Найти тему
ЦПТИ

Атом в небе или секретная разработка советских ученых

Появление атомной бомбы породило искушение одолеть врага точными ударами по промышленным центрам. Лучшие умы оказались сплочены идеей преодоления капитально защищённого тыла. Среди немногочисленных вариантов наиболее разумным оказалось создание сверхдальнего стратегического воздушного флота.

Правительство СССР поручило организовать на базе бомбардировщика ТУ-95 настоящую летающую атомную лабораторию. ОКБ Мясищева приступило к созданию проекта, обеспечивающего решение поставленных задач. Одна из них заключалась в создании оптимального двигателя расчётной тягой порядка 22,5 тонн.

Ту-95
Ту-95

Учёные рассматривали два варианта турбореактивного двигателя с атомным реактором:

• «коромысло» – вал компрессора расположен вне реактора;

• «соосный» – вал вне оси реактора.

-3

Первый вариант функционировал щадяще, а для реализации второго нужны были высокопрочные материалы. Одновременно прорабатывались оба проекта, чтобы протестировать реальные показатели и мощности.

Предполагалось, что экипаж ядерного судна разместится в специальной капсуле. Вес свинцовой махины составлял до 25% массы всего бомбардировщика (более 60 тонн!).

Дышали лётчики кислородной смесью в пропорции 1:1, так как воздух, пропускаемый через реактор, отличался повышенной радиоактивностью. Визуальный обзор отсутствовал в силу конструкторских особенностей. Оптический перископ, телевизионные и радиолокационные экраны разрешали возникшие трудности.

Однако отправить в небо и тем более посадить 250-тонный летательный аппарат, наблюдая за процессом через окуляр перископа, фактически невозможно. На помощь пришла полностью автоматическая система самолётовождения.

Самолёт, самостоятельно решающий большинство задач, не нуждается в пилотах. Так возникла идея переоборудовать пилотируемый бомбардировщик в огромный беспилотный самолёт. Она не нашла поддержки в ВВС: чудо-беспилотник не смог бы обеспечить манёвр, необходимый в рамках конкретной оперативной ситуации. Иными словами, враг с лёгкостью получал возможность поразить гиганта на подходе к своим границам.

Параллельно разрабатывали гидросамолёт, взлетающий на «атоме».

Гидросамолёт М-60М, как и сухопутный сверстник М-60, мог находиться с боевой нагрузкой в 18 тонн на высоте 15 километров более суток. Данный факт позволял решать основные поставленные задачи. Сильное предполагаемое радиационное загрязнение мест базирования привело к закрытию проекта.

Вариант компоновки гидросамолета М-60М
Вариант компоновки гидросамолета М-60М

1960 год знаменовался завершением эры ядерных самолётов. Состоялось историческое совещание, на котором приоритет был отдан ракетной отрасли. 

Как вы считаете, у атомных самолётов есть будущее? 🤔

Наука
7 млн интересуются