Как лекарство, изменившее правила игры, произвело революцию в борьбе со смертельной болезнью
Туберкулез (ТБ) — болезнь, столь же древняя, как цивилизация, неотступной тенью преследующая человечество по пятам. Его история переплетается с нашей собственной, формируя общество и влияя на достижения медицины. Это была болезнь, которая распространилась по континентам, уничтожая население и оставляя глубокие шрамы на сообществах. И все же, несмотря на отчаяние, это также осветило путь научного прогресса, кульминацией которого стало открытие препарата, который навсегда изменит облик лечения туберкулеза, — бедаквилина.
Туберкулез на протяжении веков
Туберкулез, вызываемый бактерией Mycobacterium tuberculosis, оставил свой след в каждой цивилизации на протяжении всей истории. Самые ранние свидетельства туберкулеза, обнаруженные в останках скелета мастодонта возрастом 30 000 лет, указывают на его присутствие в доисторические времена. От египетских фараонов до правителей Римской империи болезнь не делала различий между королевской и простолюдинской кровью.
В 17-м и 18-м веках туберкулез, известный тогда как “чахотка” из-за вызванной им резкой потери веса, стал ведущей причиной смертности в Европе, согласно сообщениям, он вызвал почти 25% всех смертей. Его гнев распространился и на Новый Свет, быстро распространяясь по перенаселенным, антисанитарным условиям жизни в растущих американских городах.
Несмотря на свою долгую историю, возбудитель, ответственный за туберкулез, не был идентифицирован до 1882 года, когда блестящий, но противоречивый немецкий врач Роберт Кох выделил туберкулезную палочку. Его открытие ознаменовало поворотный момент в нашем понимании этого заболевания и привело к разработке первой противотуберкулезной вакцины , бациллы Кальметта-Герена (БЦЖ), в 1920-х годах.
Но хотя БЦЖ и появление антибиотиков в середине 20-го века принесли некоторую надежду, она была недолгой. ТУБЕРКУЛЕЗ продолжал создавать серьезные проблемы для здоровья, и к концу 1980-х годов появление штаммов с лекарственной устойчивостьювновь потребовало более эффективных методов лечения.
Чудо Бедаквилина
Введите бедаквилин, луч надежды в борьбе с туберкулезом.
В декабре 2012 года Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) одобрило использование бедаквилина для лечения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ), что ознаменовало первое одобрение нового противотуберкулезного препарата более чем за 40 лет. Разработанный Janssen Pharmaceutica, дочерней компанией Johnson & Johnson, бедаквилин действует по новому механизму, ингибируя АТФ-синтазу бактерий туберкулеза, тем самым снижая выработку ими энергии и вызывая их отмирание.
Прибытие Бедаквилина было встречено всеобщим одобрением и надеждой. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обновила свои руководящие принципы в 2013 году, включив бедаквилин в качестве варианта лечения МЛУ-ТБ. Это ознаменовало значительный скачок вперед в глобальной борьбе с туберкулезом, предложив эффективное средство против штаммов, которые оказались невосприимчивыми к традиционным методам лечения.
Хотя применение бедаквилина не обошлось без проблем — опасения по поводу его потенциальных побочных эффектов на сердце требовали тщательного лечения, — он по-прежнему менял правила игры в борьбе с туберкулезом. Последующие исследования показали, что бедаквилин, при правильном применении и в комбинации с другими лекарственными средствами, может значительно увеличить шансы на излечение МЛУ-ТБ.
Заключительные размышления
Наша борьба с туберкулезом далека от завершения. Туберкулез по-прежнему остается глобальной проблемой здравоохранения, ежегодно регистрируются миллионы новых случаев заболевания. Тем не менее, с появлением бедаквилина и других прорывных разработок мы лучше, чем когда-либо прежде, подготовлены к противостоянию этому грозному противнику.