Найти тему
История живописи

"Ученье – свет" на картинах русских художников

Вот и наступило 1 сентября, кто-то ждал его с нетерпением, кто-то наоборот, совсем не ждал, но время неумолимо, так что поздравляю всех вас с Днем знаний, дорогие читатели. Предлагаю в честь этого праздника посмотреть на те картины дореволюционных художников России, где так или иначе фигурируют обучение и школа. Ибо, по меткому выражению фельдмаршала Суворова, "Ученье – свет, а неученье – тьма".

"Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского", Н.П. Богданов-Бельский, 1895. Третьяковская галерея, Москва.
"Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского", Н.П. Богданов-Бельский, 1895. Третьяковская галерея, Москва.

Первая картина достаточно известная, кисти художника Богданова-Бельского. Изначально художник был записан под фамилией Богданов, но впоследствии он присоединил к своей фамилии название своего родного уезда. Любопытно то, что художник учился именно у преподавателя, изображенного на картине - Сергея Рачинского. Причем профессор (ботаники и математики) относился к той категории редких людей того времени, которые внезапно бросали устоявшуюся жизнь, карьеру и уезжали в деревню, чтобы нести с собой просвещение.

Это произошло в 1875 году: Рачинский поселился в своем имении в селе Татево (ныне - Тверская область), где на собственные средства построил и открыл 4-х классную земскую школу. Задача, написанная на доске вошла в учебники того времени как "последовательность Рачинского". Он разработал оригинальную методику обучения устному счету, которую использовал в своей школе. Рачинский придавал устному счету большое значение и часто говорил своим ученикам: "С поля за бумагой и карандашом не побежишь. Задачи надо решать в уме".

"Земская школа в Московской Руси", Б.М. Кустодиев, 1907. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Земская школа в Московской Руси", Б.М. Кустодиев, 1907. Русский музей, Санкт-Петербург.

Продолжает нашу сегодняшнюю тему картина Бориса Кустодиева, известного своей особой любовью к дореволюционной России. На этой картине по сравнению с предыдущей сразу бросается в глаза разница в одеянии учеников. Что-то мне подсказывает, что ближе к реальности был как раз таки Богданов-Бельский, потому как он сам был таким вот учеником в лаптях и косоворотке. Правда нельзя сказать, чтобы Кустодиев был из богатой семьи - нет, он рано осиротел и обучался в церковно-приходской школе, но склонность приукрашивать действительность в творчестве Кустодиева, на мой взгляд, присутствовала достаточно часто.

"Сельская бесплатная школа" А.И. Морозов, 1865. Третьяковская галерея, Москва.
"Сельская бесплатная школа" А.И. Морозов, 1865. Третьяковская галерея, Москва.

Позабытый в нынешние времена художник Александр Морозов продолжает нашу коллекцию сегодня. Участвовавший в бунте четырнадцати, о котором я не раз уже упоминал в своих статьях, Морозов, однако, уже на следующий год (1864) после "восстания" художников получил звание академика. А еще через год он напишет эту работу, посвященную сельскому образованию, где моделями в том числе послужили жена художника и ее подруги. В дальнейшем Морозов в основном будет известен именно как жанровый художник, живописно показывающий нам повседневную жизнь простых людей.

"Экзамен в сельской школе", И.Е. Репин, 1877. Частная коллекция. В 2004 году эта картина была продана на шведском аукционе за 145 тысяч $.
"Экзамен в сельской школе", И.Е. Репин, 1877. Частная коллекция. В 2004 году эта картина была продана на шведском аукционе за 145 тысяч $.

На эскизе Ильи Репина, где мы видим экзамен в школе, мне сразу бросилось в глаза то, какие напряженные лица у большинства персонажей. В прошлом это любили интерпретировать так: смышлёный босоногий мальчик своими знаниями крайне раздражает инспектора народных училищ и священника, учитель же в недоумении и негодовании от такой реакции представителей властей предержащих. Понятно, почему была такая трактовка: и лица персонажей говорят об этом, и уже на следующий год Репин напишет свою картину "Арест пропагандиста" (их будет несколько), где продолжит тему "хождения в народ", столь любимую в советское время.

"В сельской школе", В.Е. Маковский, 1883. Тульский областной художественный музей.
"В сельской школе", В.Е. Маковский, 1883. Тульский областной художественный музей.

И в заключение картина Владимира Маковского, бывшего в отличие от брата, "блистательного Константина", "бытописателем", то есть специалистом по жанровой живописи. Владимир был одним из самых активных деятелей Товарищества передвижников, поэтому вполне естественно, что жанровые и острые социальные полотна занимали в его творчестве весьма значительную часть. Замечательная работа живописца показывает нам крестьянских детей разного возраста, постигающих азы грамотности и арифметики под чутким руководством женщин-учителей. Кому-то еще рано, но они все равно пришли и ждут своих братьев и сестер, и вместе с тем, впитывают атмосферу простой сельской школы и образования, которого часто их предки были лишены.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#живопись #картины #история #искусство #культура #русская живопись #искусствоведение #художники #репин #кустодиев