"Одним из самых вооруженных кораблей в истории военного флота" наш тяжелые атомные крейсеры проекта 1144 "Орлан" не я назвал, а популярный заокеанский журнал "Поп-механика", в статье от 2018 года, то есть, совсем недавно. А вслед за ним и ещё один популярный американский вестник, издание NI. И это не просто журналистские эмоции, но и скрупулезный подсчёт общего веса и мощи залпа, масштаба потенциального ущерба, причинённого врагу, способности к самозащите, автономности и целого ряда других факторов. Корабли это довольно старые, в будущем году случится ровно полвека, как был заложен первенец серии. Так что никаких особых секретов для наших глазастых и любящих статистику бывших "партнёров" они уже не содержат. Нет, вот у почти готового после модернизации к вводу в строй "Адмирала Нахимова", брата-близнеца "Петра Великого", заложенного на три года раньше, секретов хоть отбавляй. Тут тебе и гиперзвуковые "Цирконы", в качестве главного калибра, и новейшие системы ПВО, и вовлеченность в сетецентрическое управление всеми вооруженными силами государства. В общем, совершенно новый корабль, что там говорить.
А "Пётр Великий", с его уже явно подустаревшими ракетами П-700 "Гранит" (приняты на вооружение в 1983 году), давно никакой не секрет, как и тот факт, что при таких размерах он имеет всего 20 пусковых ракетных ячеек. К сожалению, пусковые установки любого современного западного и китайского эсминца имеют в 4 раза больше. Не успевают за быстрыми современными китайскими и перспективными американскими противокорабельными ракетами и противоракеты немодернизированного основного комплекса ПВО корабля - С-300Ф "Форт-М". "Пётр Великий", несмотря на свою внушительную общую мощь, уже просто явно нуждается в коренной модернизации, никак не меньшей, чем тот же "Устинов". За всё время службы он даже среднего ремонта не проходил, не то, что капитального. А высоколобые эксперты вокруг твердят, что время таких больших кораблей безвозвратно ушло, как ушли в историю пушечные линкоры с появлением авиации.
И это не только наших больших кораблей касается. Такие же споры, к примеру, ведутся сейчас в тамошней экспертной среде вокруг атомных американских авианосцев. Из одиннадцати морских атомных гигантов классов "Нимиц" и "Форд", не менее половины простаивают или ведут дорогостоящие и довольно бессмысленные демонстративные действия, которые давно перестали пугать и Китай с Северной Кореей, и даже не имеющий мощного флота и гиперзвуковых противокорабельных ракет Иран. А тянут денег из бюджета столько, что хватило бы наконец спроектировать что-то более новое, чем крейсеры "Тикондерога" и эсминцы "Арли Бёрк" и не такое нелепое, как пресловутые "Замволты". Но американы - ребята богатые, а у богатых, как известно, свои причуды. У нас для того, чтобы ежегодно платить сумму, эквивалентную 300 млн долларов, а именно столько стоит ежегодное содержание крейсера типа "Орлан", нужны железобетонные основания. Это, так, между прочим, фактически цена одной многоцелевой атомной подводной лодки "Ясень-М", которую в НАТО реально боятся и очень-очень не любят. И её возможности, за исключением противовоздушной обороны, никак не хуже, чем у того же "Петра Великого", а после полной интеграции с пусковыми комплексами "Цирконов" существенно их превысят. Вот такая суровая арифметика. Один такой гигант, в качестве флагмана, ещё куда ни шло. А два...
Хотя лично для меня ТАРК "Пётр Великий" очень дорог. Я бывал на нём дважды и даже совершил небольшой морской поход по Баренцеву морю. Просто нахождение на борту этого морского колосса, поверьте, производит совершенно незабываемое впечатление. Особенно, когда стоишь на ракетной палубе, под которой, помимо обычных ракет, припрятаны боеприпасы со спецбч, мощностью в несколько десятков Хиросим. Колоссальная мощь. Да и красив он, и даже где-то изящен, несмотря на гигантские размеры. Но, вспоминая мытарства того же "Устинова", находившегося в ремонте более двух десятилетий, проект модернизации которого менялся как минимум трижды, поневоле задумаешься - а стоит ли игра свеч?
То, что это будет стоить ядерных денег - мало кто сомневается. И растянется ещё минимум лет на пять, да и то, если все сроки будут соблюдены. Да где там. Может и правда имеет смысл пускать государственные средства на более актуальные флотские программы, более увязанные с достижениями научного прогресса и перспективными практиками использования военного флота - не знаю. Знаю, что эти корабли - сами себе памятник, словно прощальный привет из какой-то далёкой и более развитой для своей эпохи цивилизации, которую уже не вернуть. Поэтому, возможная утилизация "Петра Великого" для меня - почти личная боль. Но её целесообразность, похоже, тоже имеет место быть. Хотя таких уже не построят.
Пропавшие "Терминаторы". Мощные российские БМПТ исчезли из сводок. Но, тем не менее, они работают и держат удар.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!