То, что русичи очень любили оставлять надписи на стенах разных церквей, факт известный. Нет, наверное, ни одной достаточно древней церкви на территории России, где не обнаружились бы так называемые граффити.
Да и за пределами нашей страны древних кириллических надписей на стенах храмов хватает. Особенно много их оставлено в соборе Святой Софии в Константинополе, переименованном турками в Стамбул. А девять лет назад древнерусскую кириллическую надпись нашли даже на стене на стене церкви аббатства Сен-Жиль во французском Провансе.
Содержание надписей обычно было крайне незамысловатым. Ставили свое имя, писали молитву или просто просили Господа о помощи. Но периодически встречаются довольно любопытные случаи.
Такова, например, перебранка на Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде.
Все началось с того, что некий посетитель нацарапал там следующий текст
(ки)те пиро(ге въ) печи, гридьба въ корабли
перепелка па(ре в)ъ доуброве пост(ави) кашоу по(ста)ви пироге тоу иди
В скобках указаны восстановленные буквы - за это нужно благодарить доктора исторических наук Альбину Медынцеву, одного из крупнейших советских специалистов по древнерусским надписям. Она же дала свою расшифровку смысла.
Первая строчка означает: "как пироги сидят в печи, так и гридьба [гриди, дружина] в корабле". Во второй приводится какая-то поговорка про перепелку, наварившую кашу и поставившую пирог. Что-то вроде "сороки-вороны" из нашей детской считалочки.
Начертание букв и некоторые другие признаки позволяют определить, что текст был сделан на рубеже XII - XIII вв. И тогда же он вызвал негодование у другого посетителя. Этот второй новгородец (или гость города) перечеркнул надпись и чуть ниже гневно добавил: "Оусохните ти роуки".
В общем, чтоб у тебя руки отсохли!
Что же его так рассердило? Приведем объяснение еще одного видного советского филолога, знатока древнерусской эпиграфики Татьяны Рождественской. Она считает, что первоначальный текст был связан с погребальным обрядом. Птичья тематика может быть отсылкой к образу отлетевшей души, а корабль с воинами напоминает погребальную ладью. Каша с пирогом тоже атрибуты похорон и поминок.
Получается, что автор надписи нацарапал какой-то заупокойный заговор, бытовавший, очевидно, в фольклорной традиции. Однако не учел, что заговор этот - языческий по сути. И следующий посетитель (а может быть, кто-то из монахов), увидевший этот текст, возмутился кощунством.
А под всей этой конструкцией есть еще одна надпись, оставленная, возможно, кем-то третьим: "Ох душе грешной". Он прочитал обоих предшественников, вник в смысл и не смог сдержать своих эмоций.
Прямо как наше современное общение в соцсетях...
__________________________
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)