В статье рассмотрим исторический случай связанный с Александром Керенским, позволяющий оспорить и опровергнуть определенную точку зрения о нём, сложившуюся в российской истории.
Императрица Мария Федоровна в 1917 году
Как известно, многие советские и российские историки утверждали, что Александр Фёдорович Керенский находясь на посту премьер-министра Временного Правительства в 1917 году отличался слабостью и нерешительностью характера. Однако существуют ряд документов и свидетельств современников показывающих что данные заявления касающиеся Керенского не совсем точны и не отличаются правдивостью.
В 1927 году эмигрантский журнал с длинным и оригинальным названием «Голос Минувшего на чужой стороне» сообщил что были случаи, когда Александр Керенский действовал со всей решительностью и находчивостью – «совсем как ..Наполеон».
Так в мае 1917 года к комиссару Временного Правительства Ф. А. Головину обратился князь Шервашидзе - управляющий канцелярией вдовствующей императрицы Марии Федоровны, с просьбой выдать ей двести тысяч рублей, в виду её намерения уехать в Данию. И как сообщал «Голос Минувшего» «вносить данный вопрос на рассмотрение Временного Правительства значило провалить дело, ибо Временное Правительство и при сочувствии к данной идей, оказалось бы в краинем затруднении», и Ф. А. Головин, в виду размеров суммы, не решился своей властью решить вопрос.
В качестве компромисса было решено временно позаимствовать эту сумму из хранившихся в отдельном ведомстве крупных капиталов великих князей. С просьбой о разрешении на это обратились к великому князю Михаилу Александровичу, но тот в этой просьбе Ф. А. Головину отказал.
Александр Керенский- «Наполеон» Февральской революции 1917 года
И вот в этой ситуации -«воистину орлом» показал себя Александр Керенский. Когда после отказа великого князя Михаила Александровича обратились к Керенскому, то он без колебании, собственной властью распорядился выдать Марии Федоровне двести тысяч рублей из казенных сумм, не внося вопрос на обсуждение Совета Министров Временного Правительства.
И как заметили многие русские и иностранные современники после чтения статьи в журнале " Голос Минувшего на чужой стороне": « отличившиися в данной ситуации решимостью Александр Керенский как и Наполеон Бонапарт, имел «свой остров Святой Елены». А дела на острове были не радостные.. поскольку хвастаться было нечем. Ведь даже газета Александра Керенского «Дни» была закрыта. Теперь, вот бы Керенскому-«отставному Наполеону», обратиться в свою очередь к императрице Марии Федоровне :« Я вас, ваше величество в свое время выручил. Теперь ваша очередь!».