Найти тему

Всегда и все ли монополии вредны? Объясняю просто

Оглавление
«Принудительная монополия» — компания, которая организует производство и устанавливает цены на товары независимо от рынка, без оглядки на конкуренцию, на законы спроса и предложения. Если подобные монополии займут ведущее место в какой то ни было экономической системе, в ней возобладают косность и застой.

Айн Рэнд, американская писательница

Большинство людей в общих чертах знают, что такое экономическая монополия. И они наверняка в курсе ее вреда для экономики. Тем же, кто готовится к ЕГЭ по обществознанию, особенно важно проверить свои знания на эту тему.

Для тех, кто не сталкивался с этим понятием, скажу, что экономическая монополия - это рынок, который представлен одним продавцом. Этот продавец либо вообще единственный в своей нише, либо является на ней доминирующим, так что никто не в силах составить ему конкуренцию. Его продукция уникальна, и больше ее ни у кого не приобрести.

Кстати, в настольной игре с тем же названием "Монополия" цель заключается в том, чтобы сделать банкротами всех остальных игроков, и остаться единственным владельцем объектов на игровой карте. Название игры очень четко увязывается по смыслу с настоящей монополией.
Шарж на политический процесс в США. Государством управляют крупнейшие предприниматели. Картинка из открытого доступа
Шарж на политический процесс в США. Государством управляют крупнейшие предприниматели. Картинка из открытого доступа

Итак, у такого продавца нет конкурентов. И это действительно чревато многими негативными последствиями.

У монополиста есть возможность ставить такие цены на продукцию, которые выгодны ему, без оглядки на конкурентов. И ставить их он будет как можно выше. Ведь у людей все равно нет выбора.

По этой же причине монополист не особенно будет угождать потребителям улучшением качества и ассортимента своих услуг и товаров. Ведь все равно купят, что есть.

Ну и наконец, власть монополиста может простираться и до политики. Ведь где крупные деньги, там открыты все двери. Вспоминается высказывание:

Дайте мне право выпускать и контролировать деньги страны, и мне будет совершенно всё равно, кто издает законы.

Но все ли так однозначно плохо и понятно с монополиями? Попробуем разобрать некоторые особенности.

Какие бывают монополии

Начнем с того, что монополии бывают разные.

-2

Закрытая монополия юридически защищена от вступления на рынок какого-то нового продавца. То есть её уникальную услугу или товар просто запрещено использовать кому-либо другому.

Например, на операционную систему iOS, на которой работают устройства компании Apple, оформлен патент. Никто другой не имеет право использовать ее. Это пример того, как уникальный продукт защищен законом.
Операционная система iOS - пример закрытой монополии. Фото из открытого доступа
Операционная система iOS - пример закрытой монополии. Фото из открытого доступа

Открытая монополия, соответственно, таких ограничений не имеет. Теоретически, в нее может прийти новый продавец, и это уже будет не монополия, а олигополия. Но пробиться в монополию и составить конкуренцию уже состоявшемуся монополисту невероятно сложно.

Также монополии бывают естественные и искусственные. Но об этом поподробнее.

Монополия - это не всегда плохо

Если говорить о естественной монополии, то ее существование не вредит, а скорее даже приносит пользу для экономики. Можно сказать, что естественная монополия - это такой рынок, который целесообразнее оставить в руках одного продавца, чем нескольких.

РЖД - естественная монополия в России
РЖД - естественная монополия в России

В качестве примера естественной монополии можно привести компанию РЖД (Российские Железные Дороги). РЖД принадлежит государству. Почему лучше, чтобы эта отрасль оставалась у единственного владельца, чем у нескольких?

Если бы сеть железных дорог была поделена между несколькими конкурирующими продавцами, то и вся прибыль, идущая от этого дела, была бы тоже поделена между ними. И конечно, у каждого ее было бы меньше, чем у всех суммарно. К тому же, лишь часть этой прибыли шла бы на развитие железных дорог, а другая часть шла бы на личное потребление капиталистов.

В таком случае у них просто было бы недостаточно денег, чтобы продавать билеты на железнодорожный транспорт по невысоким ценам, и при этом окупать расходы на поддержание своего бизнеса, и на свои личные расходы.

При естественной монополии вся прибыль идет в "общий котел", и оттуда вновь распределяется на поддержку самой себя. Никакого распила прибыли нет. Соответственно, не нужно делать цены заоблачными, чтобы оставаться на плаву.

Искусственные монополии

А вот про искусственные монополии вряд ли можно сказать что-то хорошее.

Нефтяной картель ОПЕК - пример искусственной монополии. Показаны страны-члены организации. Данные от 09.08.2022. Карта из открытого доступа
Нефтяной картель ОПЕК - пример искусственной монополии. Показаны страны-члены организации. Данные от 09.08.2022. Карта из открытого доступа

Искусственная монополия создается из ранее свободного конкурентного рынка. Она-то и ведет ко всем ограничениям и неудобствам для потребителей. При этом, можно выделить искусственные монополии разной степени жесткости: картели, синдикаты, тресты.

На карте показаны страны-участники нефтяного картеля ОПЕК - Организации стран — экспортеров нефти. В общей сложности, этими странами добывается и продается подавляющая доля нефти на мировой рынок. И они объединились в своеобразное сообщество, чтобы этот рынок контролировать.
Страны могут договориться, например, сократить объем ежедневной добычи нефти, чтобы таким образом завысить на нее цены. Ведь чем меньше товара в продаже, тем выше и цена. Это манипуляция рынком в своих интересах.

Таким образом, картель - это объединение разных продавцов из одной отрасли, для обеспечения скоординированного контроля над ней. Члены картеля могут принять какое-то коллективное решение, которое повлияет на данный рынок в их интересах.

При этом каждый член картеля остается самостоятельным продавцом. Например, Алжир сам решает, каким странам он будет продавать свою нефть, и какие технологии будет использовать для добычи. Остается производственная самостоятельность, и свободный выбор каждым рынков сбыта.

Более жесткий вариант картеля - это синдикат.

Представим, что страны ОПЕК не только принимают какие-то отдельные общие решения о добыче нефти, а также продают ее лишь коллективно, от лица всей организации. Это значит, что купить нефть у Алжира или Ирана нельзя. Единственным продавцом будет сама организация ОПЕК, а отдельные страны не смогут сами выбирать рынки сбыта. В таком случае члены организации смогли бы просто "отрезать" от нефтяного рынка покупателей, которых что-то не устраивает. Это даст больше возможностей диктовать свои условия.

Итак, у членов синдиката уже нет финансовой самостоятельности, есть только производственная.

Джон Рокфеллер (1839-1937) - американский бизнесмен, основатель треста Standard Oil. Первый долларовый миллиардер в истории человечества. Фото из открытого доступа
Джон Рокфеллер (1839-1937) - американский бизнесмен, основатель треста Standard Oil. Первый долларовый миллиардер в истории человечества. Фото из открытого доступа

И наконец, трест. Это совокупность предприятий, управляемых из единого центра, полная монополия на все. У предприятий нет ни производственной, ни финансовой самостоятельности.

Известный пример - трест Standard Oil, созданный американским предпринимателем Джоном Рокфеллером. Созданная в 1870 г., Standard Oil изначально была обычной нефтеперерабатывающей компанией, не отличающейся от конкурентов. Позже Рокфеллер понял, что заработать больше можно, если контролировать все этапы производственного процесса: не только переработку, но также добычу и перевозку нефти.
Компания Рокфеллера начала самостоятельно производить деревянные бочки для перевозки нефти за 1$, вместо того чтобы покупать их за 2,50$. Сэкономив на издержках и нарастив производство, Рокфеллер договорился с железнодорожными компаниями о скидке на перевозку нефти взамен на его обещание перевозить по ним 60 вагонов нефти в день, чего не могла себе позволить никакая другая нефтеперерабатывающая компания. Рокфеллер даже скупал бочки и вагоны-цистерны специально, чтобы они не доставались конкурентам, и позже сдавал им их в аренду. Договор аренды разрывался по его инициативе в самый неудобный момент, что вынуждало компанию-конкурента сливаться со Standard Oil или становиться банкротом. Также, в собственности Рокфеллера была как минимум одна железнодорожная компания. В 1870-е гг. железные дороги стали вовсе уходить в прошлое, благодаря внедрению Standard Oil нефтепроводов, обеспечивших ей полное и безоговорочное доминирование в вопросе перевозки сырой нефти.
Умело манипулируя рынком перевозки нефти в свою пользу, Standard Oil превращала своих конкурентов в банкротов, и за бесценок скупала их, превращаясь в монополиста. В 1880 гг. Standard Oil также активно скупала и нефтяные месторождения, чтобы взять под свой контроль еще одну сторону нефтяной отрасли - ее добычу.
Все вышеописанные манипуляции делались Standard Oil через сеть дочерних фирм, чтобы обойти налоговые и иные ограничения, действовавшие в разных штатах США. Многие обанкротившиеся компании-конкуренты, имевшие дело с дочкой, и не догадывались, кто за этим стоит.
Чтобы эффективно управлять этой сетью, в 1882 г. Рокфеллер организовал Standard Oil Trust, состоявшей из 40 компаний по перевозке, добыче и переработке нефти. Представая внешне как самостоятельные компании, они контролировались советом попечителей из 9 человек, среди которых был и сам Рокфеллер.
Так Джон Рокфеллер стал монополистом нефтяного рынка США. В 1894 г. он стал первым в истории долларовым миллиардером. Лишь в 1911 г. Standard Oil попал под действие антимонопольного закона, и по решению Верховного Суда США и был разделен не независимые компании.

Итак, трест является сетью взаимосвязанных организаций, имеющих общее управление. По сути, это целая отрасль экономики, контролируется одним продавцом. Это и есть чистая монополия.

Памятка о видах монополий
Памятка о видах монополий

В заключение

Приведу еще несколько понятий, связанных с монополиями.

Концерн - это объединение внешне различных, но связанных общим управлением предприятий разных отраслей промышленности. Например, концерн Volkswagen производит автомобили, электронику, и даже сосиски. При этом у предприятий концерна не только общее централизованное управление, но и единая стратегия развития. Предприятия концерна действуют с оглядкой друг на друга, стараясь взаимодополнять себя.

Так, сосиски Volkswagen изначально делал для нужд персонала. Следовательно, все предприятия концерна взаимосвязаны.
Концерн Volkswagen. Фото из открытого доступа
Концерн Volkswagen. Фото из открытого доступа

В отличие от треста, концерн создается путем добровольного присоединения, а не поглощения. Любая компания сохраняет хозяйственную и юридическую самостоятельность, и может при желании выйти из концерна.

Конгломерат - это противоположность концерна в вопросе управления. Конгломерат может включать в себя абсолютно не связанные отрасли. Например, предприятия конгломерата General Electric известны производством и медицинского оборудования, и авиационных двигателей. Централизованного управления и стратегии у предприятий конгломератов нет.

Монопсония - рынок, представленный одним покупателем. Да, возможно и такое. Например, на рынке вооружения в РФ единственный покупатель - Министерство обороны.

Можно сделать вывод, что с монополиями не все так просто, как кажется на первый взгляд. Монополии могут отличаться друг от друга, по степени свободы в них разных предприятий. Хотя монополии чаще вредят потребителям, иногда их существование более целесообразно и полезно, чем нескольких разных продавцов.

Читайте также

✅✍🏻Записаться на пробный бесплатный урок по обществознанию!