Найти тему
Memento mori

Некрополь Богоявленского монастыря

В 1296 году (но это не точно) первый удельный князь московский Даниил, младший сын Александра Невского, основал в Китай-городе Богоявленский монастырь. За несколько лет до этого, в 1282 году, он же основал и Данилов монастырь, так что в наши дни Богоявленский считается второй по древности обителью в Москве.

Информационная табличка об основании монастыря
Информационная табличка об основании монастыря

Впрочем, в качестве монастыря он, увы, давно не действует: Богоявленский мужской монастырь закрыли в 1919 году и окончательно упразднили в 1929. Спустя многие годы, в 1991 году, церкви вернули главный собор монастыря, который и действует ныне как приходской храм.

За века своей истории монастырь неоднократно восставал из пепла пожаров: после нашествия хана Мазовши в 1451 году, после московского пожара в 1547, во время боев Смутного времени в 1611-1612 годах. Пострадал он и во время нашествия французов, и по время Великой Отечественной войны, когда рядом упал сбитый бомбардировщик: верхняя часть собора была разрушена.

Но в 1982 году начались восстановительные работы, и ныне изумительно красивый Богоявленский собор радует взгляд. Он был выстроен в конце XVII века на деньги Натальи Нарышкиной, матери Петра I, в стиле "нарышкинского барокко". Деньгами помогли также князья Голицыны и Долгорукие.

Перед собором в 2007 году был установлен памятник братьям Лихудам. Иоанникий и Софроний Лихуды были греческими монахами, которые заведовали Богоявленской школой, открытой при монастыре в 1685 году. В программу обучения, созданную по европейским образцам, входило множество предметов: грамматика, риторика, философия, эпистолография, поэтика, логика, богословие, и прочая, и прочая. По сути братья стали основоположниками высшего образования в России.

В дальнейшем школу перевели в Заиконоспасский монастырь и переименовали в Славяно-греко-латинскую академию, а братьев отстранили от преподавания. Но начало было положено... Долгие годы академия оставалась единственным высшим учебным заведением в стране, и в ней учился в том числе и Михаил Васильевич Ломоносов.

Памятник братьям Лихудам
Памятник братьям Лихудам

А теперь перейдем непосредственно к теме моего канала.
При Богоявленском соборе, в крипте, с древнейших времен находился некрополь с усыпальницами знатных родов: Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых, Репниных, Юсуповых. Вот так рассказывает о некрополе информационная табличка:

Информационная табличка о некрополе Богоявленского монастыря
Информационная табличка о некрополе Богоявленского монастыря

В 1930х монастырский некрополь был разграблен, лишь немногие ценные надгробия перевезли в Донской монастырь. Но и сегодня подклет Богоявленского собора однозначно стоит посетить всем, кто интересуется историей.

Итак, записывайте: Богоявленский пер., 2, стр. 4. В пяти минутах от Красной площади, прямо напротив одного из выходов со станции метро Площадь Революции. Была буквально вчера, так что пишу свой рассказ "по горячим следам". В монастырской лавке приобретаете билет в крипту, он стоит всего 100 рублей. Доступ возможен с 12 до 18. Отдельно хочу отметить приветливость и дружелюбность всех, кто помогал мне сориентироваться. К сожалению, не везде такое встречается.

При входе в собор можно взять открытки с изображением и собора, и подклета (за небольшое пожертвование). Фотографировать можно все, конечно без вспышки (и сам собор просят не фотографировать во время службы). Но я не любитель снимать внутреннее убранство действующих религиозных сооружений, кроме случаев превращения их в музей с платой за вход, так что снимков Богоявленского собора внутри не будет.

Но спускаемся в крипту, куда меня любезно провели и оставили одну. Даже немного жутковато (нет).

В крипте можно рассмотреть старые фундаменты первого каменного собора монастыря (1624 года постройки), на месте которого был выстроен нынешний собор. Захоронения же начались много раньше, в XIII веке, с основания монастыря и возведения первого деревянного собора.

А так как некрополь был весьма престижным, то и надгробия создавались дорогие, белокаменные. Да еще и следовали "моде". Например, белокаменные саркофаги антропоморфной формы (повторяющей контуры человеческого тела) появились на Руси с конца XIV века, и были популярны примерно до XVII века. Те, что находятся в Богоявленском соборе, датируют XV - XVI веком.

Часть фрагментов надгробных плит выставлена с указанием дат. Кстати, если не читали мой рассказ о древнерусских надгробиях, то сейчас самое время.

Исходя из внешнего вида, даже не смотря на даты, можно уверенно делать вывод, что эти обломки — дораскольного периода. Еще несколько обломков и общий вид подклета:

Немногие плиты сохранились целиком или почти целиком. Как, например, плита с памятной надписью о княгине Анне Михайловне Голицыной. Это уже XVIII век, и внешний вид плиты кардинально отличается от "предшественниц": Адамова голова в ногах, пространная надпись, сложный витиеватый узор, герб... Да и дата указана не от Сотворения мира, а от Рождества Христова.

Надгробие княгини Голицыной
Надгробие княгини Голицыной

На отдельном возвышении можно рассмотреть еще две плиты, причем если правая тщательно проработана и украшена, то левая будто создавалась в спешке и потому не содержит привычной для периода атрибутики.

Описание к надгробиям Голицыных
Описание к надгробиям Голицыных

Отдельно за колонной, поддерживающей собор, — небольшой закуток еще с двумя плитами:

Отдельно размещены избранные эпитафии, расшифрованные во время изучения некрополя:

Еще в крипте Богоявленского собора можно рассмотреть две такие интересные плиты. Если найду, кто тут изображен, то подпишу после.

И отдельного внимания заслуживают информационные таблички.

Выйдя на улицу, не спешите покидать территорию: обойдите собор вокруг. С левой стороны вмурованы несколько плит:

Более того, у отдельного (перекрытого) входа в другую часть подклета можно обнаружить еще пару старинных надгробных плит:

И хотя навскидку совершенно не разобрать надписи (там была решетка, ближе подойти не могла), но можно хоть немного сократить границы веков: раз на плитах изображена круговая розетка, значит создавались надгробия не позднее середины XVII века. А вот эпитафии начали появляться на русских надгробных плитах только в конце XV века.
(При случае напишу отдельно про эпитафии).

Вот и закончилась наша небольшая прогулка в Богоявленский собор. Мимо старинных храмов вообще интересно прогуливаться. Вернулась на Никольскую улицу и вскоре завернула в арочку полюбоваться на храм Успения Пресвятой Богородицы на Чижевском подворье. 1691 год постройки, интересный.
Около входа, между вазонами, обнаружила это:

У храма Успения Пресвятой Богородицы
У храма Успения Пресвятой Богородицы

Остатки старинного надгробия?.. Или у меня уже "профдеформация"?
Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь было интересно.

Храм Успения Пресвятой Богородицы
Храм Успения Пресвятой Богородицы