Найти тему
Красная империя

Поморские лодки карбасы. Уходящее ремесло Русского Севера.

Поморы Терского берега на Кольском полуострове - коренные жители этих мест уже несколько столетий. Где-то с XIII века землю Тре, так некоторое время звался Кольский полуостров в древних хрониках, стали осваивать смелые люди Вольного Новгорода. Причиной было то, что Терский берег богат рыбой и зверем.

Со временем тех новгородцев, кто селился на морских берегах, стали называть поморами. Чтобы ходить в море, в том числе на промысел рыбы, они строили особые суда - карбасы. Самое раннее упоминание карбасов относится к 1591 году - в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря.

Угловая башня Троицкого собора в Соловецком монастыре. Соловецкие острова. Снимок начала XX века Сергея Прокудина-Горского (из Википедии)
Угловая башня Троицкого собора в Соловецком монастыре. Соловецкие острова. Снимок начала XX века Сергея Прокудина-Горского (из Википедии)

На Терском берегу жители местных немногочисленных сел карбасами пользуются и по сей день. Но, к сожалению, само производство карбасов, а их строят традиционном способом, не на современных заводах - постепенно уходит в прошлое.

На весь Терский берег в настоящее время осталось всего два мастера, которые умеют строить поморские суда. Это братья Кожины, живущие в селе Чаваньга.

Старинная изба в селе Чаваньга. В свое время в ней жило зажиточное по местным меркам семейство.
Старинная изба в селе Чаваньга. В свое время в ней жило зажиточное по местным меркам семейство.

Строят карбасы следующим образом. В лесу нужно найти несколько деревьев с подходящим толстым изогнутым корнем - они называются кокоры. Кокора – самая прочная часть дерева, угол перехода толстого корня в нижнюю часть ствола (комель). Из кокор делают заготовки, которые называются коргами. Затем корги пилят на несколько брусьев. Эти брусья сшивают вместе. Получается судно с острыми носом и кормой.

Корги в селе Чаваньга
Корги в селе Чаваньга

Иногда корму делают обрезанной, чтобы удобнее было устанавливать мотор. Братья Кожины делают оба варианта карбасов - и с острой, и с тупой кормой.

Отношение у поморов к карбасам особое - старые суда никогда не ломают и не сжигают. Их оставляют гнить на берегу, это своеобразное выражение уважение к своему главному транспорту. Поэтому на Терском берегу можно увидеть множество гниющих карбасов.

Сейчас у братьев Кожиных нет учеников, которые хотели бы перенять их старинную технологию создания карбасов. К сожалению, на Терском берегу может быть утерян промысел, который существовал сотни лет.

Вам, возможно, будет также интересен наш видео-рассказ о путешествии по Терскому берегу.

Если статья вам понравилась, подпишитесь на наш канал!

Для нас это очень важно!

Материалы, которые не входят в наши статьи на Дзене, мы размещаем в нашем Телеграм-канале.