Исторический особняк с нынешним адресом Куйбышева, 59, похоже, входит в десяток самых ранних сохранившихся дореволюционных зданий.
Принадлежавшее, по данным окладных ведомостей, с начала 1850-х мещанину Ф.А. Баканову усадебное место стояло после пожара «пустопорожним» до 1861-го года, когда его наконец приобрел самарский второй гильдии купец Михаил Иванович Назаров и в течение года выстроил двухэтажный дом по «образцовому» проекту, ворота и дворовые службы. Согласно хранящемуся в архивах описанию усадьбы, в небольшом «крытом железом каменном доме» изначально было 3 окна на улицу и 9 во двор, 2 печи, вверху 4 комнаты, внизу лавка с жильем на 3 комнаты и каменный подвал, в двухэтажном пристрое со двора – еще 4 комнаты.
Михаил Иванович Назаров был сыном крепостного крестьянина, в 1836-м году выкупившегося с семьей на волю у помещицы Свечиной. С начала 1850-х основал два кирпичных завода – на берегу реки Самары и у Колесникова оврага, затем число заводов Назарова дошло до пяти.
Во время покупки усадьбы и строительства Михаил Иванович Назаров занимал пост городского головы Самары. Вообще он на эту почетную, но нелегкую должность избирался 6(!) раз.
Запомнился тем, что во время страшного голода в Поволжье 1873-1874-м годах создал «Комитет об оказании помощи голодающим Самарской губернии» и на личные средства организовал бесплатные обеды для нуждающихся горожан. Еще активно содействовал скорейшей прокладке по территории губернии Оренбургской железной дороги. Главной же своей задачей М.И. Назаров считал устройство в Самаре городского водопровода.
Еще до переизбрания на очередной срок, в декабре 1881-м года по собственной инициативе объявил в журнале «Зодчий» «Конкурс на составление технического проекта устройства водоснабжения г. Самары».
В июне 1883-го на суд самарцев были представлены работы 11 претендентов. Первую премию в 3 тысяч рублей получил проект заведующего московскими водопроводами инженера Николая Петровича Зимина.
Назаров, став городским головой в 1884 году, вложил собственные средства в реализацию идеи, проект финансово поддержали и другие самарские купцы. Выигравшая подряд на проведение работ фирма «Торговый дом братьев Бромлей и Ко» 15 августа 1885 года подписала с городской Думой соответствующий договор.
Правда, от имени жителей Самары подпись под документом поставил уже не Михаил Назаров, а только что избранный новым городским головой Петр Алабин, которому в итоге и достались и лавры «первого Самарского водопроводчика» . По договору фирме разрешалось устанавливать водоподъемные механизмы только лучшей «иностранной марки» и использовать измерительные приборы и инструменты высочайшего качества. Шли работы быстро – 1 октября 1886-го года началась пробная подача воды на главные улицы, открытие Самарского водопровода состоялось 14 октября под бурное ликование толп горожан. Руководивший строительством Н.П. Зимин произнес яркую речь, а губернатор А.Д. Свербеев, выпив стакан воды из-под крана, заплатил за него городскому голове 100 рублей!
Самарский водопровод стал третьим в стране после Москвы и Петербурга. Водопроводная станция и уличная водосеть длиной 27,5 км были построены всего за год и 4 месяца. Подписание акта о сдаче в полную эксплуатацию состоялось 1 января 1887-го года, 11 января городскую водосеть освятил епископ Самарский и Ставропольский Серафим .
Инициатор, вдохновитель и спонсор строительства Михаил Иванович Назаров ввод в строй своего детища пережил ненадолго, скончавшись спустя три дня после его торжественного освящения – 14 января 1887-го года.
Что касается особняка на Дворянской – с 1874-го года дом сдавался прусскому подданному А.В. Логусу, державшему здесь «колбасное заведение» - по авторитетному мнению К.П. Головкина, лучшее в Самаре. М.И. Назаров оставил после себя девятерых детей, и как часто бывало при большом числе наследников, усадьба начала переходить из рук в руки. Изначально дом был завещан младшей дочери Александре Михайловне, бывшей замужем за купцом В.К. Борщевым (основателем Самарского ботанического сада). Поскольку Александра умерла раньше своего отца, особняк был передан в собственность ее сына Ивана, и в реестре ОКН значился как «Дом Ивана Васильевича Борщева». В 1911-м владельцем усадьбы стал бывший арендатор А.В. Логус, и именно он в том же году провел перестройку, после которой здание получило нынешний облик, сочетающий кирпичную эклектику с чертами неоренессанса
Композиция главного фасада асимметрична. По третьей оси расположен неглубокий фланкированный рустованными пилястрами выступ-ризалит с проемом входа в бывшее торговое помещение. Справа находится широкая полуциркульная проездная арка во двор, слева – еще один вход, ведущий в жилые квартиры на втором этаже. Цоколь здания отделан светлым камнем, отделенные подоконным карнизом проемы первого этажа имеют клинчатые лучковые перемычки.
Полуциркульные окна второго этажа оформлены архивольтами, опирающимися на широкие междуоконные пилястры с нишами, отделены от подоконного пояса карнизом.Подоконный пояс заполнен чередующимися квадратными и прямоугольными с кольцами-медальонами нишами-ширинками. Композиционным акцентом служит смещенный относительно центра влево выступ-ризалит главного входа, в уровне второго этажа фланкированный круглыми полуколоннами и увенчанный фигурной аттиковой стенкой с имитацией люкарны. По осям междуоконных пилястр на кровле были выставлены парапетные столбики, соединенные ажурным кованым ограждением, повторяющим очертания арочных окон второго этажа.
После начала Первой Мировой владелец – как мы помним, прусский подданный – на волне антигерманских настроений Самару предусмотрительно покинул. До революции особняк усел побывать в собственности у купцов С.Г. Бобермана и С.М. Решетникова, затем Советская власть усадьбу национализировала. В 1930-е здесь работал ЖАКТ №54 (жилищно-арендное кооперативное товарищество), потом разместили жилые квартиры. С 2019 года здесь располагается английский детский сад Sun school. Из реестра ОКН здание в 2012-м году исключили.