Некогда великая Римская империя теперь разделилась на два государства. Правитель одной стороны объявил врагом властителя другой. С этого времени две половины официально одного объединения пошли своими путями. Западная часть вступила в эту игру в менее выгодном и сложном положении. Ей предстояло пережить не мало бед, но всё по порядку. В этой статье пойдёт речь о проблемах, которые приводили Рим к тому положению, в котором он позже окажется.
Содержание
1) Причины упадка
2) Аврелий Августин и церковные споры
3) Итоги
Причины упадка
Жизнь в Западной Римской империи изменилась. Из-за большого количества латифундий, люди стали перебираться в деревни, тем самым осушая города, теперь имеющие меньшее значение. Это выливалось в уменьшение производства различных товаров, ухудшения ремесленного дела и в стагнацию экономики. Куриалы банкротились, а вот магнаты, в основном из Сената, напроти, набирали силу, овладевая населением, продовольствием и прочим, порой самостоятельно расширяясь на другие деревни. Позволяло им так себя вести их сенаторское положение и вытекающие из этого привилегии, должности в войске или административном аппарате.
Вместе с латифундиями неслабо увеличилось и количество церковной земли. На них работали колоны, рабы и свободные земледельцы. Также распространялось монашество. Их владения также занимали обширные пространства. Положение и тех и других укреплялось также за счёт добровольных подношений, что делали верующие. Немало в религию инвестировали и императоры, как ресурсно, так и юридически. На этом фоне магнаты и церковь начинается сближаться. К примеру, члены семьи аристократа из Галлии Сидония Аполлинария, состоят как в чиновничьем аппарате, так и на высоких должностях в церкви. Нередко, что из сферы администрирования чиновник становился церковником, взять того же, упоминаемого в предыдущих статьях Миланского епископа Амвросия Медиоланского, ранее служившего префектом Италии.
В то же время положение плебса ухудшалось. Налоги выросли настолько, что стали плодить нищету вокруг. Множество хозяйств разорилось. Полученные подати шли на содержание госаппарата, дворца и армии. Церковь же, как и ряд латифундий, были освобождены от всех поборов. Ситуацию усугубляли варварские набеги, а также злоупотребления на местах.
Вместе с плебсом, страдала от этого всего и провинциальная знать, вынужденная устранять на своих территориях последствия этого бардака - восстания колонов и рабов, или вторжения готов. Из-за этого ухудшалось их отношение к центральной власти и, в то же время, усиливалась их функция в государстве. В связи с этим начались частые саботажи решения императора, тайные сговоры с германцами и прочие явления, демонстрирующие начало конца. Всё явственнее выкристаллизовывался феодализм, занявший серьёзную нишу общественного устройства на многие века.
Влияние церковной общины на Западе росло столь быстро, что власти его не удалось устранить, в отличие от Византии, где истеблишменту удалось взять этот процесс под свой контроль. Отсюда и пошло разделение центров - Рим стал основой церкви, а, сперва, Медиолан, и с 402 года Равенна - местом расположения дворца. По мере того как государство угнетало людей налогами, церковь устраивала благотворительные акции. Ясно, в чью сторону народ смотрел более благосклонно. То же касается и аристократов из провинций, которую церковники поддерживали.
Армия также находилась в жесточайшем кризисе. Рекрутирование усложнилось - появилось множество уклонистов, население сократилось, да и снаряжения стало меньше из-за уменьшения производства. Пограничники со своим хозяйством более беспокоились об урожае, чем о несении службы. Насильно набирали в войска колонов и преступников. Рим больше не был военной машиной, каким его считали ранее. Вместо выполнения своих основных функций эти солдаты удачи использовались в интересах командиров и для откровенных грабежей под видом сборов. Люди оплачивали 145 тысяч пограничных и 125 тысяч полевых бойцов, потерявших всякую эффективность.
В этих условиях ослабления армии, выход для императоров был один - нанимать варваров. Им давали место для поселения, объявляли их федератами, т.е. союзниками, предоставляли снаряжение, вооружение, продовольствие и плату. Обратная сторона этого “костыля” заключалась в том, что конунги (вожди) не всегда оказывались лояльны монарху и всегда следовали своим интересам, даже если это означало пойти войной на своих нанимателей или их подданных - мирных жителей, чаще всего страдающих от вестготов.
На фоне всего этого заметно было, что прежние законы (некоторые ещё со времён республики), уже не работают при системе домината так, как раньше и попросту устарели. Был необходим их пересмотр и объединение в единый реестр. Такие были - в III в. кодекс Грегорианус (эдикты от Адриана до к. III столетия), в н. IV в. кодекс Гермогенаниус, включавший в себя законы до Константина Великого. Но уже и это становилось не актуально.
Ну и конечно, очень важный фактор, повлиявший на то, что ситуация в империи висела на волоске - Великое переселение народов, начавшееся в конце IV века. Орды гуннов начали своё движение из Китая (там их звали сюнну) и согнали со своих мест такие же нескончаемые топы готов и вандалов, которые вынуждены были очень настойчиво "проситься" жить на римские территории. Наплыв беженцев обнажил проблемы государства, которое оказалось не в силах их исправить и проконтролировать трудность.
Аврелий Августин и церковные споры
Северная Африка, подконтрольная империи, жила, формально подчиняясь императору, а фактически его представителю - губернатору, который, будучи де-юре подчинённым правителю не всегда стремился соблюдать интересы его и государства. Тогда же шёл конфликт Стилихона и Евтропия за прибрежный город Гиппон Регий. Одновременно с этим на пост епископа местной общины христиан выдвинулся выходец из африканской провинции, учившийся в Карфагене и получивший римское гражданство, Аврелий Августин. Его эта ситуация с двухслойной властью, не всегда помогающей друг другу, навела на ряд мыслей, которые он выразил в своём представлении о её природе. Этот труд приобрёл популярность на долгое время, как среди религиозной, так и светской элиты.
Сперва он с 20 лет проповедовал манихейство. Это религия, основанная персом Мани, учащая, что есть две силы - Добро и Зло. Последнее заключалось в материальном мире. Соответственно, переход на сторону первого следовал через отказ от второго. Через 10 лет он перебрался в Милан, где познакомился с уже известным нам Амвросием Медиоланским (Миланским) и пристрастился наблюдать за его проповедями.
Через время он понял, что ошибался все эти годы и стал катехуменом никейского вероисповедания, т.е. оглашённым. Так называли человека, ещё не крещённого, но который стремится обрести христианскую веру и проходит для этого соответствующее обучение. В среднем такой статус кандидат носил около 3 лет, в зависимости от его заслуг перед христианством. Для приближения к заветному положению, он проходил несколько “собеседований” со священнослужителем.
Как говорят предания, во время его печали в Миланских садах о том, что его вера и душа слабы, он услышал детский голос “Подними и прочти”. Возле него лежала книга “Послания Святого Павла к римлянам”. Он так и поступил, что наполнило его сердце тем, в чём он испытывал недостаток. После этого он устремился достичь высот в религии и вернулся в Африку. Но там его ждали местные споры, которые не касались триединства, как в других провинциях, но зато относились к самой церкви уже давно.
Во время гонений Диоклетиана, местный губернатор предпочёл не сильно перебарщивать по отношению к гонимым и дал им выбор. Они обязались сдать Священные Писания в обмен на то, что их не тронут. Кто-то опасаясь возможных расправ, согласился с этим условием. Когда гроза утихла, люди, отказавшиеся пойти на такой недостойный с их точки зрения компромисс, воспылали неуважением к слабым церковным деятелям. А когда они узнали, что один из таких должен стать Карфагенским епископом, то это вышло на новый уровень. Противники этого решения настаивали на том, чтобы все крещения, что он совершил не считались. В статье о Диоклетиане, я кратко описывал это явление, под названием донатизм. Так его прозвали в честь лидера Доната Великого.
Самые радикальные группы получили название циркумцеллионы или агонистики (борцы за истинную веру). Они устраивали порой форменный беспорядок. Они не боялись пострадать за свою веру, быть мучениками было для них почётно. Были искалечены довольно много людей, но зачастую их жертвы имели довольно высокий статус. Рабам и прочим обездоленным, это движение зачастую покровительствовали. Расписки на рабство уничтожались, все, кто обращался к ним за помощью оказывался в полной безопасности, что бы он не сделал. Их положение было столь высоким вплоть до 420 года.
Донатисты также считали, что благодать от Бога передаётся через святых. Когда грешник проводил важные обряды - это один из лидеров движения Петилиан - назвал извращением. На это учитель Августина Амвросий отвечал, что благодать - это божья прерогатива и человек не мог на это влиять никоим образом, будь он хоть трижды богоизбранный. В этом отражалась версия приверженцев никейского символа веры, а в тех аргументах сторон вся суть спора.
Августин вынужден был выбрать нечто среднее в качестве своей позиции. Согласно его мнению, церковь была и будет смешением истинных праведников и ложных святых. Вместе с тем, не человеку судить об этом и не ему очищать храмы от последних. Эта задача должна лечь на Иисуса, когда он снова придёт в этот мир, вести свой Суд. Тогда-то все, кто не достойны, будут изгнаны из храмов.
Но эта усреднённая позиция не пришлась по нраву никейцам. В Северной Африке начались суды над еретиками - первая версия инквизиции. Всё это было следствием религиозных проблем, перерастающих в политические. Донатисты радикализировались. Они стали требовать, чтобы им позволили сформировать общину, на основе их общности, с официальной организацией. Таким образом, уже потерявшее силу и отчётливые формы римское гражданство приобрело себе конкурента. Это привело к восстанию в 397 году. Но об этом мы поговорим уже в следующей статье.
Итоги
Западная Римская империя со всех сторон болела и здоровой части этого тело было довольно сложно найти. Проблемы всё ширились как в социальной сфере, где участь людей всё утяжелялась, так и в духовной сфере, где не утихали споры одних конфессий с другими. Власть не могла с этим справиться и на этом фоне элиты начали возвышаться - магнаты и церковь обрели немало средств, влияния и даже подданных. В такой обстановке, немудрено оказаться захваченным оскорблённым ранее варваром Аларихом. Но это уже другая история.
А какие вы видите проблемы Западной Римской империи перед разграблением Алариха? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь! Благодаря Вам канал развивается! Спасибо за внимание!