Найти тему
КАЛИБР

Поговорим о дульнозаряде

Прежде чем старчески покряхтеть, и поругать нынешние времена восхваляя прежние, хочу предложить читателю фото-загадку. Хотя мало надеюсь, что кто-нибудь сможет дать правильный ответ. Если только случайно отгадает. Итак:

На фотографии три ствола, сверху вниз:

  1. Копия французского мушкета, модель 1777 года, про-во David Pedersoli, Италия.
  2. Копия винтовки Джорджа Гиббса, 1856 года, про-во David Pedersoli, Италия.
  3. Ружье двуствольное 16 калибра, произведено последняя четверть 19-го века, Бельгия.

Все оружие дульнозарядное, первые два предмета современное производство, третий по возрасту относится к антиквариату.

Теперь вопрос: можно ли по закону стрелять из этих предметов?

Сразу скажу, «что высоко в горах, даже не в нашем районе», можно произвести выстрел из любого предоставленного предмета. И это будет выстрел соответствующий выстрелу из похожего современного оружия То-есть из гладкого ствола пуля полетит так же, как из любого Бенелли, из винтовки Гиббса не хуже чем из Мосинки или Маузера К-98. Но это там, а у нас никто не сможет дать правильный ответ, поскольку информация не полная и нужны дополнительные данные. Тогда возникает вопрос, а какие данные так влияют на возможность выстрела? И здесь наступает торжество Закона, нашего закона о оружии, где дульнозаряд разбит на три группы: причем, по крайней мере одна, высосана из пальца.

Если во всем мире, который до последнего времени считался цивилизованным, есть две категории оригинал или не оригинал, где оригинал, это дульнозарядное (сейчас речь о дульнозарядном) оружие выпущенное до 1899 года, а не оригинал – дульнозарядное оружие выпущенное позже. Тогда как у нас, собственно, нет самого понятия дульнозарядное оружие, а есть - старинное (антикварное) оружие, копии старинного (антикварного) оружия, реплики старинного (антикварного) оружия. И если со старинным антикварным оружием более-менее все понятно, это как во всем мире оружие, выпущенное до конца 1899 года, то вот с копиями и репликами просто беда. Вот формулировки в законе:

копия старинного (антикварного) оружия - оружие, изготовленное по оригиналу либо чертежам образца старинного (антикварного) оружия при условии точного или масштабного воспроизведения его конструкции, внешнего вида и художественного оформления, не включающее подлинные части антикварного или иных видов оружия;
реплика старинного (антикварного) оружия - оружие, изготовленное по оригиналу, чертежам либо описанию образца старинного (антикварного) оружия с творческим варьированием конструкции, внешнего вида или художественной отделки, представляющее культурную ценность как образец художественного творчества и декоративно-прикладного искусства;

Подобные неопределенные трактовки составленные, как я смею предположить по рекомендациям представителей Минкульта, породили в свою очередь злоупотребления со стороны других (а может и тех же самых) представителей Минкульта при проведении экспертиз по дульнозарядному оружию. Так, например, представители национальной ассоциации оружейных экспертов (в отличии от многих прочих таких же экспертов Минкульта), категорически отказываются признавать копиями или репликами, имеющими культурную ценность, дульнозарядное оружие произведенное современными итальянскими или американскими фабриками. Вначале они требовали, если это копия соблюдение всех размеров до миллиметра, шага резьбы всех винтов и прочее. Когда же им предоставили возможность сравнить оригинал и копию итальянского производства с возможностью взаимозаменяемости всех частей, то стали утверждать, что копии может соответствовать только предмет произведенный по технологиям и инструментами своего времени.

-2

Типа современное машинное производство не катит. Педерсоли сам должен стоять у кузнечного горна, а не у токарного станка. Про отсутствие чертежей у оружейников до середины девятнадцатого века я уже не говорю могу только напомнить историю, что когда в том же девятнадцатом веке на ижевском оружейном заводе изготовили пять опытных образцов нового мушкета, то все образцы имели расхождения в размерах.

Ну а с репликами вообще дело швах, как например мушкет или солдатский пистолет могут быть образцами художественного творчества и декоративно-прикладного искусства?

И чего добились горе-знатоки оружия, имеющие доступ в высокие кабинеты? Полной неразберихи, сейчас винтовку Мосина, например 1896 годом выпуска, могут признать и культурной ценностью, с возможностью приобрести по коллекционной лицензии и нигде не регистрировать, а могут и обычным огнестрелом. Чушь! - скажете вы. Я бы тоже так сказал если бы не узнал конкретный пример, когда таможня при ввозе партии оружия оформленного как огнестрельное завела уголовное дело, за попытку, якобы ввезти оружие имеющее культурную ценность под видом обычного. А все из-за того, что мосинки, маузеры, винтовки Гра и прочие предметы были выпущены до 1899 года. И когда перевозчик обратился в ассоциацию экспертов то они просто слились, предложив заявителю самостоятельно решать свои проблемы.

Собственно, какое это имеет отношение к первой фотографии? Да просто демонстрация того же абсурда рожденного горе – специалистами.

Первый мушкет оформлен как реплика и сертифицирован как охотничье оружие и из него можно стрелять.

Винтовка Гиббса, имеющая следующие показатели при стрельбе на сто метров,

-3

и определённая экспертами Минкульта, но, не входящими в ассоциацию, как копия сертифицирована как оружие, имеющее культурную ценность, из которого нельзя стрелять и которое не надо регистрировать. Еще раз взгляните на мишень: семь выстрелов на дистанции сто метров не нуждается в регистрации! И самое удивительное, что владельцы подобного оружия, которое (по приблизительным оценкам) в количестве 1000 единиц, свободно продавалась до 2018 года никак не могут его легализовать, как нормальное огнестрельное оружие, то есть, перевести на РОХу. МВД ссылается Минкульт, вроде как культурная ценность, а Минкульт вроде как огнестрельным оружием и не занимается.

И вот вишенка на торте, дульнозарядная двустволка, конец 19 века, сделанное явно до конца 1899 года, чистый антиквариат, оформлена по гладкой РОХе, то есть стреляй, не хочу. А как же статья 243 УК РФ Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)?

За более чем за десять лет относительно активного использования дульнозарядного оружия в России криминальных преступления совершенных с ним, ничтожно мало. Мне известен только один случай. В ежемесячных сводках ФСБ о накрытии очередного нелегального арсенала, дульнозаряд мелькает очень и очень редко, и скорее символизирует тягу бандитов к прекрасному. Так не пора ли как - то упорядочить использование дульнозарядного оружия в нашей стране?

Игорь ВЕРБОВСКИЙ

Оружие
2735 интересуются