Найти тему

«Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века»

Оглавление

В Пушкинском музее в Москве до 1 октября проходит выставка «Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века». В главном здании показывают более 200 произведений искусства того времени, рассказывают об истории Салонов, а также о том, как работал один из первых критиков искусства — Дени Дидро.

Что такое Салоны?

Парижский салон — регулярная выставка французской Королевской академии живописи и скульптуры. На протяжении трёх веков участие в такой выставке было обязательным для всех французских художников, желавших завоевать известность.

Первая доступная для широкой публики выставка проходила во дворце Пале-Рояль в 1667 году. А с 1725 года выставки проводились в Лувре.

Во второй половине XIX века Салон потерял свой авторитет и превратился в бастион академизма. Начали появляться альтернативные выставки — Салон отверженных, Салон Независимых — и академический Салон потерял свою монополию.

Кто такой Дидро?

Дени Дидро (1713 – 1784) можно назвать отцом художественной критики. Французский писатель, философ-просветитель и драматург — он проделал колоссальную работу, проанализировав огромное количество произведений искусства. Он писал свои рецензии, которые также получили название «Салоны», с 1750 по 1881 год — двадцать два года (за исключением четырех лет).

Мари Анн Колло. Портрет Дени Дидро. 1772
Мари Анн Колло. Портрет Дени Дидро. 1772

«Салоны» Дидро (обзоры парижских выставок) были доступны только самому высшему обществу: они «публиковались» в специальном рукописном журнале, который издавался тиражом в 15-20 экземпляров. Эти журналы рассылались знатнейшим представителям аристократии и королевским особам, в том числе Екатерине II.

В своих обзорах Дидро описывает картины, оценивает их с технической и эстетической стороны, дает объяснения и интерпретации сюжета, при этом, частенько, не стесняясь в выражениях. Если он считает художника плохим — он пожелает ему больше никогда не творить.

При этом пишет Дидро замечательно, его и сейчас легко и увлекательно читать. И несмотря на то, что он — приверженец поучительно-моральной функции искусства — дает произведениям свою личную оценку, он также дает читателю достаточно информации, чтобы составить о картине собственное мнение.

Этьен Морис Фальконе. Нежная грусть (Тихая меланхолия). 1763
Этьен Морис Фальконе. Нежная грусть (Тихая меланхолия). 1763

Про выставку в Пушкинском музее

Выставка «Салоны Дидро» в ГМИИ имени А. С. Пушкина занимает около 6 залов.

В первом зале кураторы рассказали про историю создания и развития Салонов, а также про становление выставочной и экспозиционной практики в целом.

В этом же зале есть небольшой, но классный интерактив: экран, на котором разместили «кликабельную» гравюру с изображением одного из Салонов (похожую на картины выше). Гости выставки могут нажать на одну из множества картин на гравюре, и им откроется информация, а также изображение реального произведения искусства.

Также в последнем зале я нашла «аналоговую» версию этого приложения — кураторы разместили рядом гравюру Салона в Лувре в 1785 году, а также картину, которая там выставлялась. Специально для гостей выставки выделен фрагмент гравюры, на котором есть это полотно.

Самая привлекающая гостей часть первого зала — воссозданная шпалерная развеска картин. Произведения разместили так, как их развешивали на парижских Салонах. Выглядит эффектно, все фотографируются.

Следующие залы посвящены критике Дидро. В них представлены картины, сопровождающиеся комментариями мыслителя, как позитивными, так и негативными.

Необычная фишка — специально разработанные для некоторых картин запахи, передающие атмосферу произведения.

В центральном зале выставки (по расположению, а не значению) разместился вымышленный кабинет Дени Дидро. Его воссоздали по описаниями в письмах.

Кабинет Дени Дидро
Кабинет Дени Дидро

Кураторы стремились передать образ Дидро-мыслителя через его коллекцию книг, а также Дидро-коллекционера гравюр и эскизов, через представленные в этом зале работы.

В последнем зале выставки представлены работы, охватывающие историю Салонов после Дидро. К концу XVIII – началу XIX века Салоны начали меняться: художники писали петиции с требованием допустить до выставки не только членов Академии; выставляться разрешили не только французским, но и иностранным художникам; позже Академия исчезла совсем, а Лувр впервые был назван «музеем».

Личные впечатления

Начну с поверхностного, визуального впечатления. Имхо, выставка красивая: массивные золотые рамы на фоне богатых, глубоких цветов, приглушенный свет — все это выглядит эффектно.

Хочу отметить зонирование. Оно довольно наглядное, выполнено крупными золотыми буквами (перекликающимися с рамами) на стенах. Кураторы делят представленные картины не только по годам их представления на Салонах, но также отмечают любимых и нелюбимых художников Дидро.

Шпалерная развеска — и правда классная задумка, и по смыслу — демонстрирует иерархию размещения работ, дает почувствовать себя посетителем Парижского салона — и визуально привлекает.

Про тексты — их очень много. Если действительно хочешь погрузиться в тему, вникнуть в информацию, читать придется большую часть времени. Тут и кураторские тексты на стенах, и развернутые цитаты Дидро. И даже этикетаж тут этикетажем не назовешь — под картинами вы найдете не только их автора и название, но и развернутые пояснения, которые не совпадают с комментариями Дидро на стене рядом.

Если не готовы так много читать — рекомендую экскурсовода. Я застала две группы, и обе девушки их ведущие показались мне очень вовлеченными, слушать было интересно.

Еще вариант — аудиогид. Причем, если я правильно поняла, есть даже две таких опции: первая — гид музея, которые вам выдают, и вы тыкаете номер экспоната, чтобы послушать; вторая — онлайн проект «Прогулка по выставке с критиком Дени Дидро», он доступен по QR-коду в залах экспозиции или по этой ссылке. Гидом музея я не пользовалась, а про второй вариант отмечу, что там в основном именно тексты Дидро о произведениях, зачитанные от его лица. Довольно интересная задумка и отличный способ обозреть экскурсию для тех, кто не может это сделать физически.

Подвожу итоги

Мне выставка понравилась. Но надо отметить, что я несколько предвзята. В процессе своего обучения на искусствоведа я только что проходила Дидро и была им очарована, поэтому эта выставка пришлась особенно кстати.

Кроме того, последнее время вокруг меня много авангардного искусства, и было приятно полюбоваться и классикой. Некоторые картины с технической точки зрения производят большое впечатление: цвета, мелкая проработка деталей, туманные дали, живые лица — красота невероятная.

P.S.: И ещё кое-то, что меня позабавило. Дидро очень любил Жана-Батиста Грёза и его нравоучительные работы. А у меня о нем выходила не самая лестная статья, почитать можно тут. Но увидеть вживую известные работы Грёза было интересно. С технической точки зрения он, конечно, очень хорош.