Несмотря на начало Крымской, а в нашем контексте Восточной войны, Путятин с Лесовским на «Диане», в одиночку без поддержки своей эскадры, решается отправиться в Японию на переговоры. Риск неоправданный!
В конце сентября 1854 года они отправляются из Императорской гавани на Амуре и, посетив Хакодате и Осаку, 22 ноября прибывают в японский порт Симода. Прошло уже пол года как японцы подписали Каганавское соглашение с американцем Перри. Россия явно опоздала со своими предложениями, поэтому уже находилась в невыгодном положении.
Начало Симодского договора
Переговоры начались не без сложностей. У русской стороны не было переводчика японского языка, был только востоковед И. А. Гошкевич, знавший китайский и корейский языки. У японской стороны не было переводчика с русского. Странная ситуация. Куда же делся наш японский друг Теске? Помер и не оставил своих учеников? В Японии всё может быть. Посему переговоры с русской стороны шли на голландском языке, с японской стороны на адаптированном китайском диалекте.
Основным козырем Путятина в переговорах был остров Итуруп, который Россия намеревалась уступить Японии, хотя Итуруп был уже более 50 лет освоен промышленниками и православными миссионерами. Его Айнское население было полностью русифицировано и крещёно. Странный козырь в обмен на что? На мифические торговые отношения со страной, о которой никто, ничего толком не знал.
10 декабря начались официальные переговоры, а 11-го случилось страшное землетрясение. Ну разве это не Знак?! Делегация находилась на «Диане» в бухте Симоды и могла своими глазами наблюдать разыгравшуюся трагедию. Вот как об этом писал сам Путятин:
«Около 10 часов утра, находясь в каюте, я почувствовал легкое содрогание, которое отозвалось еще ощутительнее в кают-компании. Спустя четверть часа после этого землетрясения вода близ города как будто закипела, – усилившееся вдруг течение реки произвело на отмелых местах буруны и всплески. В то же самое время с моря вода пошла сильно на прибыль и, приняв грязный вид, заклокотала кругом острова Инубасири и мысов. Горизонт воды стал быстро подниматься… Гребные суда наши… немедленно были призваны к фрегату. Вместе с этим вода пошла быстро на убыль и был отдан второй якорь. Вслед за тем, но прежде нежели скорость убыли начала уменьшаться, пошла новая прибыль, отчего фрегат стало ворочать то в одну, то в другую сторону, на несколько румбов, а когда сила прибыли взяла верх, фрегат в несколько секунд сделал полный оборот. С этого времени прилив и отлив быстро сменялись, горизонт воды беспрерывно то поднимался, то опускался, и между берегом и островом образовался совершенный водоворот… о быстроте этих движений можно судить по тому, что в начале своего кружения фрегат в продолжение 30 минут сделал 42 полных оборота… стоявшие в бухте джонки несло по всем направлениям. Одно из этих судов село на наши канаты…
...Для города Симоды второй вал прилива был самый пагубный. Поднявшись сажени на три (6 м) выше обыкновенного уровня, море покрыло все селение, несколько минут виднелись одни крыши кумирен. Последовавший за этим отлив наполнил бухту частями домов, джонок, целыми крышами, домашнею утварью, человеческими трупами и спасавшимися на обломках людьми. Все это неслось из города в мутном потоке, с неимоверной быстротою… Около этого времени над городской долиной показался дым и по воздуху распространился серный запах. За этим вторым валом последовало еще четыре, смывшие существование города Симоды».
Фрегат был сильно повреждён. Течением ему сломало киль, фальшкиль и руль, который не был найден. Открылась течь, вода прибывала в трюм по пол метра в час. Для ремонта корабля необходимо было найти более удобную и спокойную бухту. Таковую нашли возле деревеньки Хеда. Фрегат нужно было туда переправить. Часть экипажа была размещена на берегу и принялась помогать местным в ликвидации последствий природной стихии. Из 1000 домов в Симодо уцелело только 60.
14 декабря, пока на фрегате шёл необходимый для перегонки ремонт, а на берегу спасали выживших, переговоры возобновились. Пришли таки к обоюдному согласию сторон. Японии отходили южные Курилы вместе с островом Итуруп. Граница с Японией была установлена по проливу Фриза. Севернее этого пролива все Курильские острова были признаны российскими (хотя они и так все контролировались Россией). Остров Сахалин был признан территорией совместного использования (?), при том, что куда там японцам до Сахалина, они и Хоккайдо-то едва освоили, а океанского флота у них никогда и не было.
Гибель «Дианы»
Тем временем на «Диану» установили временный руль и закончили кое-какие починки. 2 января вышли из гавани Симода и направились в Хеда. Однако уже к вечеру налетел сильный шквал и руль сорвало. Бросив три якоря продвижение пришлось остановить. Утром течь усилилась ещё больше. Весь оставшийся груз и большинство команды были переправлены на берег. Несмотря на откачку воды судно медленно погружалось, хотя и не так быстро как предполагалось.
7 января к кораблю приплыли 100 джонок с намерением начать буксировку в гавань Хеда. Пробуксировав фрегат около 5 миль джонки бросились в рассыпную. Налетевший шквал поднял такое волнение, что экипаж «Дианы» с трудом смог покинуть судно и на парусном боте добраться до берега. Фрегат потащило назад, развернуло и повалило на борт. К утру на том месте уже ничего не было. «Диана» затонула. Все члены экспедиции Путятина были расквартированы в Хеда.
26 января в храме Гёкусэндзи в Симоде, был подписан первый договор о дружбе и торговле между Россией и Японией, известный как Симодский трактат. По некоторым вопросам этого трактата ещё долгие годы велись споры, о чем напишу чуть далее. Япония разрешала русским судам заходить в японские порты Хакодате, Симода и Нагасаки. Разрешалась торговля под надзором японских наместников. Так же устанавливалось консульское сношение. Первым консулом стал наш упоминавшийся востоковед Иосиф Гошкевич.
Как появился Японский океанский флот
К превеликому счастью экспедиции в личных вещах Путятина сохранился журнал «Морской сборник», № 1 за 1849 г., в котором были помещены чертежи шхуны «Опыт». Прапорщик корпуса флотских штурманов Карандашев (не зря носил свою фамилию) и мичман Колокольцев вычертили по Морскому сборнику рабочие чертежи шхуны. Путятин через местное правление организовал рабочих для помощи в постройке нового корабля. Наши моряки вместе с японцами валили лес, пилили доски, плели из пеньки канаты, варили смолу.
Для японцев эта стройка не прошла даром. Японская рангакуся всё подмечала и брала на карандаш все тонкости и премудрости кораблестроения! Для них это был неоценимый опыт в постройке кораблей по европейскому образцу, способных плавать в океане.
Через два месяца шхуна была готова. Её назвали в честь японцев «Хеда». Конечно же «Хэда» не могла вместить на борт всю команду Путятина, поэтому он зафрахтовал два американских судна для отправки большей части команды в Петропавловск. Капитан-лейтенант С. С. Лесовский с офицерами «Дианы» и 150 матросами пришёл на американской шхуне в Петропавловск, а оттуда в залив Де-Кастри. На втором корабле к русским берегам были отправлены 284 матроса под командой лейтенанта Мусина-Пушкина, но 20 июня 1855 года возле Сахалина их взяли в плен англичане и пароходом отправили в Англию.
26 апреля Путятин на шхуне «Хеда» вышел из гавани, обогнул с юга Японию и взял курс на Петропавловск, куда прибыл 10 мая. Но как мы знаем, к моменту прибытия Путятина в Петропавловск города уже не существовало. Какой это был шок для капитана не идёт ни в какое сравнение с шоком, испытанным англо-французской коалицией, но об этом в следующей статье. А Путятин, поняв ошибку отправился в Ди-Кастри. При прохождении пролива Лаперуза, «Хеду» атаковали три неприятельских судна. Одно из них пустилось в погоню за вожделенным Путятиным, но на счастье, поднявшийся сильный ветер дал шхуне возможность уйти от преследования. 8 июня 1855 года «Хеда» пришла в Николаевск-на-Амуре.
Японцы, по образцу «Хеды» в том же году построили для себя 6 шхун. А на следующий год первая шхуна «Хэда» была передана японской стороне вместе с научными приборами, а также 52 пушками, снятыми с затонувшего фрегата «Диана» и тогда было построено ещё три, усовершенствованных шхуны. Так появился японский океанский флот.
Итоги и споры
Но несмотря на Симодский трактат о дружбе и сотрудничестве японцы предоставляли свои порты для англо-французской коалиции в качестве баз для последних во время Восточной военной компании, хотя ни англичане, ни французы никаких договоров с Японией ещё не подписыали.
А что касается споров, то первый возник из-за названия самого договора. В японском написании (日本国魯西亜国通好条約 - японско-российский договор) первый иероглиф в названии России (魯) имеет значение «глупый». Почему-то я не удивлён. Как можно было подписать договор на таких унизительных условиях. Здесь Путятин, на мой взгляд, превзошёл самого Резанова. А японцы люди открытые, что видят так и пишут.
Второй спорный момент по территориям до сих пор будоражит многих чиновников от дипломатии. Японцы ведь дотошные, потому и сегодня ссылаются на Симодский трактат, требуют свои острова. Ну что тут поделаешь, подписали же когда-то договор. Вот так-то, смотри что подписываешь 🙃