В провинциальный Губернск прибывает гусарский полк. Одновременно в городе объявляется чиновник из столицы, цель которого – проверить нескольких офицеров, на которых поступил донос. Командир полка решительно выражает свой протест, но вынужден подчиняться. Втайне он придумывает как помешать планам графа и выйти из воды сухим. Но дело принимает совершенно неожиданный поворот, поскольку всё, что задумал граф – подстава.
Ровно за год до премьеры фильма Эльдара Рязанова на телевидении вышел фильм «Тот самый Мюнхгаузен». Что само по себе знаменательно, поскольку автором сценария в обоих картинах был Григорий Горин. И вряд ли будет преувеличением, если назвать эти работы в сфере кино лучшими достижениями Григория Израилевича
«Инкогнито из Петербурга» как типичный образ предстаёт в совершенно ином свете. Обыкновенно подобный персонаж либо раскрывал тёмные тайны тихого омута, либо выводил на чистую воду нечистых на руку обывателей провинции. Граф Мерзляев – совершенно иной типаж.
Въедливый бюрократ, функционер и манипулятор. Мерзляев по долгу службы не без удовольствия занимается поисками грязного белья. Специфика его работы определяет моральный компас. Понятия чести и достоинства для него – не более чем громкие слова. Иметь содержанку для него – гораздо больше, чем вступать в брак. На людей он без разбору смотрит высока, постоянно сохраняя на лице выражение некой снисходительной саркастичности.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в своём деле граф действительно хорош. Если угодно, то он вполне может напомнить Ганса Ланду из «Бесславных ублюдков». Корнет докладывает Мерзляеву, что прибыл по приказу полковника. Позже чиновник, беседуя с полковником Покровским, говорит, что Плетнёв вызвался конвоировать заговорщика добровольно. Полковник подыгрывает графу, не подозревая, что тот намеренно исказил сей факт.
Актёрский состав фильма поистине очень силён. Гафт, Леонов и Басилашвили создают очень выразительные, богатые образы, благодаря чему диалоги между этими персонажами поистине магнетизируют внимание зрителя. Юная Ирина Мазуркевич не теряется на фоне таких опытных коллег. Как обычно у Рязанова, хороши эпизодические персонажи.
В адрес Станислава Садальского, увы, много хорошего не скажешь. Уж больно усердствует он в роли «буйной головы», его игра слишком отдаёт преувеличенными театральными манерами. Редкие попадания случаются, когда Плетнёву уделяют драматические эпизоды. Но в основном он невыгодно выделяется на фоне коллег, чья игра таится в сдержанных полутонах, куда лучше передающих правдивость характеров.
Вообще отчего-то во время просмотра словно взыграло внутри какое-то негодование? Куда всё ушло? Почему такие таланты остались в прошлом? Почему Рязанов по прошествии лет так позорно сдал? На Басилашвили в «Мастер и Маргарита» без слёз не взглянешь. Отчего сильнейшая актёрская школа Советского союза безвозвратно утрачена? В очередной раз на манер Гамлета хочется тихо закончить как в монологе о Йорике: всё пропало…
Но вернёмся к теме. Отдельно стоит отметить Андрея Миронова, который не появляется в кадре, являясь рассказчиком, изредка отпускающим ироничные комментарии в адрес происходящего. Вот тут невольно ловишь себя на мысли, что из фильма можно было бы вырезать и реплики Миронова, и абсолютно все песни и романсы, и сцены гусарского быта. Тогда бы хронометраж прекрасно уложился в формат полнометражного фильма.
Но это было бы совершенно другое, можно сказать, «не то» кино. Язвительные реплики Горина, изречённые бархатным тембром Миронова не лишний раз подчёркивают характер именно комической стороны происходящего, основной конфликт которого, по сути, довольно трагичен. А в совокупности с музыкальной стороной получается создание особой, уникальной атмосферы, позволяющей окунуться в ушедшую эпоху.
Режиссёр Эльдар Рязанов позже рассказывал, что содержание фильма неудивительным образом перекликалось с жизнью. Поскольку в процессе съёмок руководство телевидения постоянно вмешивалось в процесс, требуя вносить различные правки в сценарий, стараясь сгладить особо провокационные углы. В конечном итоге творческой группе удалось найти изящные решения, позволившие сохранить многие сатирические элементы. Но сам Рязанов впоследствии говорил, что эти съёмки были самыми сложными в его карьере.
И действительно, сценарий Григория Горина продолжал темы, поднятые в предыдущей работе «Тот самый Мюнхгаузен». Бесчеловечный бюрократический аппарат в лице чиновника-интригана противопоставлялся людям простым, но честным. Особое положение героев очень точно выражено во фразе полковника: «Вроде бы как виноват, а молодец».
Критика власти, актуальная для всех времён, в фильме сатирически завуалирована как повод, из-за которого и затевается проверка. В этом и заключается особое великолепие сценария – комический фасад фильма стоит на фундаменте серьёзных тем, порой порождая удивительный симбиоз, мастерски воплощённый на экране. Если ещё не довелось ознакомится – обязательно посмотрите.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.