Найти тему
Такое искусство

10 самых известных картин Ильи Репина, которые знают на западе

Оглавление
"Лицо и душа человека, драма жизни, впечатления от природы, ее быт и смысл, дух истории — вот наши темы", - писал Репин, которого еще при жизни прославляли как мастера.

Илья Репин — знаменитый русский художник, и его картины известны не только русским людям. За пределами России тоже знают его работы и восхищаются талантом живописца.

Как отмечают иностранные издания, немногие русские художники перед смертью получали такую славу и признание, как Репин. Он был невероятно трудолюбив и оставил большое и разнообразное художественное наследие. У Репина не было ни одной любимой темы, и на его картинах можно увидеть простых людей, высокопоставленных чиновников, библейских персонажей и царей. Некоторые критики и коллеги-художники обвиняли Репина в “непоследовательности”, но он лишь пожимал плечами: “Может быть, они и правы, но я люблю разнообразие и не могу убежать от самого себя”.Но именно это привлекало внимание к нему, способность быть разным и в то же время востребованным художником. Интерес художника к разнообразию и мастерство прославили его и за пределами родной страны, где Репина назвали «главным провозвестником соцреализма». И я предлагаю посмотреть 10 картин одарённого художника, которые сделали его мировой знаменитостью.

1. Бурлаки на Волге (1870-73)

И. Е.Репин  "Бурлаки на Волге" 1870–1873г. ГРМ
И. Е.Репин "Бурлаки на Волге" 1870–1873г. ГРМ

Это была первая крупная картина, принесшая Илье Репину (1844-1930) большой успех. Идея создания картины пришла ему в голову, когда он был студентом Академии художеств в Санкт-Петербурге. Прогуливаясь по Неве, он был поражен видом совершенно измученных рабочих баржи, тащивших тяжелый груз, в то время как беззаботные горожане проходили мимо. Сам Репин происходил не из богатой семьи. Он родился в городе Чугуеве, в семье военного, и с пониманием относился к бедственному положению рабочих людей. Сюжет картины резко контрастировал с академическими художественными традициями, в которых предпочтение отдавалось "грандиозным" темам из мифологии и истории. Вместо этого Репин выбрал "правду жизни" в качестве своей основной темы и стремился включить социальный комментарий в свои работы. Перевозчики барж стали метафорой тяжелой участи, которая характеризует жизнь многих людей в России. Она завоевала бронзовую медаль на Международной выставке 1873 года в Вене и была приобретена великим князем Владимиром Александровичем за 3000 рублей.

2. Садко (1876)

И. Е. Репин "Садко". 1876 г. ГРМ
И. Е. Репин "Садко". 1876 г. ГРМ

Окончив Академию художеств, Репин отправился в Европу. В 1873 году он жил в Италии в Риме. Затем он провел три года во Франции, изучая новейшие направления в искусстве. И хотя Репин не увлекался импрессионизмом, он внимательно изучал этот новый стиль, его работы того периода сравнивали с творчеством Моне. Находясь за границей, он размышлял о чертах русского национального характера и написал картину "Садко", которая ясно выражает неприятие титулованным русским сказочным героем "иноземных" красавиц. И хотя сам Репин считал эту работу неудачной, всё же картина смогла продемонстрировать, как формировались его взгляды на искусство и жизнь.

3. Крестный ход в Курской губернии (1883)

И. Е. Репин "Крестный ход в Курской губернии". 1880—1883.ГТГ
И. Е. Репин "Крестный ход в Курской губернии". 1880—1883.ГТГ

В этой работе Репин в очередной раз критикует социальное неравенство. Картина поражает зрителя своим большим разнообразием самых разных людей — из более чем 70 персонажей складывается целостная картина жизни народа. Крестный ход был встречен современниками Репина неоднозначно. Одни считали, что картина окончательно утвердила его репутацию ведущего русского художника, в то время как другие рассматривали ее как предвзятую интерпретацию русской жизни.

4.Иван Грозный и его сын Иван, 16 ноября 1581 года (1883-85)

И. Е.Репин "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". 1883—1885гг. ГТГ
И. Е.Репин "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". 1883—1885гг. ГТГ

Считается, что Репин задумал эту картину как параллель трагическим событиям 1881 года, а именно убийству царя Александра II и казни членов революционной организации "Народная воля". Изображение реальных событий в то время было недопустимо, и поэтому вместо этого Репин использовал историческую параллель, чтобы изобразить то, что происходило в настоящем. Тем не менее картина вызвала гнев Александра III, который лично издал приказ о запрете ее экспонирования. Полотно дважды подвергалось вандализму. Впервые в 1913 году, когда иконописец Абрам Балашов трижды ударил ножом по картине, изрезав лицо царя. Затем снова в 2018 году, когда вандал ударил по полотну металлическим шестом, повредив фигуру царевича в трех местах.

5. Портрет композитора Модеста Мусоргского (1881)

 И. Е. Репин, "Портрет композитора М.П. Мусоргского",1881 год. ГТГ
И. Е. Репин, "Портрет композитора М.П. Мусоргского",1881 год. ГТГ

Эта картина является одной из вершин мастерства Репина в написании портретов. Психологически заряженная картина была создана в трагический момент жизни композитора, когда он тяжело болел в военном госпитале. Репин закончил портрет всего за четыре дня и работал прямо в больничной палате, осознавая, что его старый друг находится "на пороге вечности".

6. Портрет Павла Третьякова (1883)

И.Е. Репин "Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи", 1883г. ГТГ.
И.Е. Репин "Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи", 1883г. ГТГ.

Это один из двух портретов знаменитого коллекционера и основателя Третьяковской галереи, написанный при его жизни. Когда Третьяков передал галерею в дар городу Москве, его частная коллекция содержала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур, а также 84 работы зарубежных художников. Третьяков не любил позировать и согласился только из уважения к Репину. Коллекционер изображен на фоне картин в его галерее, в том числе "Над вечным покоем" Исаака Левитана. В тот год, когда был написан портрет, Третьяков находился на пике своей активности, и его коллекция становилась известной в Москве и по всей России. Он был одним из главных коллекционеров работ Репина, передвижников и групп художников-реалистов, выступавших за социальную критику.

7. Запорожцы пишут письмо турецкому султану или Запорожцы.(1880—1891)

И. Е. Репин "Запорожцы". 1880—1891гг. ГРМ
И. Е. Репин "Запорожцы". 1880—1891гг. ГРМ

На написание этой картины у Репина ушло более 10 лет. Это произведение выделяется из всего его творчества, так как выражает человеческую жизнестойкость и свободный дух человека. Сам Репин писал о главных героях: "Святой народ! Никто в мире так глубоко не ценил свободу, равенство и братство". Картина вдохновлена историей о том, как в 1675 году султан Мехмед IV предъявил запорожским казакам ультиматум и потребовал, чтобы они подчинились его власти. В ответ казаки отправили Мехмеду IV язвительное письмо, отвергая все его требования.

8. Не ждали (1884-1888)

И. Е. Репин "Не ждали". 1884—1888гг.ГТГ.
И. Е. Репин "Не ждали". 1884—1888гг.ГТГ.

"Они его не ожидали" именно под таким названием знают эту картину вне нашей страны.Она является частью цикла произведений, посвященных судьбе первых революционеров-народников в России. В 1870-80-х годах это революционное движение набрало популярность, а затем было жестоко подавлено. Как и многие другие, Репин идеализировал молодых оппозиционеров и проводил параллели между судьбами народников и Иисуса Христа. Композиционно персонажи "Они его не ожидали" сродни фигурам из историй о воскрешении Лазаря и Христа в Эммаусе. Возвращение осужденного революционера — вероятно, с каторжных работ в исправительной колонии — было равносильно возвращению с того света.

9. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, посвященное столетию его основания (1901-1904)

И. Е. Репин "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года
в честь столетнего юбилея со дня его учреждения". 1903г.ГРМ,
И. Е. Репин "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения". 1903г.ГРМ,

Это произведение, выполненное по заказу правительства, было написано Репиным к 100-летию Государственного совета. Гигантское полотно размером 400 х 877 см было закончено всего за три года, что является самым коротким из возможных сроков. Этюды к ней, выполненные с импрессионистической свободой и местами почти в абстрактном стиле, возможно, даже более значительны, чем сама законченная картина. Члены совета лично позировали художнику — в общей сложности для картины было сделано 48 портретных набросков. До 1917 года полотно выставлялось в Мариинском дворце, а некоторые этюды были приобретены Музеем Александра III. Художник пожертвовал военно-морскому флоту 10 000 рублей, которые он получил от музея.

10. Автопортрет с Н.Б. Нордман (1903)

И. Е. Репин "Автопортрет с Н.Б. Нордман" (1903) Музей Атенеум, Хельсинки.
И. Е. Репин "Автопортрет с Н.Б. Нордман" (1903) Музей Атенеум, Хельсинки.

В 1899 году Репин купил участок земли в финском поселке Куоккала и назвал усадьбу “Пенаты”. Именно здесь Репин провел свои последние годы вместе со своей второй женой Натальей Борисовной Нордман. После революции 1917 года предпринимались неоднократные попытки убедить Репина вернуться в Советскую Россию. Однако он так и не принял новую власть и до конца своей жизни оставался в Куоккале, где и умер в 1930 году в возрасте 86 лет.

Спасибо за внимание и за то, что дочитали статью до конца. Всего доброго и до встречи на этом канале в следующих публикациях!

Подписывайтесь также на мой вдохновляющий

телеграм канал, чтобы знать как создаются шедевры, в чем секрет вдохновения, и какие романы рождали великие произведения искусства.Всем буду признательна и очень рада!

Другие статьи тут: Ухо Ван Гога. Две версии одного загадочного события

Художник и его муза. История любви Марка Шагала и Беллы Розенфельд