Испанский художник и фотограф Хосе Мануэль Баллестер творит в области синтеза мировых шедевров и современных технологий. Он стирает человеческие фигуры с оригинальных полотен Питера Брейгеля Старшего, Сандро Боттичелли, Яна Вермеера, Леонардо да Винчи и других гениев мировой живописи. Взамен Баллестер бережно заполняет опустевшее пространство с помощью нейронных сетей, создавая цельную, монолитную картину.
Одно из достоинств выставки – полотна представлены в натуральную величину. Всем известно, что некоторые картины выигрывают, когда их копии, иногда более красочные, помещают в альбом с репродукциями. Некоторые же, наоборот, теряют свою масштабность и уже не производят волнующие, неизгладимое впечатление на созерцающего. Величие монументальной росписи «Тайной вечери» работы Леонардо да Винчи способно всколыхнуть душу любого человека, стоящего в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие.
Неординарный подход Хосе Балластера к интерпретации классических полотен позволил обратить внимание на неожиданно раскрывающиеся детали. Глядя на оригинал «Весны» Сандро Боттичелли, обычно все восхищение зритель отдаёт Флоре, Хлориде, Венере. Но никак не апельсинам и немецким ирисам в правом нижнем углу и другим цветам, воспроизведенным с фотографической точностью. Всего ботаники насчитали более 500 цветов на живописном зелёном ковре.
Испанская интерпретация картины «Благовещение» Леонардо да Винчи завораживает невесомыми листами Библии, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом. На неё спадает воздушная материя, мастерски дополненная Хосе Баллестером. В отсутствии архангела Гавриила зритель концентрируется на резных силуэтах деревьев, на неведомом городе, огражденном непреступными горами. И мечтает вместе с золотыми парусниками, скользящими по лазурной синеве.
Насколько важна испанская инфанта Маргарита Тереза со свитой? Много потеряла картина, когда с её полотна исчезли главные и второстепенные герои? Или даже одному интерьеру великого Диего Веласкеса на его полотне «Менины» под силу завладеть нами? Ответ на немой вопрос Хосе Баллестера для каждого свой.
Безусловно, большое счастье увидеть «Мастерскую художника» с оригинала Яна Вермеера «Искусство живописи». Ведь великий мастер бытовой живописи и жанрового портрета не частый гость в Петербурге. Хотя это, конечно, вопрос относительный. В 2016 году в Эрмитаже состоялась выставка одной картины – «Географ», а в 2018 году на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» была представлена уникальная возможность увидеть картину «Девушка за верджинелом» кисти Яна Вермеера Делфтского.
Выставка в очередной раз показывает актуальность старых мастеров. Эти мятежники ума даже спустя столетия продолжают оставаться не только идеалом, к которому стремятся художники, но и оказывают непосредственное влияние на творчество наших современников.
– Лора
29.10.22