Иисус отправляет учеников на их евангельскую миссию, Он дает им «силу и полномочие изгонять всех бесов и исцелять болезни, посылая их провозглашать Царствие Божье и исцелять больных» (Луки 9:1-2). Ученики призваны выражать присутствие и силу Божьего Царства, ставшие доступными во Христе Иисусе.

Книга Деяний продолжает это свидетельство о Божьей силе в человеческой жизни. Благодаря ниспосланию Святого Духа в Пятидесятницу мы видим, как христианская община участвует в чудесном исцелении в Деяниях. Ученики продолжают изгонять бесов и исцелять больных. Таким образом, та же реальность жизни, освещенная в Ветхом Завете и Евангелиях, присутствует в Книге Деяний. Интересный вопрос, который следует задать: является ли это нашей реальностью сегодня? Когда мы читаем о чудесных исцелениях, происходящих в христианской общине, можем ли мы заявить об этом сами? Обладаем ли мы той же «силой и авторитетом», которые были даны ранним последователям Христа? Грубо говоря, можем ли мы все еще жить во времена, когда апостолы Христа могут совершать чудеса?

Книга Деяний содержит глубокие истины, касающиеся самой реальности, в которой мы живем, и доступности чудесной силы Бога. Чтобы полностью раскрыть это, нам нужно рассмотреть три вопроса о чудесных исцелениях, которые мы видим в книге Деяний:

Знамения и чудеса в Деяниях

Исцеления в изобилии описаны во всей Книге Деяний. Первое упоминание об исцелении встречается в описании церковной общины после сошествия Духа. Описывая природу этой новой христианской общины, в Книге Деяний записано, что «Благоговейный трепет охватил всех, потому что апостолами совершалось много знамений и чудес» (2:43). Такие знамения и чудеса, естественно, включали в себя акты чудесного исцеления. Это же описание встречается в главе 5:12.

Отсюда акты исцеления разбросаны по всей остальной части книги. Петр и Иоанн, например, исцеляют искалеченного человека по пути в храм. Пристально глядя на этого человека, Петр отвечает: «Серебра и золота у меня нет, но то, что у меня есть, я даю тебе, во имя Иисуса Христа, встань и ходи» (3:6). Мужчина берет свой коврик и входит в храм с двумя апостолами. Аналогичным образом, Стефан, первый христианский мученик, описывается как «исполненный благодати и силы», человек, который «совершил много великих чудес и знамений среди народа» (6:8). Филипп, Анания, Павел и Варнава описываются как участвующие в служении исцеления.

Эта ассоциация со «знамениями и чудесами», по-видимому, и есть то, что отличало христианскую общину от других религиозных сект. В Деяниях 4:23–30 записана молитва о мужестве христианской общины. Здесь церковь молится: «Дай твоим слугам говорить твое слово с дерзновением, в то время как ты простираешь свою руку для исцеления, и совершаются знамения и чудеса». Знамения и чудеса считались естественной и ожидаемой частью христианской жизни и служения. Есть ли у нас похожие ожидания в христианской общине сегодня?

Какова была цель Исцеления в Деяниях?

Акты исцеления происходят во многих различных ситуациях и осуществляются при посредничестве самых разных людей. Несмотря на то, что эти исцеления называются «чудесными», в этих событиях присутствует ощущение нормальности. Они не кажутся удивительными или неуместными. Акты исцеления, как функция жизни и свидетельства христианской общины, провозглашают могущественную реальность Царства Божьего. Эта реальность была настолько признана другими, что в некоторых случаях люди за пределами христианской общины пытались присвоить эту реальность себе.

В Деяниях 8 записано, как Петр имел дело с Симоном-Волхвом. Став свидетелем исцелений, происходящих по молитвам учеников, Симон быстро крестится и присоединяется к христианской общине. Когда Симон проводит связь между возложением рук и дарованием Святого Духа, он тщетно пытается приобрести эту силу. Для Саймона акты исцеления были просто способом поддержать его собственное эго. Симон фокусируется не на переживании людьми Духа, а на своем собственном эгоистичном желании прославиться как «кто-то великий и могущественный» (8:9-10).

Аналогичным образом, в Деяниях, глава 19, мы встречаемся с семью сыновьями Скевы, группой еврейских мужчин, которые пытались изгнать злых духов, взывая к «имени Иисуса, которого проповедует Павел» (19:14). Ясно, что у нас нет личной связи с Евангелием или христианской общиной. Сыновья Скевы не заботятся о царстве Божьем. Вместо этого они пытаются использовать имя Иисуса просто для достижения своих личных целей. Из-за отсутствия у них связи со Христом одержимый демоном человек побеждает семерых сыновей Скевы, оставляя их окровавленными и обнаженными (19:16).

Разница между этими рассказами и собственным служением исцеления учеников очевидна. Для христианской общины действие Святого Духа всегда связано с провозглашением Евангелия. Акты исцеления никогда не являются самоцелью. Физические исцеления обязательно указывают на реальность господства Христа и силу Божьего царства на земле. Ученики не стремились к прославлению или возвышению среди других. Они никогда не были сосредоточены на себе. В таких местах, где происходят чудесные исцеления, независимо от того, через кого действует Дух, признание собственной силы Христа является важным моментом. Как мы видели ранее, исцеление хромого человека в Деяниях 3 произошло, чтобы засвидетельствовать «имя Иисуса Христа». Важно, что этот человек вскакивает, восхваляет Бога и присоединяется к Петру и Иоанну в храмовом богослужении.

Симон Волхв. и семеро сыновей Скевы, сосредоточьтесь не на возвышении Иисуса Христа, а скорее на продвижении своей собственной силы и мастерства в исцелении. Их внимание было приковано к самим себе, к деньгам и славе, которых они могли достичь благодаря божественному исцелению. Вопреки точке зрения учеников, эти люди видят в Святом Духе не более чем инструмент, который они могут использовать в своих собственных целях. Такое отношение противоречит царству Божьему и Господству Иисуса.

Дает ли Святой Дух силу христианам сегодня?

Чтобы ответить на этот вопрос, лучше всего изучить последствия веры в то, что Святой Дух не дает силу христианам сегодня? Если чудесных исцелений не происходит, тогда мы заявляем, что христиане не пребывают в той же реальности, что и ранние апостолы. Это означало бы заявить, что реальность жизни, освещенная в библейском свидетельстве, не является нашей реальностью. Более того, такая вера тогда предполагала бы, что сила Святого Духа ограничена в современную эпоху. Даже если мы придаем большое значение свидетельству Священных Писаний, неспособность видеть библейскую реальность как относящуюся к нашей собственной жизни означает отделение себя от силы Божьей.

Но что, если реальность жизни, провозглашенная в Писании, неизменна? Что, если сегодняшняя жизнь по-прежнему основана на могущественном присутствии Бога? Может ли это означать, что те же самые акты исцеления, которые происходили тогда, могут происходить и сейчас? Возможно, именно наши собственные сомнения относительно этой реальности создают сегодня камень преткновения. На протяжении всей книги Деяний ученики воплощают радикальную смелость в том, как они участвуют в служении. Они были бесстрашны в том, как они представляли значение Господства Христа для жизни людей. Проще говоря, ученики были ревностно привержены тому, чтобы воплощать реальность Божьего царства и делиться ею со всеми, с кем они сталкивались. Они не отсиживались в своих бункерах личной духовной преданности. Они были выброшены в мир с призывом приобретать учеников. Книга Деяний иллюстрирует, что сила Божья постоянно открывалась по мере того, как ученики выходили с верой.

Воплощаем ли мы то же усердие, что и ранние христиане? Верим ли мы, что реальность, представленная в Писании, отражает реальность нашей жизни? Возможно, эпоха исцелений кажется прошедшей просто потому, что мы не рискуем жить так, как если бы это было правдой. Для многих вера стала личным делом. Многим неловко говорить о своей духовной жизни, особенно с другими людьми. Следовательно, о молитве о своем исцелении просто не может быть и речи. Превратилась ли смелость учеников тогда в обоснованную осторожность учеников сегодня?

И все же призыв остается. Иаков призывает: «Кто-нибудь из вас болен? Пусть позовут старейшин церкви, чтобы они помолились над ними и помазали их елеем во имя Господа. И молитва, возносимая с верой, сделает больного человека здоровым; Господь воскресит его… Молитва праведного человека сильна и действенна» (Иакова 5:14–16). Такое утверждение говорит о доступности Божьей силы исцелять, восстанавливать и спасать. Священное Писание делает такие заявления не из возвышенного идеализма или причудливых мечтаний. Распространенность Божьего исцеления во всех библейских свидетельствах указывает на реальность мира, в котором мы живем. Бог присутствует. Бог активен. Исцеления могут происходить.

Остается только один вопрос: верим ли мы в это настолько, чтобы действовать в соответствии с этим?

Ещё об исцелении здесь...