ШВЕЦИЯ
Вот как-то в Швеции..….Это сейчас звучит почти обыденно, а тогда, в конце 90-х годов, большинство из нас не добирались даже до Юго-Востока Финляндии.
Так вот, как-то раз объявляет начальник нашего Управления, что международная спортивная ассоциация приглашает нас участвовать во Всемирных играх полицейских и пожарных, которые состоятся в Стокгольме, и мы согласились (!).
К моей великой радости от нашего Управления на игры была направлена наша волейбольная команда, капитаном которой в том году был я. Общество «Динамо» подмогнуло, да и спонсоры нашлись (на добровольных началах - это я для тех, кто может заподозрить что-то нехорошее), в общем нас снарядили и отправили.
Вместе с нами направлялась команда ещё одного силового ведомства, так что был целиком забит двухэтажный автобус.
Мы, как самые хитрые, явились пораньше и взобрались на комфортный второй этаж.
Всю дорогу любовались карельскими красотами и пивком это дело шлифовали. И всё бы ничего, да вот на первом этаже пили явно не пиво.
В те годы (как впрочем и сейчас) было в моде блатное песнопение, особенно выделялась песенка «Владимирский централ».
Честно говоря, я до сих пор не могу понять, каким образом попала на большую эстраду и телевидение эта клубная песня, адресованная лицам, скажем так, обладающим специфическими профессиями. Так вот эту песенку мы были вынуждены слушать всю дорогу до финской границы в исполнении любителей, громогласно подпевавших барду. Потом утихло, может основные исполнители притомились.
До Швеции мы передвигались на огромном пассажирском пароме.
Не стану описывать прелести этого плавучего дома, скажу только, что на меня он произвёл сильное впечатление.
Хохма приключилась во время приема пищи.
В те годы никто из нас не видел такого шикарного шведского стола, изобилующего разной снедью. Чего здесь только не было, в том числе экзотические для нас всякие, кальмары, морская капуста, гребешки какие-то, сыр с плесенью и т.д. и т.п.
Я, как человек уже не очень молодой и много разной еды повидавший, заподозрил неладное. Взял себе хорошо знакомый омлет, толстый говяжий стейк, салатик типа «оливье» и всё это с большим удовольствием употребил.
А ребята мои набрали полные подносы разной экзотики, и случилось то, чего я ожидал. Они уныло ковыряли вилками то, что лежало в тарелках, пытаясь найти там хоть что-нибудь съедобное для русского желудка.
Кончилось тем, что ушли полуголодными и, я бы сказал, разочарованными. (Между прочем, у меня есть целая теория о том, как на стол в качестве нынешних деликатесов попали всякие мидии, гребешки, морская капуста, лягушки, и даже сыр с плесенью (средневековая нищета в приморских странах и т.д. Но к спорту это отношения не имеет).
Отыгрались ребята мои на «десерте».
Набрав по полной тарелке уже известных у нас креветок, они с большим удовольствием поедали их, обильно запивая пивком.
Пивные ёмкости пищеблока не были рассчитаны на «русскую широкую душу», и пиво по левому борту иссякло.
Но наших не проведешь!
Ребята передвинулись на правую сторону ресторанной стойки, и торжество продолжилось.
Наверно в ресторане не было принято выгонять засидевшихся клиентов, но рядом с ними, словно грифы, стояли двое официантов, которые всем своим видом показывали, что надо бы и честь знать.
Упустим размещение в гостинице и инструктаж о «поведении за рубежом», тем более, что в те годы этот инструктаж был уже откровенной формальностью.
Огромное впечатление на нас произвела процедура открытия игр. Центральный стадион Стокгольма снаружи был стилизован под средневековую крепость.
Король Карл XVI Густав и королева Сильвия прибыли на стадион на древней пожарной машине времён начала 20-го века.
Далее король произнёс речь, достойную монарха: в течение нескольких минут он поприветствовал участников соревнований, объявил Всемирные игры полицейских и пожарных открытыми, а затем объявил минуту молчания в честь полицейских и пожарных, погибших на боевом посту.
Мы, привыкшие к пространным речам наших руководителей, были приятно удивлены.
Затем начался парад участников.
Разумеется, самую многочисленную сборную команду выставили хозяева состязаний: её шествие замкнуло полный круг стадиона.
Однако, по численности им не уступила команда из США, причем она не была единой, а составлена из команд отдельных штатов (за давностью времени уже не вспомню которых).
Далее шествовали команды поменьше, включая москвичей. Были и экзотические делегации.
Одну из арабских стран (не помню какую) представляло всего три человека, один из которых нес флагшток.
В суматохе подготовки мы не заявились на участие в параде, но, как выяснилось впоследствии, получили большое удовольствие от созерцания всего происходящего, сидя на трибуне.
Закончилась церемония большим рок-концертом, участники которого выступали посередине футбольного поля.
Для игровых видов спорта был отведен огромный крытый зал, где находились две волейбольных площадок и две баскетбольных. Под высоченным потолком гулко отдавался шум происходящего.
Мы, отдыхали между играми, и вдруг входная дверь с грохотом захлопнулась. Вошёл высоченный (думаю больше двух метров) негр, или как как теперь говорят «афроамериканец».
Внешность была примечательная: на нем был одет лиловый с отливом спортивный костюм, на носу темные очки, на голове пляжная кепочка, на плече сумка, вся изрисованная рекламными призывами.
Он танцующей походкой направился к раздевалке.
Бааааабах!
Входит ещё один такой же и такой же походочкой следует к раздевалке.
Всего этих афроамериканцев с таким же грохотом вошло человек восемь.
Оказалось, что это команда пожарников из Нью-Йорка.
Мы сразу захихикали, мол эти парни на пожарах лестницами работают.
И вот что интересно: на этих играх я выяснил, что не только у нас есть сотрудники, которые ничем кроме спорта не занимаются, то есть профессиональные спортсмены.
Можно было даже предугадывать состав финалистов в каждом игровом виде спорта.
Ну вот, скажем, в баскетбольном финале встретились эти самые штатовские пожарники с литовской пожарной командой, которая по меньшей мере наполовину состояла из игроков сборной команды Литвы (в советское время эта команда была одной из лучших в СССР).
В финале хоккейного турнира играли команды Швеции, Финляндии и Канады – кто бы сомневался!
Причём, все баскетболисты и хоккеисты - пожарники!
Не горит у них что ли ничего?
А вот в волейбол играли в основном полицейские, причем, на сколько я понял, в большинстве своем любители.
Примечательно, что устроители соревнований, то есть ассоциация полицейских и пожарных, зная такие ухищрения участников, всё равно требовала лишь формального подтверждения того, что участники соревнований состояли на службе.
Но, видимо, чтобы не обидеть любителей, в дополнение к трем общепринятым основным медалям вручалась четвёртая - малая бронзовая.
Вот такую малую бронзовую мы с гордостью и получили.
В отличие от игровых видов спорта, абсолютно честно проводились соревнования единоборцев.
В данном случае спортивная подготовка соответствовала профессии, во всяком случае для сотрудников полиции. Поэтому не удивительно, что таких участников соревнований было большинство.
Мужики наши побороли почти всех, честь им и хвала!
В женской группе от нас выступала только Любаша Корнеева, единственная в Управлении девушка-опер и, по совместительству, кандидат в мастера спорта по дзю-до.
Она вышла в финал и встретилась с японкой.
Лет тридцати пяти, жилистая и гибкая, эта японка укладывала соперниц в пределах одной минуты.
Любаша упиралась целых три!
Видимо не ожидавшая такого умения и упорства японка подошла к Любаше, пожала ей руку и похлопала по плечу.
Кстати о гордости. У нас почему-то не принято публично радоваться своим наградам, да и окружающие считают это нескромностью, хвастовством.
А здесь всё было наоборот.
Все призёры расхаживали по центру города в спортивных костюмах с медалями на груди.
И люди радовались за нас, улыбались и фотографировались с нами, словно мы звезды какие-нибудь. Хозяева маленьких кафе приглашали нас перекусить и выпить пивка за свой счёт (кстати, население в Стокгольме многонациональное: в большинстве кафе работают армяне, азербайджанцы, корейцы).
В нашу честь был организован рок-концерт.
И вообще наши игры были большим событием для жителей Стокгольма. Активно распродавались футболки и бейсболки с эмблемой игр, даже такси были украшены эмблемой игр.
А у нас даже не все сотрудники нашего Управления знали об этом «событии» и полученных нами наградах!
Нам повезло, так как соревнования волейбольных команд длилось только первые три дня поездки, а потом целую неделю мы были предоставлены сами себе и бродили по городу.
Стокгольм – город древний, и центральная его часть уже сама по себе является достопримечательностью.
Интересно погулять по старинным улицам, рассматривая старинные дома, уличные скульптуры.
Есть и несколько музеев. Но я бы рекомендовал нашим туристам, впервые прибывшим в Стокгольм, две достопримечательности.
Разумеется, первая – это городская ратуша.
Это величественное четырехгранное сооружение высотой более ста метров, на верху которой установлен символ Швеции – «Tre Kronor» (три короны).
С мая по сентябрь проводятся экскурсии внутрь башни.
До половины идет лифт, а дальше приходится карабкаться пешком, но это восхождение стоит того.
Такое ощущение, что с верхней смотровой площадки видна вся Швеция!
Вторая достопримечательность – парусный линейный корабль «Vasa», который погиб в августе 1628 года, но в 1961 году был поднят, законсервирован, подвергнут реставрации и в настоящее время экспонируется в специально построенном для него музее.
Корабль погиб не в бою, а перевернулся, едва выйдя из бухты.
Причиной оказался слишком высокий центр тяжести, и линкор перевернулся от бокового ветра.
Началось длительное расследование, было опрошено несметное количество свидетелей, команды корабля и работников судоверфи.
Пока все это происходило, главный строитель умер своей смертью.
И можете себе представить, НИКТО не был наказан!
Я представляю, что бы сделал Петр первый, или другой европейский монарх, случись такое в его стране!
Третьей, если так можно выразиться, «достопримечательностью» является король Карл XVI Густав.
У короля есть два замка: один жилой, а другой рабочий.
Король ездил на работу сам, за рулем своего «крыластого» Кадиллака 50-х годов выпуска, но со временем у него ухудшилось зрение, и он нанял шофера (не могу выдавать эту особенность за истину, поскольку излагаю это со слов нашего экскурсовода).
Не знаю, как сейчас, но в том году охрана замков была организована весьма своеобразно, во всяком случае снаружи ее не было вообще!
У въездных ворот стоял один гвардеец в мундире конца VIII-века, а вокруг него на мостовой был начерчен черный круг метра три в диаметре.
Наверно внутрь этого круга заходить было нельзя. И все!
Необходимо сказать пару слов о социальной политике в Швеции.
Уровень заработной платы в стране довольно высок, причем между разными слоями государственных служащих он отличается не на много.
Частный капитал обложен высокими налогами на прибыль.
Получается эдакий «шведский социализм».
Иммигранты, прибывающие со всех стран света, живут не плохо, за счет весьма приличных социальных пособий, которые выплачиваются им до трудоустройства.
И все же государство приветствует иммиграционный процесс, поскольку он имеет существенное влияние на демографию и прирост трудоспособного населения.
Несмотря на огромный поток иммигрантов, общественный порядок в стране обеспечен на высоком уровне.
Преступность, если она там и существует, находится в глубоком подполье.
За все десять дней, что мы были в Стокгольме, произошло всего одно «ужасное» преступление – был ограблен небольшой магазинчик.
Это обсуждалось гражданами, как «преступление века».
Не удивительно, что профессия полицейского относительно безопасна, но не является престижной и низко оплачивается.
Наверное, в результате этого почти в каждом патрульном экипаже одним из сотрудников является женщина.
Ну вот, собственно, и все, что я хотел рассказать о своей незабываемой поездке в Швецию.
Получается, что я и впрямь удачно вид спорта выбрал!