Найти в Дзене

Нонспектакулярное искусство – катализатор свободы

Оглавление

В современном мире люди пытаются освободиться от хлеба и зрелищ, хотят обрести свободу. Что если погружение в обыденность, избегание чрезмерной сенсационности станет для них обретением нового смысла жизни?

Максим Каракулов. «Поцелуй, увеличенный в 100 раз». Фрагмент.
Максим Каракулов. «Поцелуй, увеличенный в 100 раз». Фрагмент.

Ответом на вопрос является феномен нонспектакулярного искусства (от нон- «нет» и спектакль). Это искусство предлагает зрителю самому «выделить из внешне нейтрального пространства объекты, обладающие качеством художественности»*.

В этой статье-визуальном исследовании рассмотрю развитие нонспектакулярного искусства через разные стили и жанры искусства

Прошлое: авангард и московский концептуализм.

В начале XX века возникают направления на фоне осознания и переживания искусства модернизма, а именно, авангард.

К. Малевич «Черный супрематический квадрат».1915 г и В. Татлин «Угловой контррельеф». 1914 г.
К. Малевич «Черный супрематический квадрат».1915 г и В. Татлин «Угловой контррельеф». 1914 г.
Дж. Кошут. Инсталляция «Один и три стула». 1965
Дж. Кошут. Инсталляция «Один и три стула». 1965

Московский концептуализм, что является также основой нонспектакулярности, ориентируется на реди-мейды Дюшана и работы авангардистов, где принцип — необходимость «присутствия». Известный представитель — Илья Кабаков.

И. Кабаков. Лист из альбома «Полетевший Комаров». 1974. Фрагмент.
И. Кабаков. Лист из альбома «Полетевший Комаров». 1974. Фрагмент.
И. Кабаков «В углу. Первый альбом Малыгина». 1972.
И. Кабаков «В углу. Первый альбом Малыгина». 1972.
И. Кабаков. «Ответы экспериментальной группы». 1971.
И. Кабаков. «Ответы экспериментальной группы». 1971.

Для Андрея Монастырского, создателя группы «Коллективные действия» (КД), также ориентирующегося на нонспектакулярность, тоже важно присутствие. Известная художественная практика — «Выездные акции», проводимые с доку­ментацией перформансов.

Группа «Коллективные действия». Акция «Лозунг-1977». 1977
Группа «Коллективные действия». Акция «Лозунг-1977». 1977
Группа «Коллективные действия». Акция «Картины». 1979.
Группа «Коллективные действия». Акция «Картины». 1979.
Работы Виталия Комара и Александра Меламида «Свобода». 1991. и «К свету!». 1983.
Работы Виталия Комара и Александра Меламида «Свобода». 1991. и «К свету!». 1983.

Настоящее нонспектакулярного искусства. Начало XX века.

В этот период времени возникает нонспектакулярное искусство, отвергающее зрелищность и театральность, смысл которого становится доступным зрителю после усилий узнать в обыденности черты искусства.

Из каталога 3-й Европейской биеннале современного искусства. «Manifesta». 2000.
Из каталога 3-й Европейской биеннале современного искусства. «Manifesta». 2000.

Теоретиком «нонспектакулярности» выступил Анатолий Осмоловский, о чем говорят его творческие труды. А продолжением формирования нонспектакулярности стала его выставка «Субъект и власть» в 2001 году.

«...В моем боксе висело только одно уведомление, что открытие моей выставки переносится на следующий день», — А.Осмоловский
«...В моем боксе висело только одно уведомление, что открытие моей выставки переносится на следующий день», — А.Осмоловский
«Идея была в том, чтобы создать ощущение совершенно меланхолического воспоминания о революции в 20-м веке», — А.Осмоловский
«Идея была в том, чтобы создать ощущение совершенно меланхолического воспоминания о революции в 20-м веке», — А.Осмоловский
«Флаг». 2002.
«Флаг». 2002.

Нонспектакулярность продолжает развитие группа ПНИ («Практика Нонспектакулярного Искусства»). Объединение внедряет произведения искусства в окружающий быт с целью погружения зрителя в режим поиска. Так, художники тайно разместили работы по пространству Дома культуры «ГЭС-2» на выставке «Настройки 2.2.» и создали проект «Координаты» на ЦСИ «Винзавод».

Художественная группа ПНИ. «Настройки 2.2.». 2022
Художественная группа ПНИ. «Настройки 2.2.». 2022
Художественная группа ПНИ. «Настройки 2.2.». 2022
Художественная группа ПНИ. «Настройки 2.2.». 2022

Вплетение в обыденность предметов искусства воплощается и на выставке в Доме культуры ГЭС-2 «Краткая история отсутствия» в 2023 году.

Выставка «Краткая история отсутствия». 2023.
Выставка «Краткая история отсутствия». 2023.
Работы арт-группы NONSNS на выставке «Краткая история отсутствия». 2023.
Работы арт-группы NONSNS на выставке «Краткая история отсутствия». 2023.
Арт-группа «Мухомор». «Табуретка». 1981 и Понтер Фёрг. «Без названия». 1988.
Арт-группа «Мухомор». «Табуретка». 1981 и Понтер Фёрг. «Без названия». 1988.

Будущее нонспектакулярности: non-visible art.

Non-visible art – современное направление в искусстве, где зритель не видит физического воплощения произведения, в распоряжении лишь описание, которые читаемы и индивидуально воспринимаются людьми.

Креативный дуэт Praxis. "Full Balls". Музей невидимого искусства. 2011.
Креативный дуэт Praxis. "Full Balls". Музей невидимого искусства. 2011.
Дуглас Купер. "A Moment's Awareness". Музей невидимого искусства. 2011.
Дуглас Купер. "A Moment's Awareness". Музей невидимого искусства. 2011.
Сальваторе Гарау. «Я есть». 2021.
Сальваторе Гарау. «Я есть». 2021.

Заключение

Все рассмотренные стили и жанры в искусстве говорят о том, что развитие нонспектакулярного искусства открывает новые возможности для художников, которые пробовали воплощать «естественное искусство» с авангарда, с начала XX века, и до сих пор продолжают творить в этом жанре. Нонспектакулярное искусство создает произведения, которые помещают зрителя в условие самостоятельного поиска искусства, помогают взглянуть человеку на мир по-новому, пережить уникальные эмоции и впечатления, погружая в обыденность и давая возможность обрести чувство свободы.

Примечание:

*А. Осмоловский. «Несколько тезисов нонспектакулярного искусства». (2002)