3,4K подписчиков

"Ангкор-Ват" в тверских лесах. Храм, в котором не было ни одного богослужения.

21K прочитали

   В чащобе лесов Кимрского района Тверской области скрывается грандиозный православный храм, который был достроен, но где ни разу не проводились богослужения.

В чащобе лесов Кимрского района Тверской области скрывается грандиозный православный храм, который был достроен, но где ни разу не проводились богослужения. Это - церковь Успения Пресвятой Богородицы в ныне почти исчезнувшей деревне Ново-Ивановское Ильинского сельского поселения.

История ее начинается в 1911-м году. Тогда было дано разрешение на возведение каменной церкви в Ново-Ивановском по проекту, утвержденному строительным отделением Тверского губернского
правления.

Впрочем... история храма началась раньше, в конце XIX века. Тогда Ново-Ивановское даже носило другое название - Большое Смёново (это название значит, что в деревне почтовые курьеры меняли лошадей). Деревня находилась на тракте губернского значения - из большого уездного города Корчева в губернскую столицу Тверь. Вокруг, вдоль тракта, бок о бок друг к другу, располагалось еще с десяток деревень.

Жители деревень добирались на богослужения в село Стоянцы. Более семи километров пешком или на телегах. Ближе православных храмов не имелось. Поэтому в 1876-м году прихожане деревень Большое и Малое Смёново, Михалково, Нездёново, Максимцево и других попросили разрешения у епархиального начальства, «по отдаленности и неудобству сообщения со стоянцевской церковью», построить новую церковь - в Большом Смёново.

Строительство было одобрено. К 1881-му году под руководством священника Иоанна Васильевича Сорогожского была возведена деревянная церковь Успения Божией Матери. Большое Смёново получило статус села и новое название - Ивановское. Как указывают исторические источники, храм был застрахован на 15 тысяч рублей. Гигантские деньги по тем временам. Для сравнения - приблизительно в то же время Лев Толстой получал доход от своего поместья в Ясной Поляне 4600 рублей в год.

В 1909-м году церковь в Ивановском сгорела до основания. Через два года прихожанам разрешили возвести новый, каменный, храм. Пока он не закончен, отстроили для богослужений временный деревянный - Казанской иконы Божией Матери.

Надгробный памятник священнику Иоанну Васильевичу Сорогожскому. На памятник средства собирали прихожане.
Надгробный памятник священнику Иоанну Васильевичу Сорогожскому. На памятник средства собирали прихожане.

Для строительства каменного храма крестьяне собрали 500 тысяч кирпичей. Возведение началось в 1913-м. И продолжалось, несмотря на Первую мировую войну, Октябрьскую революцию, Гражданскую войну и резкую смену политического режима в России. Только в 1929-м работы были завершены. Церковь получила название, как и стоявшая на ее месте деревянная, в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Православная община Ивановского обратилась в районный исполнительный комитет (то есть к районному руководству), чтобы получить разрешение на освящение храма. Райисполком отказал. Отказал общине и областной исполком. В неосвященной церкви прихожане служб не проводили, они по-прежнему собирались во временной деревянной Казанской церкви.

В 1930-м власти Кимрского района приняли кардинальное решение. Издали постановление, в котором говорилось следующее: «учитывая, что население района на общих собраниях граждан выразило желание о ликвидации церквей в селе Ивановском Кимрского района и использовании помещений: каменного храма для электростанции с
мельницей при ней и деревянного
для школы и избы-читальни — признать необходимым ликвидацию данных церквей и использование зданий для указанных надобностей, о чем и просить соответствующего постановления облисполкома».

В самом центре этих зарослей скрывается церковь Успения Пресвятой Богородицы
В самом центре этих зарослей скрывается церковь Успения Пресвятой Богородицы

Внутри храма установили металлические сложные конструкции, фантастические для местных жителей, которые производили электричество. В соответствии с заветами товарища Владимира Ильича Ленина: «Коммунизм - это советская власть плюс электрификация всей страны». Но ни электричество, ни мельница, ни новая школа, ни изба-читальня в итоге не спасли Ивановское от забвения.

В 1937-м советская власть отправила город Корчеву на дно Московского моря. Море образовалось после перегораживания Волги плотиной в районе нынешней Дубны.

Дом купцов Рождественских. Последний уцелевший дом Корчевы на берегу Московского моря после затопления города (Снимок из открытого источника).
Дом купцов Рождественских. Последний уцелевший дом Корчевы на берегу Московского моря после затопления города (Снимок из открытого источника).

Ивановское и близлежащие деревни оказались в стороне от основных дорог, на отшибе. Местные жители стали потихоньку переселяться в другие - более перспективные - села или вовсе в города. Молодежь уезжала на учебу и не возвращалась, целые семьи отправлялись на заработки и тоже не возвращались. Статус Ивановского понизили до деревни и присвоили название Ново-Ивановское - как будто в насмешку. Деревня умирала вместе со своими стариками. Умирали и соседние деревни.

Современное состояние некогда очень оживленного тракта из Корчевы в Тверь
Современное состояние некогда очень оживленного тракта из Корчевы в Тверь

Пропала необходимость в собственной мельнице (проще было привозить в местный магазин хлеб из Стоянцев) и, соответственно, электростанции. Оборудование из храма Успения Пресвятой Богородицы вывезли. Пустующее здание ветшало, разрушалось, вплотную к его стенам подступали лиственные леса. Вокруг точно также ветшали, врастали в землю избы, бревна и крыши их изгнивали.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы превратилась в своеобразный аналог кхмерского грандиозного храма Ангкор-Ват - заброшенного сотни лет назад и «съеденого» буйными юго-восточными джунглями.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы за стеной леса. Снимок сделан с 10 метров.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы за стеной леса. Снимок сделан с 10 метров.

Чтобы сегодня заметить церковь летом, надо приблизиться к ней метров на десять, не меньше. Ее незаметно даже с высоты птичьего полета - настолько плотно она обросла лиственным лесом.

При этом внутри храма нет ни одного даже самого чахлого кустика, хотя никто целенаправленно не занимается там расчисткой растительности.

А вокруг почти десяток урочищ, которые носят названия деревень, которые когда-то существовали на их месте.

Если понравилось - подпишись на наш канал!

Для нас это очень важно!

Материалы, которые не входят в наши статьи на Дзене, мы размещаем в нашем Телеграм-канале.