Найти тему
Вечерняя Казань

По новому закону ГИБДД имеет право проверять документы без причины - зато теперь нельзя оскорблять водителей

Сотрудники ДПС с 11 июня работают по новым правилам: теперь им нельзя будет брать в руки телефон водителя, чтобы поговорить «с нужным человеком» – но будет разрешено останавливать машины для проверки документов без дополнительных на это оснований. В документе много интересных поправок: теперь, например, нельзя оскорблять водителя - раньше это просто не рекомендовалось.

По новому регламенту сотрудник ГИБДД не может брать телефон водителя в руки: нередко даже в фильмах обыгрывается сцена, как водитель звонит «нужному человечку» и дает трубку гаишнику. Отныне чужой смартфон в руках блюстителя ПДД приравнивается к передаче ценных бумаг, денег или драгоценностей. Исключения возможны только в экстренных случаях, когда водителю нужна помощь. Запретили инспектору ДПС и дискриминирующие высказывания по поводу религии, расы и половой принадлежности.

Помимо запретов обновились и обязанности – теперь после ДТП гаишники должны сообщить родственникам потерпевшего о том, в какую больницу его увезла скорая и какая помощь был ему оказана.

-2

Но вот разрешений в новом указе МВД больше: теперь сотрудники могут останавливать машины для проверки документов без дополнительных оснований. Автоюрист Владлен Копвиллем считает эту поправку правильной.

– Откуда сотрудник ГИБДД знает, что машина не угнана? Может, ты ее угнал, а ориентировка еще не пришла. Может, ты без документов или пьяный – важно, чтобы сотрудник мог это проверить, так что в этом плане я «за», – подчеркнул Копвиллем.

Кроме того, эксперт считает, что новый регламент выявил несоответствия с предыдущим приказом МВД. По мнению Копвиллема, силовикам в этом помогли блогеры, снимавшие видео с «разборками» после остановки: они обнажали слабые места системы, которые в новом приказе устранили.

Кстати, теперь сотрудникам ГИБДД разрешено требовать от водителя покинуть салон для проверки документов на транспортное средство или для проверки груза. В старом регламенте фигурировало слово «просить» – за невыполнение просьбы водитель не понесет ответственности, а за невыполнение законного требования может.

– Конечно, в этом они палку перегнули, потому что находиться на своей территории – это важный психологический момент при коммуникации с теми, кто тебя остановил, – уверен юрист.

В том, что в принятии нового порядка взаимодействия сотрудников ГИБДД с водителями МВД помогли блогеры, также убежден и представитель Федерации автовладельцев Татарстана Рамиль Хайруллин. Он утверждает, что новый регламент должен защитить инспектора ГИБДД, поскольку в последнее время все чаще встречаются псевдоюристы.

– «Мамкины юристы» я их называю, просто нервы треплют инспектору, нахватались по верхам информации: в сеть же только удачные дубли выкладывают, а сколько неудачных, где они неправы? Понятно, что в каждом законе есть пробелы – они не могут все случаи жизни описать. А блогеры снимают видео, ведь не с целью устранить проблемы, а для другого, – делится Хайруллин.

Также собеседник видит причину обновления регламента в политической обстановке страны. Новые правила, по словам Хайруллина, это минимальные меры безопасности и устранение явных проблем.

– Важно понимать, в каком состоянии находится Россия. И также важно знать, кто въезжает в страну. Сколько у нас тут под видом беженцев находится подозрительных людей? Их тоже надо проверять без всяких этих регламентов, - высказывает свою точку зрения председатель ФАР.

В обновленных правилах взаимодействия сотрудника ГИБДД и водителя прописан еще один пункт: в случае неисправности тормозов, фар или рулевого управления сотрудник может потребовать от водителя немедленного устранения неисправности, либо проследования к сервису с мерами предосторожности.

-3

В пресс-службе контролирующего автодвижение ведомства заявили, что сотрудники Госавтоинспекции ежедневно по два раза проходят инструктаж: вечерний и при заступлении на смену. Так что новые правила и требования своевременно отражаются на их работе и жизни автомобилистов. Мнение последних мы также решили выяснить.

– Регламент в целом хороший, но все же стоило прописать основания, по которым сотрудник ГИБДД может, например, потребовать выйти из авто. Это мог бы быть подозрительный вид водителя, внешние признаки алкогольного опьянения или что-то другое. Нет ничего плохого в сокращении бюрократии, но вопрос в том, как все это будет отслеживаться? Потому что не все сотрудники носят видеорегистратор. В общем, есть вопросы к реализации, - считает автомобилист Егор.

Водитель с 11-летним стажем Нияз уверен, что инспекторы ГИБДД, дорожная полиция — не враги водителям. А упрощенный регламент, по его мнению, позволяет быстрее выявлять нарушителей: пьяных за рулем, водителей без прав или наркоперевозчиков.

- Я не люблю тех, кто качает права с сотрудниками. Понятно же, что перед тобой стоит полицейский, а не какой-то там бандит или ряженый человек. Проще поздороваться и показать нормально документы — попросили тебя выйти: ну выйди, попросили открыть багажник — открыл, закрыл, вообще никакой проблемы нет. Поэтому я за упрощенный регламент, это позволит избежать многих конфликтных ситуаций, - подытожил Нияз. 
Автор: Андрей Мартыгин

Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»