Найти тему
Animadverti | Искусство

Выставка работ Хосе Мануэля Баллестера «Скрытые пространства» в музее Эрарта

"Место для рождения". 2012 год. С оригинала Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». 1482-1486 годы. Печать на холсте.
"Место для рождения". 2012 год. С оригинала Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». 1482-1486 годы. Печать на холсте.

Испанский художник и фотограф Хосе Мануэль Баллестер творит в области синтеза мировых шедевров и современных технологий. Он стирает человеческие фигуры с оригинальных полотен Питера Брейгеля Старшего, Сандро Боттичелли, Яна Вермеера, Леонардо да Винчи и других гениев мировой живописи. Взамен Баллестер бережно заполняет опустевшее пространство с помощью нейронных сетей, создавая цельную, монолитную картину.

"Место охоты". 2008 год. С оригинала Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». 1565 год. Печать на холсте.
"Место охоты". 2008 год. С оригинала Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». 1565 год. Печать на холсте.

Одно из достоинств выставки – полотна представлены в натуральную величину. Всем известно, что некоторые картины выигрывают, когда их копии, иногда более красочные, помещают в альбом с репродукциями. Некоторые же, наоборот, теряют свою масштабность и уже не производят волнующие, неизгладимое впечатление на созерцающего. Величие монументальной росписи «Тайной вечери» работы Леонардо да Винчи способно всколыхнуть душу любого человека, стоящего в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие.

"Última cena" ("Последний ужин"). 2010 год. С Леонардо да Винчи "Тайная вечеря". 1495-1498 годы. Печать на холсте.
"Última cena" ("Последний ужин"). 2010 год. С Леонардо да Винчи "Тайная вечеря". 1495-1498 годы. Печать на холсте.

Неординарный подход Хосе Балластера к интерпретации классических полотен позволил обратить внимание на неожиданно раскрывающиеся детали. Глядя на оригинал «Весны» Сандро Боттичелли, обычно все восхищение зритель отдаёт Флоре, Хлориде, Венере. Но никак не апельсинам и немецким ирисам в правом нижнем углу и другим цветам, воспроизведенным с фотографической точностью. Всего ботаники насчитали более 500 цветов на живописном зелёном ковре.

"Весна". 2015 год. С оригинала Сандро Боттичелли "Весна". 1482 год. Печать на холсте.
"Весна". 2015 год. С оригинала Сандро Боттичелли "Весна". 1482 год. Печать на холсте.

Испанская интерпретация картины «Благовещение» Леонардо да Винчи завораживает невесомыми листами Библии, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом. На неё спадает воздушная материя, мастерски дополненная Хосе Баллестером. В отсутствии архангела Гавриила зритель концентрируется на резных силуэтах деревьев, на неведомом городе, огражденном непреступными горами. И мечтает вместе с золотыми парусниками, скользящими по лазурной синеве.

"Место для благовещения 2". 2012 год. С Леонардо да Винчи "Благовещение". 1472-1475 годы. Печать на холсте.
"Место для благовещения 2". 2012 год. С Леонардо да Винчи "Благовещение". 1472-1475 годы. Печать на холсте.

Насколько важна испанская инфанта Маргарита Тереза со свитой? Много потеряла картина, когда с её полотна исчезли главные и второстепенные герои? Или даже одному интерьеру великого Диего Веласкеса на его полотне «Менины» под силу завладеть нами? Ответ на немой вопрос Хосе Баллестера для каждого свой.

"Королевский дворец". 2009 год. С оригинала Диего Веласкеса «Менины». 1656 год. Печать на холсте.
"Королевский дворец". 2009 год. С оригинала Диего Веласкеса «Менины». 1656 год. Печать на холсте.

Безусловно, большое счастье увидеть «Мастерскую художника» с оригинала Яна Вермеера «Искусство живописи». Ведь великий мастер бытовой живописи и жанрового портрета не частый гость в Петербурге. Хотя это, конечно, вопрос относительный. В 2016 году в Эрмитаже состоялась выставка одной картины – «Географ», а в 2018 году на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» была представлена уникальная возможность увидеть картину «Девушка за верджинелом» кисти Яна Вермеера Делфтского.

"Мастерская художника". 2008 год. С оригинала Яна Вермеера «Искусство живописи». 1666-1668 годы. Печать на холсте.
"Мастерская художника". 2008 год. С оригинала Яна Вермеера «Искусство живописи». 1666-1668 годы. Печать на холсте.

Выставка в очередной раз показывает актуальность старых мастеров. Эти мятежники ума даже спустя столетия продолжают оставаться не только идеалом, к которому стремятся художники, но и оказывают непосредственное влияние на творчество наших современников.

"Нежилой сад". 2008 год. С оригинала Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». 1500-1510 годы. Печать на холсте.
"Нежилой сад". 2008 год. С оригинала Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». 1500-1510 годы. Печать на холсте.

– Лора

29.10.22