А разве это не может быть одним и тем же, вне зависимости от ориентированности ученика на получение музыкальной профессии? Почему «общее музыкальное развитие» в рамках программы музыкальной школы не может дать ученику базу, не побоюсь сказать – основанную на упрощённых вузовских принципах обучения?
Может!
Мотивацией к написанию данной статьи является моё желание всё же разъяснить смысл моей предыдущей заметки по теме «музыкалки» (ссылка в конце статьи).
Анализируя комментарии и относительно скромное количество лайков при внушительном количестве прочтений, сделала вывод, что моя мысль осталась не всеми понята.
Я говорила о том, что обучающиеся в «музыкалке» навряд ли вырастут в музыкантов. Это многими было воспринято буквально и, естественно, воспринято критически. И это оправдано, если так прямо и понимать, мол «ходите в музыкальную школу, ходите, а музыкантами всё равно не станете». Вовсе не так!
Я выступаю не против того, чтобы ходить в «музыкалку» (это же глупо, ведь всё начинается с неё, даже самый успешный путь) –
А я выступаю против того, чтобы ходили и не стали музыкантами начального уровня!
Для чего собственно музыкальная школа и существует. Не для того, чтобы ходить – баклуши бить, и не для того, чтобы сразу так и решиться посвятить всю жизнь музыкальной профессии.
Для того, чтобы получить адекватную базу, доступную для всех, кого принимают в музыкальную школу на объективных общих правах. В большей или меньшей степени ею должен овладеть каждый учащийся, в особенности выпускник (за пару-тройку лет музыкальной школы базу не выработаешь в любом случае, но немного познакомиться с музыкой можно).
Учимся-учимся, а потом всё «с нуля»
Сейчас рассмотрю исключительный, но на практике встречающийся случай.
Каким образом выходит так, что, поступив в консерваторию, человеку приходится не просто продолжать образовываться музыкантом, что и должно происходить, а сперва, или же параллельно с этим, переучиваться? Оттого, что он привык делать не так, как нужно было бы.
Этот процесс запрашивает грандиозных усилий самого ученика и преподавателя, и, естественно, от этого страдает конечный уровень специалиста, с которым студент выпустится из консерватории.
То есть:
- Вместо того, чтобы вкладывать в студента все свои профессиональные знания и силы, ожидая их воспринятия и хотя бы частичной отдачи;
- Вместо того, чтобы предлагать те принципы работы с музыкой, что требуют зрелого музыкального мышления (которое к 18-20 годам, по окончании ранее как минимум одного музыкального учреждения, всё-таки должно сформироваться хотя бы в общих чертах), –
Преподаватель специального фортепиано (возможно и других отделений также) должен переучивать «косолапого» студента, музыкально-«здорового» от рождения, ходить «нормальным шагом»? (готовлю корзину помидоры собирать)
Что это значит?
Из личного опыта
Знаю, как это бывает. В 11 лет я поступила в ССМШ (колледж) при Ростовской консерватории. Тогда он ещё назывался лицеем для одарённых детей, однако на самом деле одарённые дети учатся во всех обычных музыкальных школах. Но особенность в том, что в лицее всегда учились исключительно такие.
Но «одарённость» без базы, это боль.
И вот, из обычной музыкальной школы я такая пришла в колледж к профессору консерватории со своим каким-то «даром», но практически без базы (иногда некоторые профессора консерватории обучают учащихся колледжа при ней, параллельно со студентами).
Что такое база?
Если вкратце, в общем – это корректные представления о музыке и её исполнении, о принципах работы с произведением, а также владение основными техническими «клише», т.е. самой технической базой.
Она может быть недостаточно сформирована, не в полной мере обогащена опытом в силу возраста, но сразу поставлена на верные рельсы. Какой толк в опыте, полученном мимо базы?
Толк, безусловно есть. Если человек находит в себе силы для переобучения, готов тратить на это время – он будет опытен в квадрате, или даже в кубе, пройдя этап ломки и превращения в своей профессии, подобно фениксу, возрождающемуся из пепла. Но для чего такие жертвы?
Вывод
Необходимо изначально серьёзно отнестись даже к самой элементарной, общей программе обучения в музыкальной школе, как со стороны ученика, так и со стороны учителя. Ведь никогда не знаешь точно, учится ли ребёнок для «общего» развития или для будущего.
И вот сейчас, находясь в позиции последнего, то бишь учителя, я продолжаю учиться с ещё большей мотивацией, так как теперь понимаю, насколько всё это ответственно и не всегда так просто на деле, как на словах.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статья: