Сегодня мы рассмотрим полотно, удерживающее серебро в соревновании самых больших картин русских художников (о "золотой" картине мне еще предстоит написать). Эту работу создал живописец, который добился признания, славы и богатства еще при жизни, а ведь это далеко не всегда получалось даже у самых признанных (впоследствии) художников.
Звали его Константин Егорович Маковский. В одной из своих предыдущих статей, где рассматривается одна из его ранних картин, я уже кратко описывал его биографию. Напомню основные вехи: сын художника-самоучки (по профессии бухгалтера), закончил Московское училище живописи, приехал в Петербург, чтобы продолжить обучение в хорошо уже известной нам и часто упоминаемой во многих моих статьях Императорской Академии художеств.
В 1858 году он поступает в Академию, но не заканчивает ее, участвуя в так называемом "бунте четырнадцати", когда все ученики академии отказались писать картину на навязанный ее руководством сюжет. Однако это не помешает ему в дальнейшем стать академиком и профессором этой самой Академии. Какое-то время он работает в артели художников, которую основали те самые изгои из Академии, а затем и присоединяется к передвижникам. Но, надо сказать, что сюжеты на острые социальные и житейские темы не слишком вдохновляли Маковского и в какой-то момент их пути разошлись. Он очень ценил свою работу, возможно даже переоценивал, в истории известен факт, когда Илья Репин написал за полторы тысячи рублей картину, за которую Маковский запросил 25 тысяч (полотно называется "Славянские композиторы"). Однако при всей этой дороговизне заказов у него было не мало, от аристократов и богатых предпринимателей и до самого императора - Александр II называл его "мой живописец". Таким образом он стал одним из самых высокооплачиваемых художников того времени и окружил себя роскошью и достатком, о чем на закате жизни сожалел, считая, что это пристрастие помешало ему реализовать все свои замыслы на холсте: "Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало всецело отдаться искусству".
Но давайте все же обратимся от личности художника к самой картине. Называется она "Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году", Маковский писал ее около 6 лет и закончил в 1896 году. Ее размер действительно впечатляет - 698*594 см, то есть ее площадь 41,46 квадратных метров, это так много, что для нее даже был построен специальный павильон. Эту картину впервые покажут именно в Нижнем Новгороде, затем ее купит Министерство двора и подарит тому самому городу, который и запечатлен на картине как признание его заслуг в спасении страны в Смутное время.
Считается, что на написание этого полотна Маковского вдохновил все тот же Репин, написав своих знаменитых "Запорожцев". Художник так вдохновился картиной Репина, что решается написать по-настоящему эпичное полотно на историческую тему. Интересно, что сам Репин тоже хотел написать картину на этот же сюжет, но дальше эскизов дело не пошло. Не исключено, что он охладел к этой теме именно потому, что его опередил Маковский.
Репин достаточно язвительно отметил старания по написанию исторического полотна своего собрата по цеху: "Вы дайте ему красочную тему. Красочность в живописи для него выше всего. И нужно сказать, что тайну сочетания красок он постиг, как никто из нас. Но дальше этого вы не ищите у него ничего: ни стонов страдальца, ни жгучих болей души, ни воплей отчаяния, ни отважной борьбы за волю с насильниками". Не берусь судить насколько был прав Илья Репин, но тут налицо скепсис и даже некоторое пренебрежение к возможностям Маковского. Правда, надо сказать, что своими многочисленными яркими и полными красок полотнами (но зачастую слишком уж вычурными) он сам дал повод для такого замечания.
Кратко расскажу о сюжете: в русском государстве долгие годы (с 1598 года) идет Смута, после череды неурожаев, самозванцев на троне, междоусобных стычек и интервенций наших соседей страна находится на грани полнейшего краха. Но находятся люди, которые решают остановить дальнейший распад собрав войско - ополчение. Снабдив его вооружением, провиантом и всем самым необходимым ополчение отправляют в Москву, чтобы окончательно освободить ее от поляков, которые напали, воспользовавшись слабостью русского государства. Одним из этих организаторов ополчения и был Кузьма Минин. Именно момент его воззвания к жителям Нижнего Новгорода в начале сентября 1611 года и показан на этом эпическом полотне Маковского.
Место действия
Так называемый "Ивановский съезд" у стен Нижегородского кремля. На заднем плане - Ивановская башня, ближе к нам находится деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, первые упоминания о которой были найдены в документах XIV века. Каменный храм на месте деревянной церкви откроют спустя 70 лет после окончания Cмуты (принято считать, что она закончилась с избранием первого Романова на трон в 1613 году).
Кузьма Минин
По выражению Горького, который подробно в 1896 году описывал картину: "Фигура Минина, стоящего на бочке - очень хороша, понятно, почему всё вокруг него так и кипит: это его огонь зажег толпу". Исторические источники называют Минина "говядарем", то есть торговцем скота и мяса (а не "мясником", как это написано в некоторых статьях, посвященных ему), о его жизни до организации ополчения известно очень мало, можно сказать, что он был настоящим предводителем "от народа".
Шествие с иконой
Из деревянной церкви движется шествие с хоругвями и чудотворной иконой Казанской Божией Матери. По преданию именно с этой иконой ополчение и отправится в Москву и одержит там победу над поляками, после которого Смута наконец и закончится (но не войны с поляками и шведами). Икона к этому времени уже успела побывать в Москве - ее взяли с собой казанские воины, которые в начале 1611 года выдвинулись на помощь первому ополчению (ополчение Минина и Пожарского считается вторым ополчением, первое не преуспело в сражениях за Москву, где засели поляки). Примечательно, что икону похитили в начале следующей российской смуты - в 1918 году, с тех пор ее местонахождение так и не известно.
Собранные богатства
На картине мы видим много предметов обихода, богатой одежды и икон, которые люди собрали в помощь ополчению. Многие из этих предметов, вполне возможно, писались с оригиналов, потому как Маковский был коллекционером, причем эту страсть он унаследовал от отца. Сергей Маковский, сын автора картины, так писал об этой страсти его отца: "безостановочно покупал он “красивую старину” со вкусом знатока, но без особого разбора – и нужное и ненужное, и то, что могло пригодиться как аксессуар для исторической картины, и то, что просто “понравилось” своим изяществом, своеобразием или вычурой…"
Интересный факт о картине - большой (273*233) эскиз полотна под длинным названием "Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям" находится сейчас в Русском музее Петербурга. Поэтому если вдруг будете искать информацию по этой картине на просторах интернета - то будьте внимательны, частенько выкладывают именно эскиз, а не то самое эпичное полотно, о котором сегодня велась речь.
Эскиз на самом деле очень похож на окончательный вариант картины, можно даже сыграть в популярную игру "найди сколько сможешь отличий". Назову сразу одно - нижний правый угол картины, другие персонажи и по-другому нарисованы. А вы пишите в комментариях свои находки. Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь.