Найти тему
Морская коллекция

Канонерские лодки. Мимо трех войн. «Манджур»

Оглавление

В конце 19-го века самые напряженные противоречия сформировались на Дальнем Востоке, где все империалистические державы пытались ухватить как можно большие куски от распадающегося на глазах Китая и его вассалов-Кореи и Индокитая. Цинский Китай умирать не хотел, пытаясь политикой "самоусиления" укрепить свою армию и флот и отбиться от "белых варваров". В итоге всего за десятилетие в регионе произошло три серьезных войны, японо-китайская, русско-японская, подавление боксерского восстания.

Ведущую роль во всех местных событиях играл флот. Даже стационерская служба была элементом большой политики. Отсутствие русского стационера в Чемульпо едва не привело к "вычеркиванию" России из решения местных политических вопросов. Отсутствием русского стационера ежедневно интересовался даже король Кореи.

К середине 80-х годов русский флот в целом нашел оптимальный формат канонерской лодки для Дальнего Востока («большие, с сильной артиллерией канонерские лодки с ходом 11 узлов»), были построены и неплохо себя проявили канонерки «Сивуч» (Бергзундский завод) и «Бобр» (завод «В. Крейтон и К°»). Но их не хватало на все потребности-и в пир и в мир, и в добрые люди. Универсальные небольшие корабли были нарасхват.

По программе 1882-1902 годов было предусмотрено продолжение строительства таких кораблей. По доработанному проекту планировалось построить 9 канонерок, 6 для Черного моря, 3 для Балтики и Тихого океана (и даже для Персидского залива). Но третью балтийскую лодку пришлось строить позже и уже по измененному проекту.

Канонерки получили имена различных народов Российской империи. Балтийские получили названия- «Манджур» и «Кореец». Судьба «Корейца» известна в широких кругах и о ней будет отдельная статья.

По «Манджуру» есть и альтернативное объяснение выбора названия. Якобы Манчжур ( Маньчжур) это 1) название бухты на западном берегу Амурского залива; 2) имя пролива в заливе Петра Великого между юго-западной стороной острова Русского и островом Рында. Но.... за всеми этими гидронимами стоит активная работа по изучению и освоению региона героического военного транспорта Сибирской флотилии «Манджур» (1859-1883). О нем обязательно надо будет написать, на нем едва не треть всего сделанного тогда.

Так что канонерка именем наследовала прежде всего выдающемуся военному транспорту. Само же имя принадлежало народу, который тогда едва не стал одним из российских.

«Кореец» строила та же шведская фирма, что и «Сивуча», а «Манджур» поручили строить датской фирме «Бурмейстер ог Вайн». Фирма эта с неба звезд горстями не хватала, но благодаря мощнейшему лобби в российской императорской семье иногда получала выгодные заказы из Санкт-Петербурга.

-2

Любимая супруга Александра III и мать будущего императора Николая II, Мари́я Фёдоровна, урожденная Мария София Фредерика Дагмар (Да́гмара) (1847-1928), принцесса Датская, свое влияние на супруга иногда использовала на пользу своей малой родине.

Проект отличался от исходного в основном составом вооружения. Силовая установка осталась прежней, от носового руля отказались. По распоряжению управляющего морским ведомством И.А.Шестакова вместо 9-дюймового орудия поставили два 8-дюймовых орудия. Новые 8-дюймовые орудия разместили в носовых спонсонах. Орудия те же, что стояли на крейсере «Рюрик»-35 калибров, на дымном (буром) порохе.

Канонерка получила вспомогательный отопительный котел, полубак, паровой привод руля.

Датская верфь, так же как и шведская, показали значительный строительный перегруз.

-3

-4
-5
-6

-7
-8
схема 1914
схема 1914

«Манджуръ» «Бурмейстер ог Вайн», Копенгаген. Строительство начато 28 июня 1886 года. Спущена на воду 22 ноября(4 декабря) 1886 года. Введена в эксплуатацию 23 мая(4 июня) 1887 года. Потоплена в апреле 1945 года

Водоизмещение стандартное 1418 тонн. Длина 66,7 м. Ширина 12,2 м (без обшивки). Осадка 3,8 м
Двигатели 2 горизонтальных паровых машины двойного расширения, 6 огнетрубных двухтопочных котлов, 1400 л.с. проект, 1724 л. с. Движитель 2. Скорость хода 14 (13)узлов. Запас топлива 240/280 тонн угля. Дальность плавания 2660 (2850)морских миль на 8 узлах, 2400 миль на 12 узлах. Экипаж 12 офицеров, 25 кондукторов и 137 матросов
Вооружение-2×203-мм/35, 1×152-мм/35, 4×107-мм/20, 2×47-мм/43, 4×37-мм/23, 1×63,5-мм/19 (десантное)
С 1907года : 2×152 мм/45, 1×120-мм/45, 2×75-мм/50, 4×47-мм, 2 пулемёта 7,62 мм. Минно-торпедное вооружение 1 торпедный аппарат


После модернизации в 1907 году канонерка получила новую артиллерию- 152 мм 45 калиберные орудия (дальность 60 кбт, 4 выстрела в минуту, 180 выстрелов в боекомплекте), 120 мм 45 калиберную пушку( 55 кбт, 5 выстрелов в минуту, 190 выстрелов), 2 прожектора по 75 см и радиотелеграф "Маркони", дальность 100 миль.

-10
-11

Канонерская лодка «Манджур» была принята в казну от датской фирмы 23 мая 1887 года.

В 1888 году канонерка «Манджуръ» участвовала в походах Практической эскадры Балтийского моря. С 22 сентября по 10 октября 1889 года лодка совершила переход на Дальний Восток. По дороге она посетила в зали­ве Таджуру (район современного Джибути) стоянку, организованную в инициативном порядке казачьим атаманом Н.И. Ашиновым. Он рассчитывал развернуть здесь базу русского флота, контролирующую выход из Суэцкого канала.

Но получилось плохо. Со слов капитана 2-го ранга Г.П. Чухнина, командира канонерки

“Провизии не осталось, а есть некоторое количество мануфактурных товаров, пороху и водки... При сильной жаре и в особен­ности при недостатке пищи все сильно отощали, боль­ных лихорадкой 8 человек, один уже умер. В особеннос­ти страдают женщины и дети. Дела там никакого нет... Вообще по словам Гордосевича, всё предприятие осно­вано на предполагаемом грабеже. Остальное же всё об­ман... Вследствие голода, многие начали заниматься во­ровством баранов, коров и всего, что можно добыть в соседних поселениях, почему туземцы сильно возбужде­ны против русских”.

Конец авантюры был трагичным. Союзники-французы вскоре после визита русской канонерки разгромили поселение.

На Дальнем Востоке вместе с другими канонерками «Манджуръ» нес службу по охране промыслов рыбы и котика, гидрографическим исследованиям, был стационером в Корее, Японии и Китае, занимался боевой подготовкой. Оба систершипа продемонстрировали прерасную мореходность и оптимальную дальность плавания.

С 5 мая 1890 года лодка служила в составе Сибирской флотилии, базировалась во Владивостоке. Она находилась в распоряжении дипломатических представительств России на Дальнем Востоке, а каждую осень снимала с острова Тюлений сезонную стражу от браконьеров. Основным местом службы был корейский Чемульпо. В составе русской эскадры лодка посетила Киао-Чао и Шанхай. Нередко канонерка ходила под флагами начальников и флагманов эскадры Тихого океана.

После победы Японии над Китаем в 1895 году, над Дальним Востоком повисла тревожная неопределенность. Япония взяла с побежденной Цинской империи "не по чину", что привело к военному демаршу трех сверхдержав-России, Франции и Германии. Россия собрала свою эскадру "дипломатического принуждения" в Чифу. Корабли были переброшены со Средиземного моря (эскадра Макарова), собраны с тихоокеанских портов. Тяжело пришлось канонеркам, запертым льдами во Владивостоке.

Но проблему решили. В марте 1895 года подводная часть «Манджура» и «Корейца» была обита "шубой" из стальных листов, брезента и досок, с помощью ледокола их вывели на чистую воду по специально пропиленному для них вручную ледовому каналу длиной 3 км.

Ледокол "Силач" выводит канонерки "Кореец" и "Манджур" из Владивостока 1895
Ледокол "Силач" выводит канонерки "Кореец" и "Манджур" из Владивостока 1895
-13

Собранная в Чифу эскадра, реально подготовленная к войне, и согласованная дипломатия трех держав, заставили японцев отступить, условия Симоносекского договора с Китаем были значительно смягчены.

Разумеется, все это было не ради Китая. Англия, Германия, Россия незамедлительно начали дерибанить ослабевшую империю, захватывая в добровольно-принудительном порядке земли под свои базы.

России достался Квантунский полуостров с Порт-Артуром, от которого вынудили отказаться Японию. Активное проникновение иностранцев, поражение в войне и экономические трудности привели одряхлевший Китай к мощному народному восстанию, известному как боксерское. Накопленная ненависть обратилась против иностранцев и китайцев-христиан. Массовая резня, грабежи и поджоги докатились до столицы. В 1900 году повстанцы осадили в Пекине Посольский квартал.

“Миссионеры со своими жё нами и детьми, беззащитные и закинутые на расстоянии 200-300 вёрст от моря в дебрях Шаньдуна, Шэньси и Шаньси, где они имели свои школы, лечили, учили и приносили много добра китайцам, были замучены озверелой толпой. Их головы были выставлены в китайских кумирнях. Миссионерки были изнасилованы, замучены обезглавлены. Их детей мучили и убивали на их глазах. Тела убитых были выброшены за городские ворота. Их школы и госпитали были сожжены”. Военный корреспондент Дмитрий Янчевецкий.

Мировые державы объединили свои усилия для подавления восставших. Альянс Восьми наций собрал у Тяньцзина, на кратчайшем пути в Пекин, мощную объединенную эскадру. На берег был высажен сводный десантный отряд в 3000 человек.

«Манджуръ» также был в составе эскадры союзников. Так как отряд адмирала Сеймура был заблокирован восставшими в Тяньцзине, а переход на сторону восставших цинских войск и фортов Дагу отрезал бы его от союзной эскадры, было принято решение занять форты, которые спешно укреплялись китайцами.

В ночь с 2 на 3-е июня Я.А. Гильтебрандт послал в Порт-Артур за войсками броненосец “Петропавловск”, крейсер “Дмитрий Донской”, лодки “Сивуч”, “Манджур” и “Гремящий”. Но штурмовали форты Дагу без них, обстановка требовала срочных действий. Поэтому при взятии Дагу отличился систершип-«Кореец». Хотя еще три канонерки на мелководье союзникам вообще не помешали бы.

-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22

-23
-24

К началу русско-японской войны канонерская лодка «Манджуръ» (командир капитан 2 ранга Н.А.Кроун) стояла стационером в Шанхае с 30 ноября 1903 года. Уже состоялось нападение на Порт -Артур и русские корабли в Чемульпо, где погиб «Кореец», а стационер продолжал нести свою ненапряжную службу.

Пока не пришла японская эскадра в составе крейсеров "Акицусима", "Сума" и "Идзуми" и не заблокировала канонерку в порту. 3 марта 1904 года «Манджуръ» разоружился и был интернирован китайцами.

Командир канонерки капитан 2-го ранга Николай Александрович Кроун добрался до Порт-Артура, где 31-го марта 1904 года погиб вместе с вице-адмиралом С.О. Макаровым от взрыва на японском минном заграждении на борту эскадренного броненосца "Петропавловск".

«Манджуръ» единственная из семи тихооеанских уцелевшая после войны канонерская лодка. После войны она вернулась во Владивосток, где отметилась подавление флотского восстания и повреждением миноносца «Скорый».

В 1907 годуканонерка прошла капремонт и модернизацию во Владивостоке с перевооружением на новую артиллерию (две шестидюймовки Канэ в носовой части, 120-мм Канэ в корме, две 75-мм Канэ и 4х47-мм Гочкиса по бортам)..

До Первой мировой войны лодка несла стационерную службу в китайских портах по очереди с крейсером «Жемчуг». Во время войны, после ухода крейсеров, стала флагманским кораблем командующего Сибирской флотилией.

После революции, 12 декабря 1917 года канонерка «Манджуръ» перешла на сторону Советской власти. С весны 1918 года находилась в военном порту во Владивостоке на долговременном хранении. 30 июня 1918 года лодка была захвачена белогвардейцами и выведена из строя.

Георгий Карлович Старк (20 октября 1878 Санкт-Петербург — 2 марта 1950) — русский контр-адмирал. Во Владивостоке (1921 или 1922 год).
Георгий Карлович Старк (20 октября 1878 Санкт-Петербург — 2 марта 1950) — русский контр-адмирал. Во Владивостоке (1921 или 1922 год).

В конце гражданской войны остатки Сибирской флотилии находились под контролем правительства Приморской области. В начале 1921 года Сибирская военная флотилия насчитывала 3 действующих миноносца (из 10), 5 посыльных судов. На 1 февраля 1921 года на судах и в учреждениях флотилии находились 324 чел. командного и административного состава и 1385 рядового. 17 июня 1921 года ее командующим был назначен контр-адмирал Георгий Карлович Старк.

Неисправные корабли были насколько возможно восстановлены и, в связи с приближением к Владивостоку войск Дальневосточной республики, 23 октября 1922 года Старк увел из города остатки Сибирской флотилии с почти 9 000 беженцев на борту. 25 октября 1922 года войска НРА вступили во Владивосток. Немного опоздали.

-26

Всего ушло 30 кораблей: канонерская лодка «Манчжур» (под командованием И. О. фон Липхарта), вспомогательные транспорты, пароходы, военные буксиры, посыльные суда, катера. Флотилия Старка пришла в корейский порт Гэндзан, в то время находившийся под японской оккупацией, а затем в Шанхай, где высадила гражданских лиц и кадетов Сибирского и Хабаровского корпусов., а затем на Филиппины.

В Маниле Г. К. Старк продал остатки флотилии и пароходы Добровольного флота. Все деньги, вырученные от продажи, и вывезенный запас золота, , адмирал разделил поровну среди нижних чинов и офицеров бывшей Сибирской военной флотилии. Видимо, в его понимании, флотилия превратилась в частное акционерное общество. Судьба русского Приморья, оставшегося без защиты с моря, адмирала не беспокоила.

«Манчжур» в 1923 году был продан японской судоходной кампании и переименован в «Кимигаё-мару 2». Есть упоминание о разборе в 1925 году, но, видимо, имеется в виду переоборудование в гражданское судно. После переобородования в торговое судно, оно курсировало между Осакой и островом Сайсю (Чеджу) в аннексированной Корее. «Кимигаё-мару 2» было потоплено в апреле 1945 года в результате авианалёта американцев.

Dai-Ni_Kimigayo_Maru_Ship
Dai-Ni_Kimigayo_Maru_Ship

Канонерской лодкой за время ее 34 летней службы командовали будущие известные деятели флота: контр-адмиралы Виктор Фёдорович (Теодорович) Брандт и Подъяпольский Яков Иванович, вице-адмиралы Иван Петрович Успенский и Григо́рий Па́влович Чухни́н , адмиралы Никола́й Матве́евич Я́ковлев 1-й и Андре́й А́вгустович Эберга́рд, а также капитан 1-го ранга, герой Цусимского сражения, известный художник-маринист Васи́лий Васи́льевич Игна́циус и еще один герой Цусимы Алекса́ндр Сергее́вич Ша́мов. Лейтенант Адриа́н (Андриа́н) Ива́нович Непе́нин после интернирования канонерки в Шанхае добровольцем добрался в Порт-Артур, командовал эсминцами, дослужился до вице-адмирала.

О канонерской лодке «Манджуръ» писал Валентин Пикуль в романе «Богатство» (1987), в том числе речь шла о командире корабля, капитане 2-го ранга Николае Александровиче Кроуне и его борьбе с японским браконьерством на Камчатке и в Охотском море накануне русско-японской войны.

В телесериал «Богатство», снятый по мотивам романа в 2004 году режиссёром Эльдором Уразбаевым, вошли диалоги капитана Кроуна, которые он ведёт на борту канонерки «Манчжур» в Петропавловском порту с одним из главных героев, начальником Петропавловского округа Андреем Петровичем Соломиным.

-28
-29
Гонконг 1891
Гонконг 1891

Кореец и Манджур 1895
Кореец и Манджур 1895

-32
Порт-Артур
Порт-Артур

-34
-35

-36

-37

-38
1891
1891
-40
-41
-42
-43

-44
-45
Манджур в Чифу в 1895 г.
Манджур в Чифу в 1895 г.

Этому кораблю в боях побывать не довелось. В 1900 году его отослали за подкреплением, в 1904 году он был интернирован, а гражданскую до боев дело не дошло. Но строили датчане добротно.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам