Найти в Дзене
Моя герцогиня

Мария Талызина: воспитывала 4 собственных детей, 2 сыновей покойной сестры и младшего брата

В мае 1742-го года на свет появилась вторая дочь Степана Федоровича и Аграфены Леонтьевны Апраксиных. Девочку при крещении назвали Марией и воспитывали вместе со старшей сестрой Еленой (о ней можно почитать во вчерашней статье) и младшим братом Степаном. В детстве Машенька была слабым и болезненным ребенком.

"Однажды императрица поехала обедать к генералу Степану Апраксину; мы были в числе приглашенных... Я увидела в первый раз в этот день двух дочерей генерала Апраксина... второй было только шесть лет; она была тогда чахоточной, харкала кровью и была буквально одна кожа да кости; конечно, и не подозревали, что она станет столь большою, столь колоссальною, столь чудовищно толстою, какой все те, кто её знали, видели Талызину, ибо это именно та самая, которая тогда была лишь очень маленьким ребенком". Писала Великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица
-2

В отличие от старшей сестры, которую выдали замуж в возрасте 15 лет, Мария Степановна пошла под венец зрелой девушкой. Мужем 20-летней Апраксиной стал 28-летний Александр Федорович Талызин. В браке у супругов родилось четверо детей: Степан (1765), Петр (1767), Екатерина (1772) и Татьяна (1780).

Даже не обладая красотой и очарованием старшей сестры, Мария Степановна собирала вокруг себя многочисленных поклонников и воздыхателей. С годами Талызина очень сильно располнела и подурнела лицом, но даже это не оттолкнуло ее постоянного любовника графа Никиту Ивановича Панина.

«верность старого графа делает ему честь, так как другой на его месте не нашёл бы в себе достаточной для этого добродетели».
Мария с братом Степаном
Мария с братом Степаном

В тоже время вместе с мужем Мария Степановна занималась воспитанием не только собственных детей, но и сыновей своей покойной сестры Елены Степановны Куракиной - князей Александра и Алексея. Молодые князья души не чаяли в тетушке и очень уважали ее, а она в свою очередь дарила им свою заботу и любовь. Так же в доме Талызиных рос младший брат Марии Степан Степанович Апраксин, который был младше нее на 15 лет.

"Брат её генерал Апраксин был богат, молод, пригож, прекрасно воспитан, охотник до забав, щедр, роскошен, влюбчив, словом, таков, каким описал нам Вольтер своего Нескромного, а к тому же, будучи в 20 лет с небольшим флигель-адъютант и полковник, стоял тогда с полком в Москве, наряжал на свой кошт и офицер, и солдат, щеголял своими пышными разводами и всей Москве кружил голову. Дом его был Париж для молодых людей, школа образования и наилучшего тона. Кто не втирался в его знакомство?
Кто не искал его благосклонности и взгляда? Сестра его, которая управляла домом, хозяйством, жила на счёт братнин и помогала ему взапуски делать долги. В этом-то доме все радости света сливались вместе. Тут были беспрестанные игры, забавы, балы и всё, что роскошь с удовольствием пополам могут произвести очаровательного для человека всякого пола, всяких лет. Казалось, что г-жа Талызина была какая-то фея, а брат её волшебник, кои, согласясь заодно, магической палочкой превращали дом свой в земной рай".

В возрасте 50-ти лет Мария Степановна приняла решение разделить все имущество, унаследованное от покойного мужа, между детьми. Согласно договору сыновья должны были выплачивать матери ежегодное содержание и оплатить все ее долги. Жизнь Талызиной оборвалась в возрасте 54 лет в 1796-ом году.