А вот совсем короткая заметка еще об одном доме на Новой Басманной. Вчера я рассказал об усадьбе Ивана Прове, сегодня же хочу сделать несколько шагов назад, к дому №18.
Наверняка кто-то из моих дорогих читателей помнит, как я рассказывал о храме Успения Богородицы на Сретенке. И упоминал о том, что именно в этом храме художник Василий Владимирович Пукирев подсмотрел сюжет, сподвигший его на написание картины «Неравный брак».
По одной из версий, художник изложил на холсте собственную историю несчастной любви. Но более вероятен другой вариант: героем картины являлся...
...Друг Пукирева, Сергей Михайлович Варенцов
Рассказывают, что живописец изобразил друга в образе шафера, с грустным лицом стоящего за спиной несчастной невесты. Варенцов же, увидев себя запечатленным на картине, страшно оскорбился, так что Пукиреву пришлось даже «загримировать» персонажа уже готового полотна, пририсовав ему бородку. В действительности Сергей Варенцов был усат, но бороды не носил. Правда, тот не поспешил сменить гнев на милость, и помирились они лишь спустя несколько лет.
Картина же покорила Павла Михайловича Третьякова, который тут же ее и купил. Она и поныне находится в Третьяковской галерее.
А вспомнил я об этом потому, что жили Варенцовы как раз в этом особняке на Новой Басманной. Отец молодого человека, купец второй гильдии Михаил Маркович Варенцов, торговец тем, что сейчас принято называть бытовой химией, приобрел дом в 1835 году у аптекаря Христиана Рихтера.
После его смерти недвижимость досталась по наследству сыну Сергею – гильдейскому старосте Купеческой Управы и попечителю Мещанского училища. А кроме того – юноше весьма привлекательному, по которому сохло много местных красоток.
Тот же предпочел всем прочим дочь купца Рыбникова, но родители девушки выбрали для дочери другого жениха. Не такого миловидного и молодого, но гораздо богаче.
Справедливости ради упомяну, как упоминал и в той статье, ссылку на которую привел в начале этой заметки: выйдя за Андрея Александровича Карзинкина, Софья Николаевна Рыбникова оказалась довольно-таки счастлива в браке, совсем не в пример изображенной на полотне девушке.
Да и сам Сергей Михайлович страдал не слишком долго, вскоре женившись на Ольге Никитичне Урусовой, с которой счастливо прожил в этом доме до 1871 года, пока не продал его Жозефине Штеккер – жене одного из компаньонов все того же, уже известного нам, Ивана Карловича Прове.
К слову сказать, сын ее, Андрей, был женат на родной сестре Константина Сергеевича Станиславского, Анне Сергеевне Алеевой – с таким псевдонимом она выступала на сцене МХАТа, в отличие от брата не взяв чужую фамилию, а лишь сократив доставшуюся от родителей, Алексеевых.
И именно...
...Штеккеры перестроили и благоустроили особняк
При них в усадьбе появились водопровод, канализация и прочие удобства. А заодно и фасад здания приобрел свой эклектический облик. Цоколь отделали рустом и отделили от второго этажа меандровым фризом (9 фото).
Сейчас, к большому сожалению, фасад дома явно нуждается в хорошей реставрации, и ожидает он ее, похоже, весьма давно.
В 1896 году дом на некоторое время перешел к представителям Испанского королевства и послу короля Испании, после чего вернулся к Штеккерам. А в 1903 году они продали его князю Сергею Голицыну, который обитал здесь до 1918-го, пока усадьбу не национализировали и не устроили в ней музей отдела труда Моссовета, а позднее отдали под квартиры и всяческие учреждения.
А в этой подборке можно познакомиться и с другими остановками в моей фото-прогулке по Басманным улицам и их окрестностям:
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!