Найти в Дзене
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Колёсные тягачи с передком как у тепловоза — для чего?

Гараж-монтаж

Кто видел тепловозы 2ТЭ116 и их бедных родственников 2ТЭ10В, М, У — задавался вопросом: зачем нужен обратный наклон лобовых стёкол?

Такой же наклон стёкол применяется и на грузоподъёмных кранах (правда, прежде всего ради обзора вниз), и на карьерных самосвалах вроде БелАЗов, и на ходовых мостиках судов и кораблей, и на некоторых ракетных тягачах — например, МАЗ-543:

Вот 2005 год, Ханты-Мансийский автономный округ, тягач КЗКТ-7428 и непременный УАЗик службы безопасности движения (БД) — ведь автопоезд негабаритен:

-2

Обратный наклон стёкол нужен для того, чтобы и дать экипажу хороший обзор, и не пустить в кабину жаркое дневное солнце. Нависающая «надбровная дуга» обеспечивает в кабине тень даже в жаркий полдень. Плюс такой наклон почти убирает блики что в кабине, что снаружи. Каждый замечал, что в обычно наклонённых лобовых стёклах автомобилей видно и собственное отражение, и отражение всего, что лежит на панели перед стеклом.

Ночью это мешает. А в условиях конфликта опасны и внешние блики: стёкла обычного наклона отражают свет солнца (или просто неба) в сторону наблюдателя. В стёклах же обратного наклона отражается лишь земля:

-3

Есть мнение, что на ракетных тягачах обратный наклон стёкол нужен не только для «тенистого полдня», но и для лучшей защиты стёкол от струи стартующей ракеты — острый угол кабины эффективно рассекает струю. А на воде с таких стёкол быстрее сбегают капли.

На виде сбоку хорошо заметны и наклон лобовых стёкол, и то, что двери только у переднего ряда — а сзади одни стёкла, и даже не свойственная ракетному тягачу демаскирующая хромированная дверная ручка:

-4

На фото сзади виден открытый всем ветрам моторный отсек:

-5

За моторным отсеком в раме видна раздаточная коробка, знакомая нам по статье о трансмиссии МАЗ-543:

Да, КЗКТ-7428 — прямой потомок МАЗ-537/543, тоже выпускавшихся в Кургане, хоть и похож формой кабины и колёсной формулой на брянские тягачи семейства БАЗ-6950 «Вощина»:

-6

Этот БАЗ-69531 стоит в Техническом музее в Тольятти, старое название которого — музей АвтоВАЗа:

Технические музеи и площадки Средневолжья
Техника Средневолжья21 февраля 2023

Различить курганца и брянца просто: у БАЗа фары установлены в переднем листе кабины, а у КЗКТ они выступают в стороны как у стрекозы, но главное — из колёс МАЗов и КЗКТ выпирают крышки колёсных редукторов, а у БАЗов ступицы аккуратные, так как редукторов в них нет:

-7

Брянский завод наградил новое на тот момент семейство старой бортовой схемой трансмиссии, в которой редукторы не колёсные, а бортовые — установлены на раме:

-8

Подробнее — в статье о шасси 135ЛМ:

Вид под 45°, с тормозным барабаном:

-9

Вернёмся к курганцу. Помимо кабины у КЗКТ-7428 есть более важное отличие от МАЗ-537 — дизель. «Танковый» Д12А-525 заменён дизелем ЯМЗ-8401. Несмотря на меньший объём (25,9 л против 38,9 л), этот двигатель мощнее — 650 л. с., так как оснащён турбонаддувом.

ЯМЗ-840 — семейство, созданное в дополнение к семейству ЯМЗ-236/238/240, что стоит на МАЗах, КрАЗах, Уралах, железнодорожных путевых машинах вроде МПТ4 (2-осный рыжий мотовоз с краном) и ВПРС02 (непонятная каракатица с букетом механизмов и прицепленной маленькой платформой, тоже рыжая), тракторах «Кировец» и многом другом. Различаются они довольно серьёзно, в том числе диаметром цилиндра.

Стоящий на «Кировце» К-701 ЯМЗ-240 — 12-цилиндровый V-образный двигатель с диаметром цилиндра 130 мм и ходом поршня 140 мм, то есть так называемый «длинноходник», что характерно для тихоходных тракторных двигателей. ЯМЗ-8401 же — тоже V12, но размерности 140х140 мм, то есть диаметр цилиндра увеличен, за счёт чего выросли рабочий объём и мощность. 8-цилиндровая версия этого дизеля — ЯМЗ-846 — стоит на знаменитом раллийном КАМАЗ-4911.

КЗКТ-7428 есть и в модификации со старым Д12, и с 12-цилиндровым Cummins KTTA19-C650 мощностью, как видно из обозначения, в те же 650 л. с.

Теперь заглянем в моторный отсек БАЗ-69531:

-10

Как видим, двигатель остался один — ЯМЗ-238Н (с наддувом, то есть турбокомпрессором), но после него и КПП — межбортовой дифференциал и бортовая трансмиссия. Причины такого решения понятны — тут и сохранение преемственности с предыдущими изделиями завода, что важно и в конструировании, и на производстве, и сокращение числа дифференциалов (он один). Правда, по бортам таки циркулирует паразитная мощность, но куда деваться...

8-цилиндровый ЯМЗ-238 ещё стоит на КрАЗах, седельных МАЗах, путевых машинах, тяжёлом грейдере ДЗ-98... Его 6-цилиндровая версия ЯМЗ-236 стоит на МАЗах-самосвалах и другой технике полегче, а 12-цилиндровый родственник ЯМЗ-240 отличается исполнением некоторых узлов. ЯМЗ-238 и 240 сравним в одной из следующих статей.

Завал стёкол вперёд был сделан и на поздней модификации шасси 135. Вот БАЗ-135МБ с самоходной пусковой установкой СПУ-143 для беспилотника Ту-143, что виден на заднем плане:

-11

Ракурс не совсем удачный, но обратный наклон стёкол заметен. Снимки этой машины будут позже на канале ТехСВ. По осевой формуле 1+2+1 видно родство 135МБ со 135ЛМ, однако на этой модификации два бензиновых двигателя были заменены на один дизель ЯМЗ-238Н, позже перекочевавший и на 69531.

И напоследок — снова о семействе МАЗ-537. У этого тягача есть очаровательный малыш — тяжёлый колёсный бульдозер МАЗ-538, вот пара таких в том же Парковом комплексе в Тольятти:

-12

Вылинявший красный — тяжёлый колёсный бульдозер с рыхлителем-корчевателем БКТ-РК2. Дизель у машины — всё тот же Д12, но дефорсированной версии Д12А-375, а по колёсам видно и родство с МАЗ-537/543.

На сегодня всё!

Общее оглавление канала

-13