Парус ный аврал в Красном море
начало смотри здесь
Аравийское море встретило нас спокойным уверенным ветром в левый бакштаг. И при ходе в 10,5 узлов Паллада весело побежала в сторону знаменитого Баб-эль-Мандебского пролива. Оставив остров Сокотру по левому борту, вошли в Аденский залив.
Еще при выходе из Сингапура начали последовательно срезать первый комплект парусов с реев и заменять их на новый второй комплект, до лучших времен хранившийся в парусной мастерской. Вот тут-то работы хватило всем, особенно матросам и боцманам палубной команды, которым помогали лучшие из кадетов-марсовых. Срезать парус, весящий десятки (нижние паруса - сотни) килограмм, не представляет особой сложности, а вот аккуратно спустить его с рея на палубу, укатать для хранения и разместить каждый на своем месте в парусной кладовой, это задача посложнее. А ведь самые верхние грот- и фор-бом-брамсели «живут» на высоте 44 метра над ватерлинией.
Одно дело просто «сбегать» на бом-брам-рей, посидеть там, полюбоваться выпуклостью горизонта раскинувшегося в утренней туманной дымке на 360º, на птиц морских, весело галдящих под тобой, «почирикать» с ними о погоде, ветре, морских рыбках и чудищах, таящихся в морской пучине… И совсем другое дело, когда этого всего не замечаешь, потому как надо работать с парусом, срезать — спустить на палубу, поднять — привязать, да так, чтобы он лег на рей ровнехонько, чтобы правая рука была равна левой, чтобы при набивании шкотовых углов парус не перекосило… а потом пристегнуть к углам снасти, провести гитовы — гордени, с помощью которых он ставится — убирается, а перед этим проверить все беготки, чтобы не болтались, не рвали мякоть паруса… да мало ли чего еще надо сделать — проверить, чтобы парус, поставленный умелой рукой, давал бы максимальную тягу судну, ведь для этого он живет и работает.
Работа эта, не допускающая торопливости, спешки, разгильдяйства была проделана моряками-профессионалами со всей тщательностью и аккуратностью, и закончилась только уже перед Новороссийском.
Ну вот и вошли в Аденский залив и пройдя его с востока на запад, оставив слева по борту Джибутийскую деревеньку Обок, убрали-укатали все паруса, врубили дизеля и понеслись к тому самому Баб-эль-Мандебскому проливу. Пройти то мы его прошли, слава Богу, благополучно, но как только прошли острова бухты Асэб… дальнейшее описывать нелегко… остановились все три дизеля — оба главных и дизель-генератор… и наступила пугающая тишина. Продолжая некоторое время двигаться по инерции, свалились под левый западный берег пролива, дабы не мешать движению встречных судов.
И вот тут все, даже не любившие паруса (а такие тоже встречались среди кадетов), очень их мгновенно полюбили и оценили! Колокола громкого боя гремели, наверное, на весь пролив: «Парусный аврал! Паруса поднимать — ставить!» Такой работы, как на этом аврале, мне больше не довелось видеть ни на одном паруснике. На память пришли слова из песни Владимира Высоцкого: «бесновались матросы на вантах!» Вот когда пригодились практика и тренировки по постановке и подъему парусов. Равнодушных не было никого, даже те, кто мог бы не выбегать на аврал, с усердием тянули «веревки», не понимая, что делают, но четко выполняя команды боцманов и матросов. Ветерок был слабенький, но его хватило, чтобы корабль получил ход в 1,5 — 2 узла и мог удерживаться на курсе. На севере лежали Ханишские острова и до них было всего то 20 - 25 миль.
Механики упорно искали неисправность, потому как такого на Палладе еще не случалось никогда. И ладно бы в открытом море, а то ведь в проливе, не отличающемся шириной, но кишащем идущими во все стороны судами и большими, и малыми, и рыбацкими. Ну как тут не вспомнить науку старого, мудрого командира БЧ-5 капитана 2 ранга Войцеховского Олега, учившего нас по приходу на подводную лодку: «Любите лейтенанты технику, изучайте, лелейте, спиртику на нее не жалейте… все равно подведет сволочь... в трудную минуту!»
Через три часа палуба задрожала под ногами не уходивших с нее матросов и курсантов. Завелись! Громкое Ура-а-а! возвестило победу человеческого разума над бездушным железом и возвестило полюбившийся уже всем парусный аврал по уборке парусины. Потом, когда страсти улеглись, капитан поведал нам причину: вышел из строя какой-то электронный блок в системе автоматики управления дизелями. И нашел причину не механик, а электрорадионавигатор Анатолий Батеньков, которого тоже допустили к изучению электронных схем управления машинами.
И это был не единственный случай, когда на парусных судах отказывали моторы и моряки-парусники, которые относились к парусам как к основным движителям, а к моторам - как вспомогательным, меня поймут.
Дальнейшее плавание по Красному морю не представляло труда, так как системы разделения движения устанавливают жесткое расположение идущих судов. На переходе Красным морем матросы снимали с нагелей киповых планок все концы, веревки, снасти бегучего такелажа и поднимали, крепили их на марсовых площадках. Механики и мотористы повыкручивали все латунные палубные пробки-заглушки цистерн и вентиляционных труб. А делалось это с целью уберечь все выше обозначенное имущество от посягательств папуасов швартовной команды, которую высаживают на каждое судно, идущее Суэцким каналом.
Подойдя к порту Суэц, встали на якорь, определились с местом в караване, приняли ту самую швартовную команду, которую разместили на корме. Проходы в нос от ютовой палубы перегородили веревками, поставили вахту из курсантов. Внизу на главной палубе открыли для них представительский гальюн и тоже огородили его вахтенными… короче приняли все меры предосторожности от проникновения внутрь судна особей полудиких племен африканского континента.
Прохождение Суэцкого канала длиной в 161 км описано во всевозможнейших сочинениях множества авторов и художественных, и документальных, поэтому не будем загружать уважаемого читателя такой рутинной писаниной. Хочется отметить только пару моментов. При прохождении Малого горького озера хотели помыть команду водой из-за борта — пресная же должна быть. Да не тут-то было — вода из пожарного брандспойта пошла соленая и горькая, оправдывая название своего происхождения. Воду закрыли, пошли дальше. А вот уже в Большом горьком озере плескались и мылись кто сколько хотел. Воды на парусном судне в те годы было немного всего 420 тонн. Но это на почти 200 человек! Поэтому при длительных переходах вода подавалась в умывальники по расписанию - помыть руки перед приемом пищи, умыться и зубы на ночь почистить. А уж полную помывку команды приходилось делать не чаще раз в 10 дней. Опреснитель с постройки стоял, но уж очень дорогая вода из него вытекала: тонна опресненной воды — тонна солярки!? Поэтому им практически не пользовались, а экономили воду по расписанию.
Прошли канал, встали на рейде Порт-Саида, сдали аборигенов швартовной команды, оформили формальности и пошли в порт Хайфу, куда предварительно был запланирован очередной заход перед Черноморскими проливами. В то время шла война между Египтом и Израилем и дабы не портить международные отношения с египтянами, МИД РФ приняло решение о заходе Паллады в египетский порт Александрия! Развернулись на 180º и пошли куда послали.
Ваш яхтенный капитан Леонид Сегаль. Благодарю за подписку. Здесь будет много интересных парусных историй.
Продолжение смотри здесь