К семнадцати годам одиннадцатиклассница из Подмосковья Виктория Щур успела получить разряд по плаванию, окончить художественную школу, позаниматься танцами, вокалом, электроникой и пройти курсы по программированию на Сириус.Курсах. Но решила остановиться на технологическом предпринимательстве и запустить стартап в области ИИ. В завершившемся учебном году мы поговорили с Викторией и теперь рассказываем о человеке, который благодаря своим разработкам в сфере искусственного интеллекта уже дважды побывал на проектных программах в «Сириусе».
«Отдыхаю, когда переключаюсь с предмета на предмет»
Виктории 17 лет, она учится в одиннадцатом – математическом – классе и, как большинство выпускников, готовится к экзаменам. Подготовку к ЕГЭ приходится совмещать не только со школой и олимпиадами, но и с развитием собственного проекта в области искусственного интеллекта и курсами по финансовой грамотности.
Сейчас Викторию больше всего интересует технологическое предпринимательство, то есть создание продуктов и услуг с помощью новейших научных знаний и технологий. Поступать она планирует на прикладную математику и информатику в НИУ ВШЭ или МФТИ.
Мне очень нравится, что после окончания учебы можно стать конкурентоспособным, успешным: даже в рейтинге Forbes «30 до 30» очень много выпускников этих вузов, потому что они действительно предоставляют возможности для развития.
В ежегодный рейтинг Forbes «30 до 30» попадают самые перспективные молодые предприниматели, управленцы, финансисты, ученые, разработчики, музыканты, спортсмены, дизайнеры, благотворители и деятели медиа и искусства в возрасте до 30 лет.
Я сейчас обучаюсь в International Economics School при МИЭФ: если хорошо покажешь себя во время обучения, можно получить скидку 80% при поступлении на платное отделение экономического факультета. Но на экономический я не собираюсь, а на курсы пошла ради знаний и повышения своей финансовой грамотности, а еще – чтобы подготовиться к учебе в Высшей школе экономики.
Московский физико-технический институт и Высшая школа экономики определенно в топе популярных российских вузов. Поступление туда требует серьезной подготовки, чем Виктория и занимается большую часть времени.
У меня сейчас очень плотное расписание. Школа находится далеко, так что отдыхаю я обычно, когда переключаюсь с предмета на предмет. Очень много дополнительных занятий находятся в соседнем городе: садишься на маршрутку, едешь, слушаешь музыку – это тоже вид отдыха.
«Симбиоз талантов дает проекту толчок»
«Большие вызовы» – это конкурс, в котором участвуют школьники со всей страны. На этапе отбора они представляют экспертам конкурса свои научно-технологические проекты. Авторы лучших работ отправляются на очную программу в «Сириус», где больше трех недель с нуля разрабатывают новый проект. Виктория побывала на «Больших вызовах» уже дважды.
В прошлом году мы разрабатывали систему для мониторинга качества хранения лекарственных препаратов в лаборатории. Например, у нас есть вакцина от коронавируса, которая должна храниться при определенной температуре, этот показатель никак нельзя уменьшить или увеличить – будут большие потери для качества продукта. Благодаря нашему проекту эти проблемы можно устранить: датчики мониторят качество хранения в реальном времени. Помимо специальной платформы с графиками данных, мы разработали телеграм-бот, который присылает уведомление, если какой-то показатель превышает норму допустимого значения.
Это был мой первый опыт командной проектной деятельности: нужно было учиться находить грамотный подход к «сокомандникам», потому что каждый человек имеет свои особенности. Я помню, как мы соревновались: один участник не принимал идеи другого, и на этом фоне были некоторые конфликты. Но благодаря нашей осознанности и нашим руководителям их удалось урегулировать. Я очень сильно прокачала soft skills, hard skills, навыки ораторского мастерства: у нас было две предзащиты проекта – и оба раза в качестве спикера выступала я.
Hard skills – это конкретные практические навыки (например, умение программировать, создавать дизайн сайтов, пользоваться инструментами аналитики и так далее).Soft skills – универсальные компетенции, необходимые для работы в разных проектах и в разных коллективах (стрессоустойчивость, коммуникативные навыки, креативность, способность учиться и так далее).
Полученные на первой программе умения пригодились Виктории во время разработки приложения keepfood на программе «Большие вызовы». После завершения программы команда школьников продолжает расширять и продвигать проект и даже планирует выход на всероссийский рынок.
keepfood – это сервис подбора меню. С помощью ИИ-технологий на основе данных о кулинарных предпочтениях, финансовых возможностях, количестве приемов пищи и других особенностях пользователя приложение предлагает список оптимальных блюд на каждый день. Сервис даёт позволяет заказывать ингредиенты для самостоятельного приготовления этого блюда из известных сетей супермаркетов.Команда школьников создала проект на Подмосковной проектной школе и продолжила работу над ним во время участия в программе «Большие вызовы».
Изначально я была и техническим директором, и занималась продвижением, и собирала команду. Еще в команде был разработчик, который отвечал за написание прототипа, и маркетолог, который проводил интервью с пользователями. Сейчас в нашем проекте шесть человек: часть ребят занимается маркетингом и продвижением, часть – непосредственно искусственным интеллектом, еще часть – бэкендом и фронтендом. Мы уже даже всерьез думали о дизайне: проводили исследование, в результате которого выяснили, что цвет, который больше всего ассоциируется у людей с едой и питанием, – оранжевый.
Фронтенд-разработчик отвечает за пользовательский интерфейс продукта. Это все, что мы видим на сайте или в приложении, – баннеры, кнопки, анимации, визуальные блоки и другие детали.Бэкенд-разработчик отвечает за реакцию ресурса на действия пользователя и выдачу информации. По нажатию кнопки пользователь переходит на новую страницу, не видя, как этот процесс реализуется технически, но переход возможен именно благодаря бэкенд-разработке.
В итоге такой симбиоз талантов дает проекту толчок! Потому что если ты работаешь над стартапом в одиночку, каким бы старательным ты ни был, все равно будет сложно овладеть всеми компетенциями. Ты разрабатываешь проект, но его еще нужно как-то продвигать, нужно общаться с пользователями, проводить исследования аудитории, подтверждать или опровергать гипотезы, которые важны для дальнейшего развития продукта.
«Все началось с того, что я увлеклась киберспортом»
Хотьково – небольшой город в Московской области. Он знаменит тем, что неподалеку находится Абрамцево – усадьба, где в XIX веке писали картины Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель и другие известные художники. Поэтому Хотьково ассоциируется преимущественно с искусством. Родители Виктории – художники, она тоже окончила художественную школу. Но профессионально заниматься живописью, вопреки семейной традиции, не стала, а до выбора технической специальности успела попробовать множество других хобби.
В детстве я много чем занималась: большой теннис, пение, танцы, плавание – у меня третий взрослый разряд, очень нравился стиль баттерфляй. Занималась гончарным делом, участвовала в конкурсах, думала подавать заявку на программу «Сириуса» по гончарному искусству.
Теперь рисование помогает мне при ведении проектов и поиске нестандартных путей решения задач по физике, математике и информатике. Сейчас я особо не рисую, но творческое мышление и нейронные связи, наработанные в художественной школе, остались и будут идти со мной всю жизнь.
При этом математика легко давалась еще в начальной школе, но всерьез точные науки заинтересовали позже. Все началось с того, что в седьмом классе я увлеклась киберспортом: нравилось играть в компьютерные игры, я участвовала в турнирах. Дальше мне стало интересно, как эти игры устроены – и я познакомилась с программированием. После программирования я увлеклась электроникой, у меня даже была паяльная станция!
«Вы попадаете в комьюнити научных технологических энтузиастов и больше из него не вылезаете»
С момента увлечения киберспортом интересы Виктории трансформировались, но любовь к технологиям сохранилась. Она познакомилась со школьниками и преподавателями, которые увлекаются технологиями, и сама стала полноценной частью их сообщества.
Я поняла, насколько мир тесен. Вы попадаете в комьюнити научных технологических энтузиастов и больше из него не вылезаете. Куда ни пойду – везде ребята из «Сириуса» и других проектов! Я уверена, с этими людьми мы будем идти дальше по карьере, по жизни, куда-то вместе пытаться пробиваться.
Я вдохновляюсь людьми, которые горят своим делом. Мне нравится наблюдать, как люди чего-то достигают – это действительно сильные личности. Мне нравится самой чего-то достигать вместе со своими друзьями. Мне нравится общаться с разными людьми, узнавать их истории. С людьми не только из сферы технологий, но и увлекающихся политикой, историей, пением, хоккеем. Мне как технологическому предпринимателю важно создавать качественные фундаментальные технологии, поэтому нужно понимать потребности людей из разных отраслей.
«После "Сириуса" начался мой путь как технологического предпринимателя»
Если говорить о самых важных событиях, которые меня сформировали, я могу назвать четыре.
- Участие в работе Петербургского международного экономического форума: там я была модератором на защите проектов. Это очень интересный опыт, так как я сама часто представляю свои проекты, а здесь наблюдала за другими участниками, следила за таймингом выступления. Помимо этого, я брала интервью у известных политиков, предпринимателей. ПМЭФ – это, в первую очередь, огромная площадка для нетворкинга, на которой я познакомилась с большим количеством людей, сыгравших важную роль в моей жизни. А главное, я узнала, какие задачи наиболее приоритетны для нашей страны и куда стремиться нашему поколению для того, чтобы прийти к их решению. А попала туда я благодаря проекту Точка.Юниор.
- Программа «Большие вызовы» в 2021 году, с которой все начиналось. Благодаря программе я собрала команду в проект, прокачала технические навыки и отточила навык публичных выступлений. После нее начался мой путь развития как технологического предпринимателя, человека, который действительно хочет заниматься решением актуальных технологических задач.
- До этого учительница русского языка и литературы Елена Ивановна Колчина, увидев, что мне интересны электроника, программирование и исследования, предложила поучаствовать в конкурсе, с которого началась моя проектная деятельность. Директор моей школы – Лидия Васильевна Романова – также очень сильно поддерживала меня в моих начинаниях.
- Это не событие, но, конечно, очень важная вещь – поддержка моей семьи. Родители ни в чем меня не ограничивали: хочешь петь-танцевать – пожалуйста, иди в эстрадно-вокальный клуб, хочешь рисовать – вот тебе художественная школа, хочешь заниматься английским – занимайся, хочешь играть в компьютерные игры, посвятить жизнь киберспорту – пожалуйста, хочешь заниматься технологическим предпринимательством – вперед!
Если вы, в отличие от Виктории, не занимались программированием с седьмого класса, но тоже хотите развиваться в области искусственного интеллекта, самое время присоединиться к курсам по ИИ, программированию и математике на Сириус.Курсах. А еще – создать собственный проект в этой области и отправиться в «Сириус». Подробности о проекте ищите здесь.