Если вы только что приобрели мотоблок, то наверняка задумались, как собрать из множества деталей правильно работающие фрезы для обработки почвы. Ведь если режущий инструмент будет собран неверно, результат будет плачевный: земля пострадает от неадекватной пахоты или рыхления, а механизм может выйти из строя. Чтобы вам было проще разобраться с со сборкой и установкой фрез, мы сделали инструкцию с картинками. Но, сперва уточним, какие бывают фрезы.
По расположению они могут быть боковые и навесные. Первые устанавливаются на колесный вал и являются, как инструментом, так и ходовой частью мотоблока (то есть при их неверной сборке машина пойдет вкривь и вкось). А навесная фреза ― это только рабочий инструмент, который устанавливается сзади и не участвует в движении. Но ее правильная сборка все равно важна, так как влияет на качество обработки грунта.
По конструкции выделяют фрезы саблевидные, лепестковые и спиралевидные. Два последних типа к нашей теме имеют косвенное отношение, так как они неразборные. Но о них полезно знать, чтобы правильно использовать в случае необходимости.
Лепестковые фрезы иначе называют «гусиными лапками» по характерной форме режущих лопастей. Благодаря цельной конструкции они обладают высокой прочностью. Поэтому их применяют для обработки твердого, глинистого и каменистого грунта. Ножи в виде заостренных треугольных пластин на стальных прутах способны производить глубокое рыхление почвы с большим количеством корней.
Спиралевидная фреза известна под названием «Целина», что говорит само за себя. Это тоже неразборная конструкция, отлично приспособленная для обработки целинных земель. Благодаря форме и спиральному расположению лопастей такая фреза отлично справляется с корнями сорных растений и эффективно очищает почву. Корни собираются, наматываясь на лопасти, поэтому фреза требует регулярной очистки.
Саблевидная фреза ― самый популярный тип навесного оборудования, максимально приспособленный для всех видов обработки почвы. Она имеет сборную (активную) конструкцию, которую легко модифицировать, дополнять и ремонтировать.
Основные части такой фрезы: полуось (ступица), фланцы (пластины с отверстиями) и режущие лопасти (ножи), которые действительно напоминают саблю. Ножи с левым и правым загибом монтируются в блоки (секции), которых на одной фрезе может быть 2–4 и более. Отличие бывает и в количестве ножей: есть фрезы с 3-х и 4-ножевыми блоками. Важно, чтобы положение режущих деталей на левой и правой фрезах было зеркально симметричным, иначе ход инструмента будет нарушен.
Сборка требует внимания и последовательности действий. Но все не так страшно, как может показаться при взгляде на комплект деталей и крепежа.
Правила сборки фрезы
- Различать левые и правые лопасти. Сделать это можно по буквенным обозначениям: R (right) или L (left). Если таких меток нет, надо повернуть нож лезвием вперед (от себя) и посмотреть, куда он наклоняется в этом положении. Если загиб влево, то нож, соответственно, левый. И наоборот. При монтаже режущая грань всех ножей должна быть направлена по ходу вращения полуоси.
- Правильно сочетать левые и правые лопасти. Например, при сборке 3-ножевой левой фрезы на каждый фланец закрепляют 2 левых и 1 правый нож (начинают с левого), а на правой фрезе ― 2 правых и 1 левый (начинают с правого). В 4-ножевом варианте в каждом блоке ставят 2 правых и 2 левых ножа. Монтируют их всегда поочередно: левый-правый (или правый-левый) в зависимости от положения фрезы.
- Для правильной работы фрезы надо, чтобы лопасти в соседних блоках были одинаково смещены относительно друг друга. В итоге каждый нож будет попадать в середину угла, образуемого ножами предыдущей и последующей секции.
Лучший вариант, когда фланцы на полуоси уже расположены с нужным углом смещения и имеют конфигурацию отверстий для любого количества ножей.
Для 3-ножевых фрез ступицы часто выпускают без смещения. В этом случае удобно сначала закрепить на каждом фланце первый нож, чередуя его положение в каждом блоке (низ-верх, лево-право). Он фиксируется ровно по нижнему или верхнему краю пластины. Остальные лопасти располагают по двум диагоналям с одной и другой стороны фланца.
Рассмотрим монтаж на фланцах с готовым смещением. Соберем левую фрезу с тремя 3-ножевыми блоками, для чего понадобится 6 левых и 3 правых ножа (для правой фрезы будет наоборот).
1. Определяем направление вращения полуоси.
2. Ставим ее вертикально и определяем подходящие отверстия на фланце. Нам нужны те, которые образуют равносторонний треугольник. Таких вариантов должно быть два. Ориентируемся на один из них и собираем первый блок:
3. Располагаем левый нож на верхней стороне фланца по диагонали, составляющей одну из сторон выбранного треугольника.
4. Устанавливаем правый нож с обратной стороны фланца по второй диагонали. Болтом и гайкой соединяем ножи в точке пересечения.
5. Третий нож (левый) снова располагаем на верхней стороне фланца, достраивая третью сторону треугольника. Фиксируем болтами две оставшиеся точки крепления и получаем первый блок левой фрезы.
6. Второй блок собираем аналогично, но используем второй вариант треугольника, чтобы получить смещение.
7. Третий блок по конфигурации ножей будет повторять первый.
8. Крутим фрезу, чтобы проверить качество сборки. Лезвия всех ножей должны быть обращены в направлении вращения полуоси. В горизонтальном положении фрезы все левые ножи должны находиться слева, а правые ― справа. Если все в порядке, можно затянуть весь крепеж.
Фреза на 4 ножа
Здесь еще проще. В каждом блоке соединяем 2 правых и 2 левых ножа. Правила те же:
- левые лопасти закрепляем с левой стороны фланца, правые ― с правой;
- чередуем правые и левые ножи, располагая их перпендикулярно друг другу;
- режущий край направляем по ходу вращения;
- крепеж сначала только наживляем, фиксируя деталь; затягиваем после проверки.
Как установить фрезы на мотоблок
Если они устанавливаются на колесный вал, то лучше работать вдвоем:
- приподнять мотоблок, установив редуктор на надежную опору;
- поочередно с обеих сторон снять фиксаторы, которые крепят колесные оси, и отсоединить колеса;
- смазать оси редуктора солидолом и надеть с каждой стороны соответствующую фрезу;
- зафиксировать их стопором, еще раз проверить и подтянуть крепеж.
Мы поделились своим опытом сборки и установки фрез на мотоблок. Наверняка, есть умельцы, открывшие секрет самого быстрого и удобного монтажа. Будем экспериментировать и совершенствоваться вместе с вами. Главное, чтобы техника была достойная!
Приобрести достойную, а главное надежную технику, вы всегда можете на нашем сайте Geon.ru.