"Лицо и душа человека, драма жизни, впечатления от природы, ее быт и смысл, дух истории — вот наши темы", - писал Репин, которого еще при жизни прославляли как мастера.
Илья Репин — знаменитый русский художник, и его картины известны не только русским людям. За пределами России тоже знают его работы и восхищаются талантом живописца.
Как отмечают иностранные издания, немногие русские художники перед смертью получали такую славу и признание, как Репин. Он был невероятно трудолюбив и оставил большое и разнообразное художественное наследие. У Репина не было ни одной любимой темы, и на его картинах можно увидеть простых людей, высокопоставленных чиновников, библейских персонажей и царей. Некоторые критики и коллеги-художники обвиняли Репина в “непоследовательности”, но он лишь пожимал плечами: “Может быть, они и правы, но я люблю разнообразие и не могу убежать от самого себя”.Но именно это привлекало внимание к нему, способность быть разным и в то же время востребованным художником. Интерес художника к разнообразию и мастерство прославили его и за пределами родной страны, где Репина назвали «главным провозвестником соцреализма». И я предлагаю посмотреть 10 картин одарённого художника, которые сделали его мировой знаменитостью.
1. Бурлаки на Волге (1870-73)
Это была первая крупная картина, принесшая Илье Репину (1844-1930) большой успех. Идея создания картины пришла ему в голову, когда он был студентом Академии художеств в Санкт-Петербурге. Прогуливаясь по Неве, он был поражен видом совершенно измученных рабочих баржи, тащивших тяжелый груз, в то время как беззаботные горожане проходили мимо. Сам Репин происходил не из богатой семьи. Он родился в городе Чугуеве, в семье военного, и с пониманием относился к бедственному положению рабочих людей. Сюжет картины резко контрастировал с академическими художественными традициями, в которых предпочтение отдавалось "грандиозным" темам из мифологии и истории. Вместо этого Репин выбрал "правду жизни" в качестве своей основной темы и стремился включить социальный комментарий в свои работы. Перевозчики барж стали метафорой тяжелой участи, которая характеризует жизнь многих людей в России. Она завоевала бронзовую медаль на Международной выставке 1873 года в Вене и была приобретена великим князем Владимиром Александровичем за 3000 рублей.
2. Садко (1876)
Окончив Академию художеств, Репин отправился в Европу. В 1873 году он жил в Италии в Риме. Затем он провел три года во Франции, изучая новейшие направления в искусстве. И хотя Репин не увлекался импрессионизмом, он внимательно изучал этот новый стиль, его работы того периода сравнивали с творчеством Моне. Находясь за границей, он размышлял о чертах русского национального характера и написал картину "Садко", которая ясно выражает неприятие титулованным русским сказочным героем "иноземных" красавиц. И хотя сам Репин считал эту работу неудачной, всё же картина смогла продемонстрировать, как формировались его взгляды на искусство и жизнь.
3. Крестный ход в Курской губернии (1883)
В этой работе Репин в очередной раз критикует социальное неравенство. Картина поражает зрителя своим большим разнообразием самых разных людей — из более чем 70 персонажей складывается целостная картина жизни народа. Крестный ход был встречен современниками Репина неоднозначно. Одни считали, что картина окончательно утвердила его репутацию ведущего русского художника, в то время как другие рассматривали ее как предвзятую интерпретацию русской жизни.
4.Иван Грозный и его сын Иван, 16 ноября 1581 года (1883-85)
Считается, что Репин задумал эту картину как параллель трагическим событиям 1881 года, а именно убийству царя Александра II и казни членов революционной организации "Народная воля". Изображение реальных событий в то время было недопустимо, и поэтому вместо этого Репин использовал историческую параллель, чтобы изобразить то, что происходило в настоящем. Тем не менее картина вызвала гнев Александра III, который лично издал приказ о запрете ее экспонирования. Полотно дважды подвергалось вандализму. Впервые в 1913 году, когда иконописец Абрам Балашов трижды ударил ножом по картине, изрезав лицо царя. Затем снова в 2018 году, когда вандал ударил по полотну металлическим шестом, повредив фигуру царевича в трех местах.
5. Портрет композитора Модеста Мусоргского (1881)
Эта картина является одной из вершин мастерства Репина в написании портретов. Психологически заряженная картина была создана в трагический момент жизни композитора, когда он тяжело болел в военном госпитале. Репин закончил портрет всего за четыре дня и работал прямо в больничной палате, осознавая, что его старый друг находится "на пороге вечности".
6. Портрет Павла Третьякова (1883)
Это один из двух портретов знаменитого коллекционера и основателя Третьяковской галереи, написанный при его жизни. Когда Третьяков передал галерею в дар городу Москве, его частная коллекция содержала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур, а также 84 работы зарубежных художников. Третьяков не любил позировать и согласился только из уважения к Репину. Коллекционер изображен на фоне картин в его галерее, в том числе "Над вечным покоем" Исаака Левитана. В тот год, когда был написан портрет, Третьяков находился на пике своей активности, и его коллекция становилась известной в Москве и по всей России. Он был одним из главных коллекционеров работ Репина, передвижников и групп художников-реалистов, выступавших за социальную критику.
7. Запорожцы пишут письмо турецкому султану или Запорожцы.(1880—1891)
На написание этой картины у Репина ушло более 10 лет. Это произведение выделяется из всего его творчества, так как выражает человеческую жизнестойкость и свободный дух человека. Сам Репин писал о главных героях: "Святой народ! Никто в мире так глубоко не ценил свободу, равенство и братство". Картина вдохновлена историей о том, как в 1675 году султан Мехмед IV предъявил запорожским казакам ультиматум и потребовал, чтобы они подчинились его власти. В ответ казаки отправили Мехмеду IV язвительное письмо, отвергая все его требования.
8. Не ждали (1884-1888)
"Они его не ожидали" именно под таким названием знают эту картину вне нашей страны.Она является частью цикла произведений, посвященных судьбе первых революционеров-народников в России. В 1870-80-х годах это революционное движение набрало популярность, а затем было жестоко подавлено. Как и многие другие, Репин идеализировал молодых оппозиционеров и проводил параллели между судьбами народников и Иисуса Христа. Композиционно персонажи "Они его не ожидали" сродни фигурам из историй о воскрешении Лазаря и Христа в Эммаусе. Возвращение осужденного революционера — вероятно, с каторжных работ в исправительной колонии — было равносильно возвращению с того света.
9. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, посвященное столетию его основания (1901-1904)
Это произведение, выполненное по заказу правительства, было написано Репиным к 100-летию Государственного совета. Гигантское полотно размером 400 х 877 см было закончено всего за три года, что является самым коротким из возможных сроков. Этюды к ней, выполненные с импрессионистической свободой и местами почти в абстрактном стиле, возможно, даже более значительны, чем сама законченная картина. Члены совета лично позировали художнику — в общей сложности для картины было сделано 48 портретных набросков. До 1917 года полотно выставлялось в Мариинском дворце, а некоторые этюды были приобретены Музеем Александра III. Художник пожертвовал военно-морскому флоту 10 000 рублей, которые он получил от музея.
10. Автопортрет с Н.Б. Нордман (1903)
В 1899 году Репин купил участок земли в финском поселке Куоккала и назвал усадьбу “Пенаты”. Именно здесь Репин провел свои последние годы вместе со своей второй женой Натальей Борисовной Нордман. После революции 1917 года предпринимались неоднократные попытки убедить Репина вернуться в Советскую Россию. Однако он так и не принял новую власть и до конца своей жизни оставался в Куоккале, где и умер в 1930 году в возрасте 86 лет.
Спасибо за внимание и за то, что дочитали статью до конца. Всего доброго и до встречи на этом канале в следующих публикациях!
Подписывайтесь также на мой вдохновляющий
телеграм канал, чтобы знать как создаются шедевры, в чем секрет вдохновения, и какие романы рождали великие произведения искусства.Всем буду признательна и очень рада!
Другие статьи тут: Ухо Ван Гога. Две версии одного загадочного события
Художник и его муза. История любви Марка Шагала и Беллы Розенфельд