Найти тему
Известия

Неисследованная глубина: история погружения в Марианскую впадину

Летом 2020 года туристы достигли дна Марианской впадины, а точнее «Бездны Челленджера». Событие всепланетного масштаба было первым путешествием на такую глубину. Рассказываем историю легендарного погружения вместе с программой «Наука и Техника».

«Мы изучили глубины океана хуже, чем космос. В космосе побывало уже 560 человек, на луне – 12, а на глубине свыше 10 тыс. метров – всего 7», – комментирует совладелец компании по организации погружений в Марианскую впадину Роб Маккаллум.

Фото: ren.tv
Фото: ren.tv

Команда «Триеста»

Первый космический турист отправился к звездам еще в 2001 году. А первая экскурсия в самый глубокий подводный желоб плане состоялась лишь спустя 19 лет.

Записки с глубин Марианской впадины были сделаны французским океанологом Жаком Пикаром и лейтенантом ВМС США Доном Уолшом в 1960 году. Батискаф, на котором погружались исследователи, назывался «Триест». Это была небольшая гондола с железными стенками 5 мм в толщину, для двух человек там едва хватало места. Над гондолой – огромная цистерна с бензином и двумя грузилами, наполненные чугунной дробью. Бензин легче воды, поэтому при погружении его стравливали, и аппарат погружался на дно. Когда нужно было подняться, на грузилах отключали электромагниты, дробь высыпалась, аппарат становился легче и поднимался.

В следующий раз на такую глубину человек смог погрузиться лишь полвека спустя.

«При погружении ил всегда поднимался клубами со дна, а через несколько минут рассеивался, и мы уже могли сделать статичные снимки и видеозаписи. В этом же случае ил был настолько мелкий, что больше напоминал пыль. Мы провели на дне 20 минут, а он все никак не рассеивался. Создавалось ощущение, что кто-то просто грязными руками протер смотровое отверстие. Мы были рады, что погружение все-таки состоялось. Жаль только, что никаких снимков сделать не удалось», – рассказывает капитан ВМС США в отставке Дон Уолш.

Команда «Триеста» доказала, что человек может погрузиться на огромную глубину, но никаких сенсационных материалов не было. Возможно, именно поэтому человечество и не заинтересовалось подобным открытием.

На морском дне есть то, что так необходимо людям. Там находится большое количество различных полезных ископаемых, объем которых существенно превышает запасы месторождений, расположенных на суше. Прежде всего это углеводородное сырье, которое включает в себя нефть, газ и потенциально новое ископаемое – газогидраты. Газогидраты иначе называют горючим льдом. Подобные кристаллы образуются при низкой температуре и высоком давлении на арктической территории суши или в морских глубинах. При подъеме на поверхность кристаллы «разгазовываются», то есть распадаются на воду и металл. Если поднести спичку, лед начинает гореть. На океанском дне залежи этого природного ископаемого огромны.

«Подводные дома»

В 1964 году команда французского подводного аппарата «Архимед» совершила очередное невероятное погружение.

В красном море океанолог Жак-Ив Кусто испытывал «подводные дома», в которых аквалангисты могли отдыхать без необходимости подниматься на поверхность и проходить декомпрессию. Экспериментаторы рассчитывали, что их опыт пригодится человечеству в будущем, когда люди начнут строить на глубине научные лаборатории и базы по добыче ископаемых. Финансировали проект подводных домов французское бюро по нефтяным исследованиям и американское географическое общество. Кусто успел провести три эксперимента: на глубине в 10 м, 27 м и 100 м. Все они были удачными. В 1969 океанолог планировал спустить под воду четвертый дом уже на глубину 350 метров, но этого так и не произошло. В приоритете у мировых держав была космическая гонка. 4 июля 1969 года космическая экспансия вышла на новый уровень: «Аполлон» совершил посадку на луну. И хотя исследования морских глубин полностью не закрыли, по-настоящему о морских кладовых вспомнили лишь в начале 21 века.

Возобновление исследований

«Через 52 года после моего погружения ко мне обратился режиссер Джеймс Кэмерон и пригласил меня присоединиться к его экспедиции в Марианскую впадину. Это была первая экспедиция в тех краях за целых полвека. Хорошо, что в последние годы всем стало ясно, насколько важны глубоководные исследования», – рассказывает капитан ВМС США в отставке Дон Уолш.

После погружения Джеймса Кэмерона ученые всего мира вновь открыли для себя глубины океана. Они выяснили, что под толщей воды скрывается не только топливо будущего, но и огромные запасы сульфидных руд – главный источник цветных металлов, которых уже не хватает на Земле. Но самое поразительное, несметные богатства буквально растворены в самой воде.

Новые открытия

За последние три года в Марианскую впадину погружались управляемые аппараты Японии, Китая и России. Специальные устройства исследовали дно, брали пробы грунта. Но самое большое количество погружений совершил подводник-энтузиаст из США Виктор Весково. Плавучую базу и уникальный глубоководный аппарат Виктор Весково построил на собственные средства.

«Думаю, на сегодняшний день Виктор совершил уже порядка 14 погружений в Марианскую впадину. Ему удалось опуститься на большую глубину. Он и его команда сделали ряд важных открытий и совершили настоящий прорыв в науке», – комментирует капитан ВМС США в отставке Дон Уолш.

Человечество вновь мечтает о звездах и о полезных ископаемых, которыми «усыпаны» луна и планеты солнечной системы. Однако огромные богатства скрыты не в далеком космосе, а прямо на Земле. Нужно лишь нырнуть поглубже.