Найти в Дзене
Русская Семёрка

Битва за Москву: что стало сюрпризом для немецких генералов

Оглавление

Гитлер был уверен, что победа под Москвой станет решающей и окончательно определит судьбу СССР. Он верил в это на каком-то интуитивном уровне, вопреки всем обстоятельствам и очевидным фактам. Даже, когда в начале декабря 1941 года началось контрнаступление РККА и немцы под ударами накопленных Москвой резервов отступали, неся огромные потери, Гитлер записывал в своем дневнике: «Война идет к концу»…

Численное превосходство

5 декабря — в день начала контрнаступления — командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал Теодор фон Бок написал: «Трудный день». Впрочем, это определение вполне подходило под любой следующий день — все они были одинаково сложны для группировки вермахта, отступающей под сокрушительными ударами Красной Армии. Чувствовалось численное превосходство в живой силе и технике, которое удалось создать СССР на данном направлении.

По словам фон Бока, группе армий противостояло на 24 полноценные дивизии больше, чем это было месяцем ранее. «С другой стороны, численность германских дивизий сократилась более чем на половину в результате непрерывных боев и связанных с зимними холодами бедствий. Боеспособность бронетанковых войск и того ниже. Потери среди офицерского и унтер-офицерского состава просто шокируют», — писал он.

Ожесточенное сопротивление

За два года до кампании против СССР Гитлер успешно осуществил разгром и захват Польши. Тогда на Восток были брошены практически все имеющиеся силы, и достойного сопротивления они не встретили. Позже была столь же блестящая Французская кампания. Казалось, с Советским Союзом все будет также. Тем более, что силы против него были накоплены куда более серьезные. Но все пошло не по плану с самого начала.

Командующий 3-ей танковой группой генерал-полковник Герман Гот вспоминал, что из-за отчаянного сопротивления его танки продвигались со скоростью пехоты. Русские отказывались сдаваться даже в самом безнадежном положении, горя лишь одним желанием — забрать с собой как можно больше жизней и как можно дольше задержать продвижение противника.

Сложные погодные условия

Вопреки расхожему мнению, зима 1941/42 гг. не была очень суровой. Во всяком случае, по российским меркам. Но немцам и того было достаточно. Кроме того, заморозки сменялись оттепелями, из-за чего наступление буксовало — в буквальном смысле этого слова. Показательным моментом стала застрявшая в непролазной грязи в 80 километрах от столицы 10-я танковая дивизия генерал-майора Фишера. Именно ей надлежало первой в победном марше ворваться на Красную площадь.

Спустя два с половиной года кое-кому из немецких завоевателей все же доведется прошагать по советской столице — в позорном «Параде побежденных». Впрочем, это уже совсем другая история…