Ровно год назад я уже выдавал вам, уважаемые читатели, подборку дореволюционных картин на тему обучения и школы:
И сегодня, конечно же, самое время эту тему продолжить, ибо дата на календаре, так сказать, обязывает. Надеюсь, что сегодня вам будет интересно и, возможно, вы увидите сюжетные картины, невиданные ранее.
Начнем сегодня с картины жанриста Андрея Андреевича Попова, о быстром взлете карьеры которого я вам рассказывал не так уж давно:
Наверное, методы воспитания тех времен сейчас могут вызвать у кого-то (особенно у представительниц прекрасной половины человечества) болезненные ощущения, но надо понимать, что это было другое время и другие люди с другими жизненными установками. А посему не нам их судить - по крайней мере, таково мое мнение, а ваше высказывайте в комментариях.
Об авторе следующей жанровой работы я вам тоже подробно уже рассказывал, но судя по количеству прочтений, не так-то много из вас прочитали ту статью, а зря, как мне кажется:
Картина создана в тот период творчества Константина Александровича Трутовского, когда он по его собственным словам "уже не писал сладеньких сцен" и действительно перед нами достаточно серьезное действо, происходящее в одной из деревенек огромной страны:
Участь сельских учительниц в дореволюционной России вряд ли была завидной и, наверное, тяжкие думы об этом мы и видим на лице главной героини картины. Хотя мы можем нафантазировать и другие варианты представленного сюжета, но выражения лиц участников все равно задают определенные безрадостные рамки, не так ли?
Продолжим достаточно, я бы сказал, гротескной работой Михаила Васильевича Нестерова. По крайней мере, такое ощущение возникло у меня при взгляде на эту работу:
Применительно к этой картине Нестерова неплохо подходит цитата критика (и сына другого известного художника) С.К. Маковского:
Художникам, как Нестеров, невольно прощаешь несовершенства рисунка и кисти, потому что любишь поэзию их творчества. Это тоже – поэзия чего-то большого и смутного, выходящего за грани личности. Не поэзия индивидуального вдохновения, но поэзия, говорящая о далях и озаренностях народа. Такие художники обыкновенно лучше чувствуют, чем выражают.
Следующая картина принадлежит кисти англо-русской художницы, первой женщины, принятой в Товарищество передвижников - Эмилии Яковлевны Шанкс. Рожденная в семье британского предпринимателя, ведшего бизнес в Российской империи, она закончила Московское училище живописи и ваяния и далее много лет работала в России (до своего окончательного отъезда в 1913 году).
Подобная сцена, наверняка знакома многим из вас, но гораздо более хорошо она известна тем, кто когда-либо менял школу или хотя бы класс. Болезненные это воспоминания или нет - пусть каждый сам вспомнит об этом, конечно, если удалось пережить подобный опыт в прошлом. От себя замечу только, что весьма выразительны лица двух героинь, которые видны зрителю, только лишь по ним уже многое становится понятным в данной жанровой сцене...
Далее перейдем к нескольким картинам художника, самую, наверное, известную работу которого мы с вами рассматривали в первой статье на заданный сюжет. Речь идет о Николае Петровиче Богданове-Бельском, в судьбе которого именно учитель (С.А. Рачинский) сыграл, по моему мнению, определяющую роль. По крайней мере, он точно связал жизненный путь Богданова с живописью, определив его в иконописную мастерскую. Возможно поэтому в творчестве художника немало картин, посвященных сельской школе, ее ученикам и учителям.
И напоследок вернемся к теме сельских учительниц, их непростого труда и нелегкого пути, не раз отраженного в живописи тех времен. На сей раз это будет работа художника, специализировавшегося на другом виде живописи - анималистике. Речь идет об Алексее Степановиче Степанове.
Но в отличие от других работ на тему сельских учительниц здесь, как мне кажется, нет той безысходности и тоски, хотя, быть может, это просто потому, что мы не видим лица путешественницы? С другой стороны, ведь наверняка были и люди, идущие "в народ" по велению сердца, а значит их путь не мог быть таким уж печальным, не так ли?
Поделитесь с нами вашим мнением в комментариях, а у меня на сегодня всё. Спасибо за прочтение, как всегда призываю вас подписываться на канал "История живописи" (и на ТГ-канал тоже), дабы не пропустить новые публикации. И конечно, поставить лайк, если статья понравилась.