Найти тему
Фильманьяк

О бедном гусаре замолвите слово (1980) - остроумная трагикомедия, актуальная по сей день

Чёрные коты не раз играли важные сюжетные роли в советских фильмах. Достаточно вспомнить фильмы Александра Роу или Леонида Гайдая.
Чёрные коты не раз играли важные сюжетные роли в советских фильмах. Достаточно вспомнить фильмы Александра Роу или Леонида Гайдая.
В провинциальный Губернск прибывает гусарский полк. Одновременно в городе объявляется чиновник из столицы, цель которого – проверить нескольких офицеров, на которых поступил донос. Командир полка решительно выражает свой протест, но вынужден подчиняться. Втайне он придумывает как помешать планам графа и выйти из воды сухим. Но дело принимает совершенно неожиданный поворот, поскольку всё, что задумал граф – подстава.
Граф - обладатель утончённых манер. Ради пикапа в тюремной канцелярии он с помощью тюремщика создаёт лиричное музыкальное сопровождение. Не знаешь, что в этой сцене смешнее - палач, играющий на скрипке или заключённый, привлечённый к музицированию.
Граф - обладатель утончённых манер. Ради пикапа в тюремной канцелярии он с помощью тюремщика создаёт лиричное музыкальное сопровождение. Не знаешь, что в этой сцене смешнее - палач, играющий на скрипке или заключённый, привлечённый к музицированию.

Ровно за год до премьеры фильма Эльдара Рязанова на телевидении вышел фильм «Тот самый Мюнхгаузен». Что само по себе знаменательно, поскольку автором сценария в обоих картинах был Григорий Горин. И вряд ли будет преувеличением, если назвать эти работы в сфере кино лучшими достижениями Григория Израилевича

Мерзляев, привыкший к тому, что пред ним лебезят, сохраняет спокойствие даже когда обстановка накаляется. Чего только стоит его монолог о любви, который он торжественно завершает, несмотря на попытку прервать его речь.
Мерзляев, привыкший к тому, что пред ним лебезят, сохраняет спокойствие даже когда обстановка накаляется. Чего только стоит его монолог о любви, который он торжественно завершает, несмотря на попытку прервать его речь.

«Инкогнито из Петербурга» как типичный образ предстаёт в совершенно ином свете. Обыкновенно подобный персонаж либо раскрывал тёмные тайны тихого омута, либо выводил на чистую воду нечистых на руку обывателей провинции. Граф Мерзляев – совершенно иной типаж.

И как он теряет самообладание, совершенно не понимая иррациональность поступков людей, чьими судьбами он пытается управлять.
И как он теряет самообладание, совершенно не понимая иррациональность поступков людей, чьими судьбами он пытается управлять.

Въедливый бюрократ, функционер и манипулятор. Мерзляев по долгу службы не без удовольствия занимается поисками грязного белья. Специфика его работы определяет моральный компас. Понятия чести и достоинства для него – не более чем громкие слова. Иметь содержанку для него – гораздо больше, чем вступать в брак. На людей он без разбору смотрит высока, постоянно сохраняя на лице выражение некой снисходительной саркастичности.

Идеальный пример психологической амортизации. Мерзляев встречает гнев полковника улыбкой и согласием с его доводами. А когда полковник «остывает», Мерзляев уже плавно переходит в более серьёзный тон, излагая суть дела.
Идеальный пример психологической амортизации. Мерзляев встречает гнев полковника улыбкой и согласием с его доводами. А когда полковник «остывает», Мерзляев уже плавно переходит в более серьёзный тон, излагая суть дела.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в своём деле граф действительно хорош. Если угодно, то он вполне может напомнить Ганса Ланду из «Бесславных ублюдков». Корнет докладывает Мерзляеву, что прибыл по приказу полковника. Позже чиновник, беседуя с полковником Покровским, говорит, что Плетнёв вызвался конвоировать заговорщика добровольно. Полковник подыгрывает графу, не подозревая, что тот намеренно исказил сей факт.

Евгений Леонов - настоящий гений. В этом эпизоде Бубенцов осознаёт серьёзность положения, понимая, что за человек Мерзляев. Леонов практически не изменяется в лице, но одними глазами передаёт, какое потрясение испытывает Афанасий, понимая, что Мерзляев угрожает самому дорогому, что есть у Бубенцова.
Евгений Леонов - настоящий гений. В этом эпизоде Бубенцов осознаёт серьёзность положения, понимая, что за человек Мерзляев. Леонов практически не изменяется в лице, но одними глазами передаёт, какое потрясение испытывает Афанасий, понимая, что Мерзляев угрожает самому дорогому, что есть у Бубенцова.

Актёрский состав фильма поистине очень силён. Гафт, Леонов и Басилашвили создают очень выразительные, богатые образы, благодаря чему диалоги между этими персонажами поистине магнетизируют внимание зрителя. Юная Ирина Мазуркевич не теряется на фоне таких опытных коллег. Как обычно у Рязанова, хороши эпизодические персонажи.

Уже многое сказано про Мерзляева, но вот ещё один нюанс. Пытаясь настраивать людей друг против друга, он неприкрыто выражает своё отношение к каждому из них, как бы опуская их в глазах другого.
Уже многое сказано про Мерзляева, но вот ещё один нюанс. Пытаясь настраивать людей друг против друга, он неприкрыто выражает своё отношение к каждому из них, как бы опуская их в глазах другого.

В адрес Станислава Садальского, увы, много хорошего не скажешь. Уж больно усердствует он в роли «буйной головы», его игра слишком отдаёт преувеличенными театральными манерами. Редкие попадания случаются, когда Плетнёву уделяют драматические эпизоды. Но в основном он невыгодно выделяется на фоне коллег, чья игра таится в сдержанных полутонах, куда лучше передающих правдивость характеров.

Садальский выглядит особенно неубедительным в сравнении с Валентином Гафтом. Вот уж точное попадание в образ закалённого в сражениях человека.
Садальский выглядит особенно неубедительным в сравнении с Валентином Гафтом. Вот уж точное попадание в образ закалённого в сражениях человека.

Вообще отчего-то во время просмотра словно взыграло внутри какое-то негодование? Куда всё ушло? Почему такие таланты остались в прошлом? Почему Рязанов по прошествии лет так позорно сдал? На Басилашвили в «Мастер и Маргарита» без слёз не взглянешь. Отчего сильнейшая актёрская школа Советского союза безвозвратно утрачена? В очередной раз на манер Гамлета хочется тихо закончить как в монологе о Йорике: всё пропало…

Легко представить иного артиста, который обратил бы образ провинциального актёра в раздражающего эксцентрика. Но только не Леонов.
Легко представить иного артиста, который обратил бы образ провинциального актёра в раздражающего эксцентрика. Но только не Леонов.

Но вернёмся к теме. Отдельно стоит отметить Андрея Миронова, который не появляется в кадре, являясь рассказчиком, изредка отпускающим ироничные комментарии в адрес происходящего. Вот тут невольно ловишь себя на мысли, что из фильма можно было бы вырезать и реплики Миронова, и абсолютно все песни и романсы, и сцены гусарского быта. Тогда бы хронометраж прекрасно уложился в формат полнометражного фильма.

Бывалый вояка со знанием дела оценил ранение на миллион долларов.
Бывалый вояка со знанием дела оценил ранение на миллион долларов.

Но это было бы совершенно другое, можно сказать, «не то» кино. Язвительные реплики Горина, изречённые бархатным тембром Миронова не лишний раз подчёркивают характер именно комической стороны происходящего, основной конфликт которого, по сути, довольно трагичен. А в совокупности с музыкальной стороной получается создание особой, уникальной атмосферы, позволяющей окунуться в ушедшую эпоху.

И снова возвращаясь к образу Мерзляева. В своих манипуляциях ради воздействия на чужие чувства он умудряется даже выставлять себе жертвой.
И снова возвращаясь к образу Мерзляева. В своих манипуляциях ради воздействия на чужие чувства он умудряется даже выставлять себе жертвой.

Режиссёр Эльдар Рязанов позже рассказывал, что содержание фильма неудивительным образом перекликалось с жизнью. Поскольку в процессе съёмок руководство телевидения постоянно вмешивалось в процесс, требуя вносить различные правки в сценарий, стараясь сгладить особо провокационные углы. В конечном итоге творческой группе удалось найти изящные решения, позволившие сохранить многие сатирические элементы. Но сам Рязанов впоследствии говорил, что эти съёмки были самыми сложными в его карьере.

Фильм долгое время демонстрировался в урезанной версии, из которой были удалены, в основном, эпизоды, связанные с модистками. И тут невольно можно согласиться с цензорами, поскольку мадам Жозефина или модистка Лулу для сюжета абсолютно не нужны. Тут достаточно Натальи Гундаревой, королевы этого уморительного эпизода.
Фильм долгое время демонстрировался в урезанной версии, из которой были удалены, в основном, эпизоды, связанные с модистками. И тут невольно можно согласиться с цензорами, поскольку мадам Жозефина или модистка Лулу для сюжета абсолютно не нужны. Тут достаточно Натальи Гундаревой, королевы этого уморительного эпизода.

И действительно, сценарий Григория Горина продолжал темы, поднятые в предыдущей работе «Тот самый Мюнхгаузен». Бесчеловечный бюрократический аппарат в лице чиновника-интригана противопоставлялся людям простым, но честным. Особое положение героев очень точно выражено во фразе полковника: «Вроде бы как виноват, а молодец».

Бубенцов очень точно скажет: «Убогий ты какой-то, Мерзляев...» И выпавшая из фамилии спустя годы буква Л - это не только авторский юмор. Новая фамилия графа как нельзя лучше подчёркивает измельчание его души.
Бубенцов очень точно скажет: «Убогий ты какой-то, Мерзляев...» И выпавшая из фамилии спустя годы буква Л - это не только авторский юмор. Новая фамилия графа как нельзя лучше подчёркивает измельчание его души.

Критика власти, актуальная для всех времён, в фильме сатирически завуалирована как повод, из-за которого и затевается проверка. В этом и заключается особое великолепие сценария – комический фасад фильма стоит на фундаменте серьёзных тем, порой порождая удивительный симбиоз, мастерски воплощённый на экране. Если ещё не довелось ознакомится – обязательно посмотрите.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.