Найти тему
Русичи

Древнерусская перебранка прямо на стене храма

То, что русичи очень любили оставлять надписи на стенах разных церквей, факт известный. Нет, наверное, ни одной достаточно древней церкви на территории России, где не обнаружились бы так называемые граффити.

Да и за пределами нашей страны древних кириллических надписей на стенах храмов хватает. Особенно много их оставлено в соборе Святой Софии в Константинополе, переименованном турками в Стамбул. А девять лет назад древнерусскую кириллическую надпись нашли даже на стене на стене церкви аббатства Сен-Жиль во французском Провансе.

Содержание надписей обычно было крайне незамысловатым. Ставили свое имя, писали молитву или просто просили Господа о помощи. Но периодически встречаются довольно любопытные случаи.

Такова, например, перебранка на Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде.

Все началось с того, что некий посетитель нацарапал там следующий текст

(ки)те пиро(ге въ) печи, гридьба въ корабли
перепелка па(ре в)ъ доуброве пост(ави) кашоу по(ста)ви пироге тоу иди

В скобках указаны восстановленные буквы - за это нужно благодарить доктора исторических наук Альбину Медынцеву, одного из крупнейших советских специалистов по древнерусским надписям. Она же дала свою расшифровку смысла.

Первая строчка означает: "как пироги сидят в печи, так и гридьба [гриди, дружина] в корабле". Во второй приводится какая-то поговорка про перепелку, наварившую кашу и поставившую пирог. Что-то вроде "сороки-вороны" из нашей детской считалочки.

-2

Начертание букв и некоторые другие признаки позволяют определить, что текст был сделан на рубеже XII - XIII вв. И тогда же он вызвал негодование у другого посетителя. Этот второй новгородец (или гость города) перечеркнул надпись и чуть ниже гневно добавил: "Оусохните ти роуки".

В общем, чтоб у тебя руки отсохли!

Что же его так рассердило? Приведем объяснение еще одного видного советского филолога, знатока древнерусской эпиграфики Татьяны Рождественской. Она считает, что первоначальный текст был связан с погребальным обрядом. Птичья тематика может быть отсылкой к образу отлетевшей души, а корабль с воинами напоминает погребальную ладью. Каша с пирогом тоже атрибуты похорон и поминок.

Получается, что автор надписи нацарапал какой-то заупокойный заговор, бытовавший, очевидно, в фольклорной традиции. Однако не учел, что заговор этот - языческий по сути. И следующий посетитель (а может быть, кто-то из монахов), увидевший этот текст, возмутился кощунством.

А под всей этой конструкцией есть еще одна надпись, оставленная, возможно, кем-то третьим: "Ох душе грешной". Он прочитал обоих предшественников, вник в смысл и не смог сдержать своих эмоций.

-3

Прямо как наше современное общение в соцсетях...

__________________________

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)