В предыдущей части (нажмите на цветное — откроется) я покинул Ханты-Мансийский АО и въехал в Свердловскую область, в самый дальний её угол, недалеко от перевала Дятлова:
Продолжаю путь. Покинул родной ХМАО — и сразу везение кончилось. Если путь от Сургута до Югорска на шести машинах занял день и был лёгок и прост, ни разу не стоял дольше пяти минут, на выезде из Югорска тоже поймал машину за три минуты — то здесь никто не тормозил минут 15. Пошёл до заправки, что виднелась неподалёку...
На заправке тоже никто не взял. Иду на выезд и наблюдаю за движением. 10 минут, 20... Вот подъехал красный американец — Freightliner с полуприцепом-самосвалом, в таких возят щебень. Подъехал, заправился... Я поднял руку без особой надежды — водители кораблей асфальта редко останавливаются вне стоянок, но внезапно большегруз остановился!
Водитель возит щебень из расположенного севернее Ивделя Полуночного и сейчас, понятное дело, идёт пустым, так как едем мы в Ивдель. Поэтому возрастной американец бежал очень бодро — как сказал водитель, на пустой дороге он разгонялся до 145 км/ч... Но сейчас мы ехали в пределах приличия, не более сотни.
Вот Ивдель и ветка на это самое Полуночное, по которой щебень вывозят в вагонах:
Налево — большие города, прямо — Полуночное, а мы свернём направо, на стоянку:
Там я помог водителю поставить машину как надо (махнул рукой, когда одно из колёс встало в нужное положение), попрощался и пошёл искать дорогу на станцию. Кажется, Ильич смотрит именно туда:
Минут через 15 шагистики выхожу к автобусной остановке, и, как говорят люди — автобус должен скоро подойти. Что ж, ждём!
Многие машины на дороге напоминают, что рядом нефтеносный ХМАО:
Вот и, прости господи, автобус — павловский эрзац на базе ГАЗона, в безвременье 90-х заполонивший наши города, да так и закупающийся до сих пор:
Небольшая набережная реки Ивдель:
Вскоре мы приехали на вокзал, откуда я отправился на перегон. Путь лежит мимо депо, где стоят пассажирский тепловоз ТЭП70-0258 (ТЭП70 — серия, 0258 — номер) и маневровый ТЭМ2-5446:
Как в общих чертах устроена передача ТЭМ2 — в статье «ТЭД-14»:
По жаре выхожу на перегон, поднимаюсь из долины Ивделя, вытаптываю траву, перекрывающую ракурс — и слышится тонкий свист турбокомпрессора ТЭМ2, а следом появляется 5446 с хозяйственным поездом:
Как видим в углу, в составе помимо двух хопперов-дозаторов со щебнем и вагона сопровождения стоит стабилизатор пути, а в хвосте — выправочно-подбивочно-рихтовочная машина Plasser&Theurer 09-32 CSM:
Спустя почти три часа издалека доносится мощный свист двух турбокомпрессоров и вой вентиляторов холодильника — из длины выбирался 2ТЭ116:
Не просто 2ТЭ116, а 2ТЭ116К — этот тепловоз был модернизирован на Воронежском тепловозоремонтном заводе с установкой управляемой выпрямительной установки и цифровой системы управления:
Вскоре по небу пролетел Ан-2:
Шло время, смеркалось... В 19 часов должен быть пригородный, мне желательно уехать на нём, а время уже — почти полпятого. Хочется поймать верхнефонарный 2ТЭ116, которыми когда-то изобиловала эта линия. В эту поездку один поймать всё же удалось — в Югорске, но на фоне домов — это не то:
Верхнефонарних (стоит на ближнем пути) отличается от нижнефонарника (на дальнем) расположением буферных фонарей:
На машинах ранних выпусков они стояли выше, а с номера 741 фонари переставили ниже, сделав и без того не шибко приглядный тепловоз совсем отталкивающим. Ну, хоть в кабине в жару прохладно благодаря такому расположению стёкол:
Наконец-то развернули перегон, чтобы принять поезд из Серова — погас проходной светофор 26:
Загорелся тёплый ламповый — в прямом смысле — предвходной светофор 1, сейчас — всё бóльшая редкость:
Сейчас на дорогах всё больше светодиодных светофоров, основные сложности с которыми — контроль исправности (у них ток куда меньше, чем у ламп, огневое реле не «чует» его) и переключение на тусклый ночной режим (ДСН, двойное снижение напряжения). Как ночью слепят светодиодные светофоры — каждый может убедиться сам.
Кроме того, как видите, здесь «перевёрнутая» чётность — чётные поезда идут на юг, хотя «по канону» они идут на север и восток. Об этом я рассказывал во втором видео цикла «Зелёная полоса»:
А в частях 6 и 6а показана работа полуавтоматической блокировки, которая от Ивделя до Приобья.
Вот наконец появился ожидаемый «фантомас» — к сожалению, опять нижнефонарный и безнадёжно серо-красный:
Увы, но время, когда тут табунами ходили зелёные верхнефонарники, я упустил. Когда-то ведь до Югорска не было капитальной автодороги, поездов было больше — не то, что сейчас, полтора землекопа, и то один в Полуночное за щебнем, другой в Алябьево за лесом, до Югорска и дальше доходят совсем копейки...
Что ж, пора возвращаться... По пути пересекаю линию электропередач — судя по всему, 110 киловольт Белка — Першино и Белка — Ивдель:
Да, вот такое чудесное название у местной подстанции 220/110 кВ, стоящей западнее Ивделя — Белка. Это крайняя подстанция объединённой энергосистемы (ОЭС) 220 кВ и выше. Мощных электростанций в этих краях нет, всё электроснабжение идёт извне.
Входной ст. Ивдель-I. Где-то за дальними холмами — перевал Дятлова...
Колёсосбрасывающий башмак КСБ-Р на пути ст. Ивдель-I, ведущем в депо:
Тот самый утренний ПАЗик на фоне поста ЭЦ — электрической централизации, откуда дежурный по станции, он же ДСП (Движение, Станция, Помощник) управляет станцией:
Ивдельчанки:
Фото возле букв:
И вот я в пригородном — ТЭП70 с вагоном:
Типичный пейзаж на бывшем разъезде Глухарный:
Бедная станция Уралзолото:
Вот и кончился день. Переночевав в Серове на вокзале, утром я продолжил путь и вечером был в Екб, о чём в следующий раз.