3,2K подписчиков

Единственный зиккурат Северного Кавказа. Древнее святилище среди традиционных башен.

1,9K прочитали
 Со школы мы привыкли, что зиккураты - это ступенчатые святилища типичные для древних цивилизаций Ближнего Востока: Шумера, Вавилона и Ассирии. Наибольшая концентрация зиккуратов действительно там.

Со школы мы привыкли, что зиккураты - это ступенчатые святилища типичные для древних цивилизаций Ближнего Востока: Шумера, Вавилона и Ассирии. Наибольшая концентрация зиккуратов действительно там. Но можно святилища подобного типа встретить и в других регионах. Хот и гораздо реже. Например, в Северной Осетии находится единственный на весь Северный Кавказ зиккурат.

Чтобы увидеть осетинский зиккурат, надо добраться до заброшенного села Лисри. Лисри - это крупнейший башенный комплекс Северной Осетии. Как его называют жители региона: наш средневековый Нью-Йорк. "Средневековый Нью-Йорк" расположен в самом центре Мамисонского ущелья. Высота там: чуть больше 2 тысяч метров над уровнем моря.

Заброшенное селение Лисри. Общий вид.
Заброшенное селение Лисри. Общий вид.

Селение появилось не позже XVII века. Именно к тому веку относится предание о том, что жители Лисри отказались выйти и приветствовать проезжавшего мимо вельможу. Считается, что селение было основано родом Дарчиевых - это одна из достаточно распространенных сегодня фамилий в Осетии. Позже в селении появились и другие семейства. В середине XIX века в Лисри проживало около 10 различных родов и оно являлось одним из крупнейших осетинских сел. И весьма зажиточным. Благодаря своей состоятельности (да и трудолюбию) селяне построили 16 башен, которые предназначались для хранения зерна в мирное временя, а в случае вражеских набегов - для обороны. Замуровав единственный вход, из верхних окошек обороняющиеся отстреливались от противника.

Башня рода Дарчиевых. Обратите внимание на два камня, торчащие из стены под бойницей в верхней части. В них упирали ружья, чтобы стрелять более прицельно.
Башня рода Дарчиевых. Обратите внимание на два камня, торчащие из стены под бойницей в верхней части. В них упирали ружья, чтобы стрелять более прицельно.

По мнению некоторых историков, осетинские каменные башни значительно старше схожих башен в Чечне и Ингушетии. Такие выводы они делают из конструкции крыш. У чеченских и ингушских башен крыши каменные. У осетинских были (до настоящего времени по понятным причинам не сохранились) плетеные. Дело в том, что для обороны осетины использовали кремневые ружья и чтобы не задыхаться от порохового дыма после выстрела, они откидывали плетеные крыши. Значительно позже на Северном Кавказе появилось нарезное оружие и столь сильного порохового задымления, как от кремневых ружей, от него не было, поэтому и пропала необходимость снимать крыши. То есть в Ингушетии и Чечне каменные башни начали строить уже после появления нарезного оружия.

Башня Согласия в Магасе, Ингушетия. Она построена в 2013-м в качестве туристического объекта и абсолютно повторяет форму традиционных ингушских и чеченских башен. Обратите внимание на крышу.
Башня Согласия в Магасе, Ингушетия. Она построена в 2013-м в качестве туристического объекта и абсолютно повторяет форму традиционных ингушских и чеченских башен. Обратите внимание на крышу.

В XX веке жители Лисри активно переселялись в предгорья - в более крупные и развитые села и в город Владикавказ. Селение постепенно пустело. Заброшенные башни ветшали. До наших дней в сравнительно хорошем состоянии сохранились лишь шесть башен, некоторое количество каменных домов и хозяйственных построек, одна башня наполовину разрушена. Сейчас в Лисри на постоянной основе никто не живет. Некоторые осетины приезжают в селение - и не для того, чтобы увидеть и сфотографировать башни и старинные каменные постройки, а ради древнего святилища - зиккурата, расположенного в центре Лисри.

На зиккурате совершают ритуал жертвоприношения. Причем, делают это не только те, кто считает себя язычниками, но и православные (православие преобладает среди жителей Северной Осетии). В осетинское православие вросли многие старинные, дохристианские традиции и обряды. Впрочем, подобное произошло и с православием у русских, у сербов и многих других народов, которые считают себя православными.

Зиккурат в Лисри сложен из плоских необработанных камней, плотно подогнанных друг к другу, без какого-либо раствора. Состоит из двух ярусов. Изначально и веками он был трехступенчатым, но несколько лет назад военные во время учений по непонятным причинам разобрали верхний ярус. Осетины называют это святилище Мигдау-дзуар.

На этом старом снимке виден верхний ярус зиккурата, который к настоящему времени не сохранился. Снимок из соцсетей.
На этом старом снимке виден верхний ярус зиккурата, который к настоящему времени не сохранился. Снимок из соцсетей.

Некоторые исследователи оценивают возраст зиккурата в три тысячи лет. Очень может быть, что эта оценка является завышенной. Однако все исследователи сходятся во мнении, что зиккурат в Лисри - очень древнее сооружение и значительно старше самого селения и его построек. Достоверных сведений о нем нет, поэтому то, что на сегодня известно о нем - это версии либо местные предания.

Наиболее полное из существующих описаний Мигдау-дзуар было сделано исследователем средневековой культуры осетин Виталием Харитоновичем Тменовым в 1984-м году. Вот как описывает он три его яруса: «Нижний ярус устроен в виде несколько приближённой в плане к овалу площадки. Вполне вероятно, что при сооружении была использована естественная возвышенность, обнесённая массивной подпорной стеной. Северный сектор этой платформы с примыкавшей, возможно, к ней лестницей, разрушен. Второй ярус прямоугольное в плане сооружение. В западной стене на высоте 1,55 м устроена ниша, перекрытая массивной каменной плитой; внутри ниши отмечены черепа жертвенных животных. Третий ярус четырёхугольное в плане капище, в западной стене которого устроены две ниши, одна над другой. На крыше святилища лежат белые камни».

По одной из версий, зиккурат являлся храмом покровителя погоды - таким образом переводят его осетинское название Мигдау-дзуар. Есть и другие версии. Например, следующая: после принятия осетинами православия зиккурат стал своеобразной часовней.

Почему некоторые современные осетины продолжают почитать зиккурат в Лисри, они особо не распространяются. Время от времени в теплый сезон можно увидеть, как большие компании осетин собираются возле святилища среди руин селения, старинных башен и устраивают застолья. Приносят жертву для святилища. Оставляют на камнях Мигдау-дзуар головы жертвенных животных или их кости.

Если вы хотите своими глазами увидеть, как смешалась древняя история осетин и их современность, то обязательно отправляйтесь в Лисри!


Статья вам понравилась? Тогда обязательно подпишитесь на наш канал! И вы не пропустите новые статьи и видео-рассказы.

Материалы, которые не входят в наши публикации на Дзене, мы размещаем в нашем Телеграм-канале.

Вам также могут быть интересны следующие наши публикации: