Третья часть из серии постов об Алексеевской слободе будет особенно интересна тем, кто напрямую или косвенно связан с театром. Почему? Узнаем далее.
Значимое место в истории Алексеевской слободы сыграли промышленники Алексеевы. Хотя, вопреки мнению некоторых, место это названо, конечно, не в их честь, а в память святого Алексия, митрополита Московского, как упоминалось в предыдущих постах.
...Неизвестные фабриканты
Алексеевы, же, о которых пойдет речь - семейство, история которого начинается с некоего малоизвестного ярославского крестьянина Алексея, торговавшего, по семейному преданию, горохом с лотка. Он получил вольную и в 1746 году записался в купечество. Его старший сын Семен Алексеев в 1785 году тоже торговал, но уже в китайгородском серебряном ряду и, будучи энергичным и предприимчивым, основал фабрику, изготавливавшую тончайшую проволоку, блестки и канитель для выделки золототканых изделий и драгоценных украшений. Значительная часть его продукции шла на производство священнических облачений и на украшение офицерских мундиров.
После 1812 года Алексеевы обосновались в Алексеевской слободе, видимо, сочтя совпадение имен и названий за добрый знак.
К слову сказать, когда в начале 1890-х годов Алексеевы затеяли модернизацию своего производства, Константин Сергеевич принял в этом живейшее участие и даже являлся директором семейной фабрики с 1892 по 1917 годы, вплоть до самой Революции.
...Мальчик, который прославится
А 17 января 1863 года в семье Алексеевых, проживавших тогда по соседству с усадьбой Морозовых, родился мальчик Костя. Который в 1888 году стал одним из организаторов "Общества искусства и литературы". В театре сообщества ставились различные и разнообразные спектакли, и Костя играл в них ведущие роли, благодаря чему быстро приобрел славу выдающегося актера.
Но так вышло, что в начале своей артистической карьеры молодой актер скрывал от родителей свое увлечение. Он сам писал об этом так: "Приходилось участвовать нередко в компании каких-то подозрительных лиц... И мне, как директору Русского музыкального общества, выступать в такой обстановке было небезопасно в точки зрения моей "репутации". Приходилось скрываться под какой-нибудь выдуманной фамилией".
...Зарождение театрального гения
В итоге Константин Сергеевич взял себе псевдоним одного давно сошедшего со сцены артиста-любителя, и стал называться Константином Станиславским.
Но его инкогнито продлилось недолго. Однажды вечером, выйдя на сцену, Алексеев-Станиславский с ужасом увидел в первых рядах зрительного зала собственных отца и мать. Родители досмотрели спектакль до конца, и по его окончании затерялись в толпе. А утром отец сказал лишь одну фразу: "Если ты непременно хочешь играть на стороне, то создай себе приличный кружок и репертуар. Но только не играй всякую гадость Бог знает с кем".
Константин Сергеевич Станиславский так и поступил.
Считается, что теперешняя Студия театрального искусства и есть тот самый театр, где Костя Станиславский играл в ту пору. Но есть и иные мнения на этот счет, сейчас уже сложно сказать доподлинно.
Внутри колодца из краснокирпичных строений - тихий, уютный дворик, в котором почти всегда можно встретить отдыхающих театралов, студентов или влюбленные парочки...
Эти фотографии делались в феврале 2022. Летом здесь непередаваемо краше и уютней, поверьте!
А сегодня здесь располагается театр под названием "Студия театрального искусства", основанный летом 2005 года после того, как в ГИТИСе прошел фестиваль дипломных работ мастерской Сергея Женовача.
В это же здание театр переехал в 2008-м.
...Посмотрим, где всё начиналось
После того, как мы прогулялись вдоль длинного здания семейной фабрики Алексеевых, попутно заглянув в дворик театральной студии, стоит свернуть с улицы Станиславского в Коммунистический переулок и, пройдя его до конца, повернуть налево. В итоге мы попадем на уже известную нам улицу Солженицына. Совершив буквально несколько десятков шагов, минуем усадьбу Морозовых и увидим за невысокой оградой фасад следующего особняка. Это и будет тот самый дом, в котором родился Костя Алексеев, накрепко привязавший Алексеевскую слободу к театральной истории Столицы.
Само это здание во второй половине восемнадцатого века принадлежало городской главе, купцу первой гильдии Василию Жигареву. В конце восемнадцатого века Жигарев полностью перестроил старый каменный дом, бывший на этом месте, воспользовавшись проектом Родиона Казакова, ученика и однофамильца известного зодчего Матвея Федоровича Казакова. Кстати, храм Мартина Исповедника тоже был выстроен на средства купца Жигарева и тоже архитектором Родионом Казаковым.
…В наши дни
В Советские годы в усадьбе были устроены коммунальные квартиры. В одной из них, вот здесь, в левом флигеле, проживала родная сестра Андрея Тарковского. Некоторое время у нее даже гостил Василий Шукшин, в то время один из множества неизвестных московских студентов.
И знаете, что особенно ценно? Хотя эта усадьба и спрятана за оградой, как и большинство строений восемнадцатого-девятнадцатого веков, стоящих по эту сторону улицы, но в её двор всегда можно беспрепятственно войти в любое время.
Это был третий пост из серии рассказов об Алексеевской слободе.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!