В Пушкинском музее в Москве до 1 октября проходит выставка «Салоны Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века». В главном здании показывают более 200 произведений искусства того времени, рассказывают об истории Салонов, а также о том, как работал один из первых критиков искусства — Дени Дидро.
Что такое Салоны?
Парижский салон — регулярная выставка французской Королевской академии живописи и скульптуры. На протяжении трёх веков участие в такой выставке было обязательным для всех французских художников, желавших завоевать известность.
Первая доступная для широкой публики выставка проходила во дворце Пале-Рояль в 1667 году. А с 1725 года выставки проводились в Лувре.
Во второй половине XIX века Салон потерял свой авторитет и превратился в бастион академизма. Начали появляться альтернативные выставки — Салон отверженных, Салон Независимых — и академический Салон потерял свою монополию.
Кто такой Дидро?
Дени Дидро (1713 – 1784) можно назвать отцом художественной критики. Французский писатель, философ-просветитель и драматург — он проделал колоссальную работу, проанализировав огромное количество произведений искусства. Он писал свои рецензии, которые также получили название «Салоны», с 1750 по 1881 год — двадцать два года (за исключением четырех лет).
«Салоны» Дидро (обзоры парижских выставок) были доступны только самому высшему обществу: они «публиковались» в специальном рукописном журнале, который издавался тиражом в 15-20 экземпляров. Эти журналы рассылались знатнейшим представителям аристократии и королевским особам, в том числе Екатерине II.
В своих обзорах Дидро описывает картины, оценивает их с технической и эстетической стороны, дает объяснения и интерпретации сюжета, при этом, частенько, не стесняясь в выражениях. Если он считает художника плохим — он пожелает ему больше никогда не творить.
При этом пишет Дидро замечательно, его и сейчас легко и увлекательно читать. И несмотря на то, что он — приверженец поучительно-моральной функции искусства — дает произведениям свою личную оценку, он также дает читателю достаточно информации, чтобы составить о картине собственное мнение.
Про выставку в Пушкинском музее
Выставка «Салоны Дидро» в ГМИИ имени А. С. Пушкина занимает около 6 залов.
В первом зале кураторы рассказали про историю создания и развития Салонов, а также про становление выставочной и экспозиционной практики в целом.
В этом же зале есть небольшой, но классный интерактив: экран, на котором разместили «кликабельную» гравюру с изображением одного из Салонов (похожую на картины выше). Гости выставки могут нажать на одну из множества картин на гравюре, и им откроется информация, а также изображение реального произведения искусства.
Также в последнем зале я нашла «аналоговую» версию этого приложения — кураторы разместили рядом гравюру Салона в Лувре в 1785 году, а также картину, которая там выставлялась. Специально для гостей выставки выделен фрагмент гравюры, на котором есть это полотно.
Самая привлекающая гостей часть первого зала — воссозданная шпалерная развеска картин. Произведения разместили так, как их развешивали на парижских Салонах. Выглядит эффектно, все фотографируются.
Следующие залы посвящены критике Дидро. В них представлены картины, сопровождающиеся комментариями мыслителя, как позитивными, так и негативными.
Необычная фишка — специально разработанные для некоторых картин запахи, передающие атмосферу произведения.
В центральном зале выставки (по расположению, а не значению) разместился вымышленный кабинет Дени Дидро. Его воссоздали по описаниями в письмах.
Кураторы стремились передать образ Дидро-мыслителя через его коллекцию книг, а также Дидро-коллекционера гравюр и эскизов, через представленные в этом зале работы.
В последнем зале выставки представлены работы, охватывающие историю Салонов после Дидро. К концу XVIII – началу XIX века Салоны начали меняться: художники писали петиции с требованием допустить до выставки не только членов Академии; выставляться разрешили не только французским, но и иностранным художникам; позже Академия исчезла совсем, а Лувр впервые был назван «музеем».
Личные впечатления
Начну с поверхностного, визуального впечатления. Имхо, выставка красивая: массивные золотые рамы на фоне богатых, глубоких цветов, приглушенный свет — все это выглядит эффектно.
Хочу отметить зонирование. Оно довольно наглядное, выполнено крупными золотыми буквами (перекликающимися с рамами) на стенах. Кураторы делят представленные картины не только по годам их представления на Салонах, но также отмечают любимых и нелюбимых художников Дидро.
Шпалерная развеска — и правда классная задумка, и по смыслу — демонстрирует иерархию размещения работ, дает почувствовать себя посетителем Парижского салона — и визуально привлекает.
Про тексты — их очень много. Если действительно хочешь погрузиться в тему, вникнуть в информацию, читать придется большую часть времени. Тут и кураторские тексты на стенах, и развернутые цитаты Дидро. И даже этикетаж тут этикетажем не назовешь — под картинами вы найдете не только их автора и название, но и развернутые пояснения, которые не совпадают с комментариями Дидро на стене рядом.
Если не готовы так много читать — рекомендую экскурсовода. Я застала две группы, и обе девушки их ведущие показались мне очень вовлеченными, слушать было интересно.
Еще вариант — аудиогид. Причем, если я правильно поняла, есть даже две таких опции: первая — гид музея, которые вам выдают, и вы тыкаете номер экспоната, чтобы послушать; вторая — онлайн проект «Прогулка по выставке с критиком Дени Дидро», он доступен по QR-коду в залах экспозиции или по этой ссылке. Гидом музея я не пользовалась, а про второй вариант отмечу, что там в основном именно тексты Дидро о произведениях, зачитанные от его лица. Довольно интересная задумка и отличный способ обозреть экскурсию для тех, кто не может это сделать физически.
Подвожу итоги
Мне выставка понравилась. Но надо отметить, что я несколько предвзята. В процессе своего обучения на искусствоведа я только что проходила Дидро и была им очарована, поэтому эта выставка пришлась особенно кстати.
Кроме того, последнее время вокруг меня много авангардного искусства, и было приятно полюбоваться и классикой. Некоторые картины с технической точки зрения производят большое впечатление: цвета, мелкая проработка деталей, туманные дали, живые лица — красота невероятная.
P.S.: И ещё кое-то, что меня позабавило. Дидро очень любил Жана-Батиста Грёза и его нравоучительные работы. А у меня о нем выходила не самая лестная статья, почитать можно тут. Но увидеть вживую известные работы Грёза было интересно. С технической точки зрения он, конечно, очень хорош.