Найти тему
Memento mori

Уничтоженный некрополь Даниловского монастыря

Даниловский (Данилов) монастырь — старейшая обитель Москвы, основанная князем Даниилом Московским (сыном Александра Невского) предположительно в 1282 году, может чуть раньше.

Даниил Александрович был младшим из четырех сыновей, и потому после смерти отца, при разделе земель, ему достался самый на тот момент захудалый участок — Москва. Именно он превратил бедную деревушку в центр быстро развивающегося нового княжества, а это, в первую очередь, означало: присоединять новые земли (за время его правления Московское княжество обзавелось Коломной, Можайском, Переславлем...) и строить (в том числе следом за Даниловским монастырем был основан Богоявленский монастырь, о котором я писала раньше).

Когда Даниил скончался 5 марта 1303 года, то был похоронен тут же, на монастырской территории, среди могил простых иноков.

30 августа 1652 года, по велению Алексея Михайловича и при участии патриарха Никона полузаброшенное захоронение было вскрыто, и обнаружилось, что тело осталось неповрежденным (нетленным). Князя причислили к лику святых, а мощи разместили со всей торжественностью в храме Святых отцов семи Вселенских Соборов.

Рака с мощами князя Даниила, конец XIX - начало ХХ вв.
Рака с мощами князя Даниила, конец XIX - начало ХХ вв.

Забегая вперед напишу, что в 1930 году монастырь был закрыт, но паломничество к мощам Даниила Московского не прекращалось до тех пор, пока в 1932 году они не были увезены неизвестно кем и куда, ночью. И до сих пор не известно, что тогда произошло. Хотя церковь придерживается версии, что частички мощей удалось сохранить верующим, — и раки с ними размещены ныне в двух главных храмах обители.

Но вернемся к истории монастыря.

В 1330 году Иван Калита перевел монашескую братию в Кремль, в храм Спаса-на-Бору, а в 1490 году Иван III, перестраивая Кремль, выбрал для монахов новое место, которое стало со временем Новоспасским монастырем (о нем рассказывала тут).

Таким образом, пару веков после основания практически незаселенный Даниловский монастырь пребывал в забвении, пока Иван Грозный не повелел место возродить. Неподалеку от захоронения Даниила Московского был выстроен храм Святых отцов семи Вселенских Соборов, рядом возвели монашеские кельи. А настоящее возрождение началось уже после обретения мощей князя Даниила: потянулись паломники, появились пожертвования, началось активное строительство.

Монастырь в 1882г.
Монастырь в 1882г.

Это место не избежало, конечно же, влияния внешних факторов. В 1610 году по стенам основательно постреляли войска Лжедмитрия II. А Петр I снял четверть колоколов, чтобы перелить их в пушки. А французы в 1812 году и тут успели пограбить, прихватив заодно оклад с княжеской гробницы. Но самые большие потрясения, конечно, ожидали обитель в советские годы. После закрытия монастыря большинство братии и настоятель (архиепископ Федор) были расстреляны, а на территории организовали детский приёмник-распределитель для беспризорников и детей "врагов народа".

Впоследствии, когда в 1983 году разоренный монастырь вернули церкви, около одной стены было обнаружено множество детских захоронений. Там ныне установлена часовня.

У входа в Данилов монастырь размещен видавший виды листок с краткой историей обители и еще более краткой информацией о монастырском некрополе, уничтоженном полностью в советские годы.

Некрополь Данилова монастыря, 1908г.
Некрополь Данилова монастыря, 1908г.

Ансамбль некрополя начал складываться преимущественно в конце XVIII века, когда на территории Москвы хоронить запретили, а обитель все еще располагалась в ближайшем Подмосковье. До этого момента здесь хоронили в основном местных обитателей.

С середины XIX на кладбище начали хоронить славянофилов. Это были люди, поддерживающие русскую национальную идею: они говорили о исключительном пути, о неприятии западноевропейских ценностей, о поддержке самодержавия и православия как опор, на которых строится национальное развитие и т.д.

Много было и купеческих захоронений: Шестовых, Куманиных, Савиных, Хлебниковых, Захаровых, Овчинниковых, Бабкиных. Традиционно тех, кто щедро жертвовал на строительство и содержание монастыря, хоронили на самых почетных местах, в том числе и под храмами. Усыпальница купцов Ляпиных была спроектирована самим Федором Осиповичем Шехтелем в 1910 году, но она не сохранилась, как, впрочем, и остальные купеческие захоронения.

Во время ликвидации некрополя на другие кладбища была перенесена лишь малая часть захоронений: на Новодевичье в 1930х перенесли могилы Н.В. Гоголя (подробнее рассказывала здесь), Н.Г. Рубинштейна (основателя Московской консерватории, пианиста-виртуоза и дирижера), А.С. Хомякова (поэта, художника, публициста и философа) и Н.М. Языкова (поэта, одного из ярких представителей "золотого века" русской поэзии). Интересно, что Николай Михайлович Языков был похоронен под одним камнем с племянником и другом Дмитрием Александровичем Валуевым (историком и общественным деятелем, автором публикаций о славянской культуре, а еще он перевел "Рождественскую песнь" Диккенса). Вот только Языкова перенесли, а Валуева оставили.

В 1950х заканчивали разрушение некрополя, и тогда в Донской монастырь были перенесены еще 2 захоронения: живописца В.Г. Перова и инженера-механика, первого профессора-текстильщика Ф.М. Дмитриева. На этом перезахоронения закончились.

Изначально Федор Михайлович Дмитриев был захоронен рядом с отцом, поэтом Михаилом Александровичем Дмитриевым, — автором "Московских элегий" и "Мелочей из запаса моей памяти", бесценных памятников о литературе, журналистике и жизни Москвы начала XIX века. Его стихотворение, посвященное Ваганьковскому кладбищу, можно прочитать здесь. М.А. Дмитриева переносить не стали, его могила была утеряна — как и множество других.

В монастыре идет работа по восстановлению полного синодика, но и без этого ясно, скольких

В 1988 году была освящена поминальная часовня и устроено символическое захоронение в память о всех потерянных могилах: здесь перезахоронили останки, найденные при восстановительных работах в монастыре.

Кроме купеческих династий, на кладбище было похоронено множество представителей дворян, в том числе Волконские, Арсеньевы и Гагарины. Упомяну и такие имена:

— Валериан Михайлович Голицын (1803-1859) — единственный представитель рода Голицыных, примкнувший к восстанию декабристов.

— Дмитрий Иринархович Завалишин (1804-1892), морской офицер, еще один из примкнувших к восстанию декабристов.

— Александр Иванович Бабухин (1827-1891), основатель московской гистологической школы. Внес огромный вклад в развитие физиологии, гистологии и бактериологии. Кстати, его лекции слушал Чехов, а потом изобразил профессора в повести "Скучная история".

Частично сохранившееся надгробие Александра Ивановича было перенесено на некрополь Донского монастыря (без перезахоронения).

— ученик Бабухина, Владимир Федорович Снегирев (1847-1916), — основоположник российской гинекологии, по его инициативе гинекологию начали преподавать как самостоятельную дисциплину. В дальнейшем он основал институт для профпереподготовки врачей по этой специальности и открыл первую в России гинекологическую клинику.

— ученый, юрист, историк Федор Лукич Морошкин (1804-1857).

— Петр Васильевич Хавский (1774-1876), юрист, историк и москвовед, создатель нескольких работ по истории Москвы.

— математик Николай Дмитриевич Брашман (1796-1866), выдающийся педагог, автор одного из лучших для того времени курса по аналитической геометрии.

— архитектор Василий Васильевич Штром (1821-1896), строивший в основном в Петербурге. Здание Александро-Невского духовного училища и здание Купеческого общества — его работы.

— Федор Васильевич Чижов (1811-1877), промышленник и общественный деятель, завещавший весь свой капитал (6 млн. рублей, тогда это были огромнейшие деньги) на устройство и содержание 5 профессионально-технических учебных заведений в Костромской губернии.

— генерал Григорий Владимирович Розен (1782-1841), воевавший со шведами и французами; генерал-майор Александр Сергеевич Шульгин (1775-1841), получивший орден Св. Анны 2-й степени за Бородинское сражение; Василий Дмитриевич Олсуфьев (1796-1858), который отличился во время похода во Францию совсем в юном возрасте, родоначальник графской ветви Олсуфьевых... На Даниловском было похоронено множество военных и общественных деятелей.

У стены можно увидеть мемориальные доски и старинное, сохранившееся каким-то чудом надгробие, а еще основание креста. Там же расположен уникальный старинный хачкар, преподнесенный в дар монастырю.

На плохо читаемой серой мемориальной доске, размещенной Российской государственной библиотекой в 2000 году, написано:

Деятели истории, науки и культуры, захороненные в некрополе Данилова монастыря

Кошелев Александр Иванович (1806-1883), славянофил, общественный деятель, публицист

Самарин Юрий Федорович (1819-1876), общественный деятель, писатель, славянофил

Тихонравов Николай Саввич (1832-1893), историк русской литературы, академик

Чижов Федор Васильевич (1811-1877), общественный деятель, ученый-энциклопедист, писатель

(Кстати, Чижов завещал весь свой капитал (6 млн. рублей, тогда это были огромнейшие деньги) на устройство и содержание 5 профессионально-технических учебных заведений в Костромской губернии).

Отдельные мемориальные доски посвящены архимандриту Феларету (1804-1868), Алексею Степановичу Хомякову (1804-1860) и Юрию Ивановичу Венелину (1802-1839).

Кстати, Юрий Иванович Венелин стоял у истоков славистики — науки, которая изучает историю, фольклор, литературу, языки и культуру славянских народов.

Особенный вклад он сделал в изучение истории и культуры болгар как единой славянской народности, первую в истории грамматику болгарского языка написал тоже он. Поэтому на мемориальной доске и такое посвящение, а на надгробном памятнике (уничтоженном впоследствии), который ставили представители болгарской эмиграции в России, было написано: "Он первый напомнил свету о забытом, но некогда славном и могущественном племени Болгар и пламенно желал его возрождения. Господи, услышь молитву раба Твоего".

Юрию Ивановичу принадлежат и такие труды, как "О характере народных песен у славян задунайских", "Об источнике народной поэзии вообще, и о южнорусской в особенности", "Нечто к изысканиям о готах", "Мысли об истории вообще и русской в частности" и другие.

В 2006 году при ремонте храма Святых отцов семи Вселенских Соборов было обнаружено захоронение архиепископа Никифора (Николая Феотокиса), который скончался в 1800 году.

Родившись в Греции, Николай в юности переехал в Италию, где обучался самым различным наукам и окончательно решил посвятить свою жизнь богослужению (для чего вернулся на родину в 1748 году). Но в 1776 году он был приглашен в Россию, где вскоре стал архиепископом Славянским и Херсонским, после побывал на посту архиепископа Астраханского и Ставропольского, и последние 8 лет своей жизни занимал должность настоятели Даниловского монастыря.

Помимо множества трудов по богословской теме, архиепископ оставил после себя еще и учебники по физике и математике. А главной его заслугой я считаю попытки с 1780 года достигнуть компромисса со старообрядцами. Так было рождено новое направление, утвержденное митрополитом Платоном под названием "единоверие". Сохраняя все свои обряды, единоверцы должны были при этом признавать авторитет Русской Православной Церкви. По статистике, на 1 января 1908 года у единоверческой церкви насчитывалось около 450 тысяч прихожан по всей России, а к революции по стране действовало 18 монастырей. В годы советской власти все они были упразднены, а то и разрушены.

Останки Николая Феотокиса были перезахоронены рядом с храмом.

Захоронение архиепископа Никифора
Захоронение архиепископа Никифора

Традиционно благодарю, что дочитали до конца. Летом пишется мало, зато много путешествуется. Запасаю материалы на долгие зимние вечера. Так что не теряйте меня. Через несколько часов поезд до Карелии...